Работа в Google. Из Украины в Кремниевую долину
Он решил пару математических задач и устроился на стажировку в Facebook, уехал из Украины в Кремниевую долину, перешел в Google и теперь работает из дома 4 дня из 5. Мы пообщались с Вовой, инженером компании Google, который поделился историей, как он попал на стажировку в Facebook, почему решил уйти оттуда, и почему Google устраивает его больше.
Ниже мы прикрепили видео с полным интервью.
Для меня математика — костяк мