Радости и невзгоды IT-шника, который захотел летать
В последнее время всё больший интерес у людей вызывают мультироторные системы во всех их проявлениях. Будь то аппараты класса DJI Phantom и Inspire, или огромные октокоптеры размером с автомобиль, или наоборот маленькие, но юркие коптеры, а-ля Hubsan x4, но моё внимание привлекли скоростные квадрокоптеры ~250-го размера, имеющие безумный запас тяги и скорости. Многие из вас наверняка встречали завораживающие видео с гонками и фристайлом квадрокоптеров. Глядя на них, кажется: чего стоит купить агрегат и вот так же взмыть в небеса, делать виражи меж препятствий и ловко обгонять соперников, но к сожалению это не так…
Ровно год назад идея попробовать себя в роли пилота реализовалась и я начал свой долгий и тернистый путь в мир радиомоделистов, скорости и высоты. Я нисколько не разочарован в приобретённом хобби, оно затянуло меня с головой. Когда за секунды взмываешь в небо, слышишь рёв моторов, проходишь трассу с лучшими результатами — это просто непередаваемые чувства. Но у всего этого есть и обратная сторона. Падения, поломки, вечные ремонты и опять поломки, долгие вечера с паяльником и необходимость в большом количестве запасных частей. Спустя год, хотелось бы поделиться всеми радостями и невзгодами этого увлечения, предостеречь кого-то от ошибок, а для кого-то возможно помочь сделать выбор, нужно ли ему это хобби.
Тема гоночных квадрокоптеров крайне объёмна. Тут и радиоаппаратура, и аккумуляторы, и конфигурация двигателей, регуляторов оборотов, режимов полёта, настройки PID, и много чего ещё. Постараюсь уложиться в приемлемое количество символов, к сожалению, опустив многие вещи. Но если у вас останутся вопросы, то с радостью постараюсь ответить на них в комментариях.
Первой ошибкой на моём пути оказалась покупка китайского пластикового квадрокоптера для «попробовать». Долго облизывался и смотрел на наборы для сборки с бесколлекторными движками, но цена… В итоге решил купить хоть что-то, а именно довольно популярную модель Syma X5S. Возможно, данный коптер дал мне начальные представления о управлении и работой стиками аппаратуры, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что за те же деньги лучше купить радиоаппаратуру и шнурок для подключения её к ПК, тренироваться на симуляторе и параллельно копить деньги на всё остальное. К примеру, сейчас я летаю с аппаратурой FlySky FS-i6 — это одна из самых бюджетных аппаратур на рынке, по стоимости она сравнима с Syma X5S, позволяет летать в симуляторах и с некоторыми модификациями использовать 10 каналов вместо заявленных шести. Ну и раз уж пошла речь о аппаратуре, рекомендую также присмотреться к Radiolink AT9.
Выбор комплектующих для самого летательного аппарата — это тема для отдельной статьи и наверное даже не одной. Скажу только, что на данный момент актуальны X-образные рамы, такие как QAV-R и Alien 4/5/6 с толщиной луча не менее 4 мм. Ходовая система с движками размера 2204/2205/2204 2300–2600KV и регуляторами не менее 20А. Ну и скажу, что не имеет смысла покупать сразу топовую конфигурацию — во время обучения вы будете падать и врезаться безумное количество раз, движки будут сминаться от ударов, регуляторы оборотов гореть, а рамы… ох бедные рамы. Потому рекомендую, купить как минимум пару движков в запас, один дополнительный регулятор оборотов и много, очень много пропеллеров и желательно крепких (к примеру DAL 5040).
Сначала мне придётся немного разочаровать вас. В большинстве видео картинка полёта просто шикарна… Конечно, чего б ей не быть шикарной если съёмка идёт на GoPro Black да ещё и в 60fps? Но пилот видит совершенно другое, а именно то, что начинается в видео выше с 20-й секунды. Картинка представляет из себя аналоговый сигнал PAL/NTSC формата, передаваемый на частоте чаще всего 5.8 Ггц. К сожалению, цифровые форматы пока не могут тягаться по уровню задержек с аналоговым сигналом, да и помехи порой гораздо лучше чем фриз картинки на секунду. Для справки: на высокой скорости за секунду коптер пролетает ~25 метров, поэтому очевидно, что пока цифре тут не место.
На этом этапе я также совершил ошибку из серии «Скупой платит дважды». Из китайских очков-кинотеатра мной был сделан аналог FatShark Teleporter V3. Конечно, устройство получилось удобным и даже лучше своего именитого сородича, но всё же это не стоило потраченных денег и времени. В итоге я отодвинул мокрые жабьи лапки от своей шеи и купил хорошие очки Carl Zeiss Cinemizer Plus. Надо сказать, что цена б/у очков вышла ненамного дороже потраченных средств на самодельный аналог. Как итог рекомендую покупать сразу хорошие очки уровня FatShark Dominator, FatShark Base, Boscam GS920 и многих других. Стоимость FPV очков высока, но помните, что они могут вам служить очень долго. Если всё же не хочется тратить много денег, то лучше задуматься о шлеме Quanum Goggle V2 или его аналогах.
Итак, заветные коробочки с комплектующими у нас на столе. В одной из этих коробочек наверняка лежит LiPo батарея и не одна. Батареи — это первое, с чем вам необходимо быть аккуратными. Для квадрокоптеров применяются высокотоковые батареи, которые в отличие от батарей в телефонах, могут быть крайне взрывоопасными. LiPo батарею можно сравнить с канистрой бензина — сама по себе она никогда не загорится, но если быть с ней неаккуратным или хранить в неположенном месте, то наверняка ни к чему хорошему это не приведёт. С батареями так же: в режиме хранения, лежащая не под палящим солнцем, она никогда не взорвётся. Но во время зарядки обязательно контролируйте процесс, особенно когда ваше зарядное устройство и аккумуляторы не обкатаны. Вполне возможно, з/у продолжит подавать напряжение после достижения необходимого порога, произойдет перезарядка батареи, литий начнет переходить в газообразное состояние, батарея надуется и через некоторое время прорвётся и произойдет её воспламенение. Если батарея начала надуваться и греться — срочно кидайте её в ванну или другое огнеупорное место! Если батарея заряжена и произойдёт её разгерметизация, то случится всё то же самое, что и описано выше, это же будет и при долговременном коротком замыкании. Ну, а теперь вспомните о бензине, сам по себе он никогда не загорается. Так что без паники!
Ещё одна вещь которую вы должны запомнить! Не запускайте квадрокоптер на столе с накрученными винтами! Никогда! Крутящий момент движков очень высок, в случае проблемы вы получите у себя на столе циркулярную пилу, и не одну, а целых 4! В некоторых случаях можно допустить подъём квадрокоптера на полу, но только тогда, когда вы будете уверены в его поведении, и ни в коем случае не взлетать дома выше уровня 10 сантиметров! Этой высоты вполне достаточно для тестирования настроек PID контроллера. Когда-то давно мной было снято глупое, но наглядное видео: на квадрокоптере стоят движки в несколько раз слабее тех, что обычно устанавливают сейчас, но это не мешает им расправляться с огурцом. Для закрепления материала небольшое фото. И опять же — без паники, господа! Просто соблюдайте меры безопасности.
Вот и настал черёд первых полётов по FPV. Когда вы впервые надеваете очки или шлем, вы по понятным причинам не видите происходящего вокруг вас и во время полёта не сможете его снять до приземления. По этом причине, крайне рекомендую ходить на поле с друзьями и просить их наблюдать за полётом. При возникновении проблем с видеосвязью или управлением за секунды коптер может оказаться очень далеко от того места которое вы видели. При наличии высокой травы поиски пропажи в одиночку могут затянуться на часы. Кроме того, друг вам всегда подскажет нет ли на поле людей и не отвалилось ли чего от вашего аппарата. А ещё первое время лучше летать недалеко, не очень высоко и опасаться деревьев.
Вот эта милая женщина нашла коптер первой и принесла его нам, за что ей большое спасибо!
Первое время вы будете много падать. Очень много падать. Очень-очень много падать =) И после того, как научитесь нормально летать, тоже будете падать. Обычная практика во время полётов на поле менять несколько комплектов винтов. Хорошо собранным квадракоптерам редко страшны удары о дерево или о землю (к примеру удар о дерево в видеоролике привёл только к замене одного винта); главным врагом являются бетонные и металлические конструкции. Столкновение с бетонным столбом на скорости 100 км/ч не сулит ничего хорошего. Лично у меня бетонные конструкции стали виной поломки 3 двигателей и нескольких карбоновых лучей.
Малая часть того что вы наломаете.
Да-да, это был столб…
Минимальный набор который стоит брать с собой.
Увлечение квадрокоптерами — это отличный повод подружиться с разными людьми в вашем городе, объединенными общим увлечением. Несколько раз я встречал людей с коптерами в парке и просто подходил к ним знакомиться (чего наверное в любой другой ситуации не сделал), с некоторыми познакомился благодаря форумам и пабликам в социальных группах. Благодаря этому хобби, всего лишь за год я приобрёл много хороших друзей, с которыми приятно проводить время.
А ещё вы будете привлекать большое количества зевак.
Большим плюсом совместных полётов является помощь в настройке, передача опыта, помощь с запасными частями. Иногда проблема с аппаратурой бывает просто неявной и для её локализации приходится менять кучу компонентов, с которыми могут подсобить ваши друзья. А ещё вам дадут попробовать новые пропеллеры и поглазеть на новую модель очков. Кроме того, иногда удобно делать совместные закупки, да и вообще вместе веселее!
Немного о грустном. Скорее всего, вас ждет много поломок, бессонных ночей в попытках настроить что-либо. Иногда мне просто хотелось всё бросить и продать. Казалось, что в режиме Acro летать просто невозможно, а оборудование никогда не заработает, как хочется. Некоторые покидают хобби из-за подобных проблем, но лично я следую пословице «Терпение и труд всё перетрут!». Например, сейчас, после очередных полетов, квадрокоптер валяется с проблемой передачи видеосигнала, но наверное это стоит принять как должное. У меня в запасе лежит ещё один передатчик на случай, если установленный полностью вышел из строя.
Я знаю, многих интересует этот вопрос. Скажу прямо: начальные затраты составят минимум 35.000–50.000 руб. Вам будет нужно купить сам коптер (~10.000–15.000 руб.), аппаратуру радиоуправления (~5.000–15.000 руб.), очки и наземное FPV оборудование (~10.000–25.000 руб.), зарядное устройство (2.000–5.000 руб) и батареи (1.500 руб за шт.). Но надо понимать, что многие из этих вещей у вас останутся надолго, а дальнейший апгрейд компонентов будет стоить не так дорого. Кроме того большинство компонентов лучше покупать парой. Да-да… Сломаться может всё, а ждать, к примеру, новый контроллера полёта вы будете месяц. Именно поэтому я и не волнуюсь о том, что мой коптер сейчас лежит с нерабочим передатчиком видеосигнала. Сейчас мои средние затраты на хобби составляют 2.000–3.000 руб. в месяц, это сравнимо с затратами на любое другое популярное хобби.
Фото с одного из первых полетов на первом квадракоптере.
Спасибо за внимание! Надеюсь кому-то эта статья была хоть сколько-нибудь интересна и полезна. Ещё больше я буду рад, если она станет стимулом влиться в наши ряды. Удачных полётов!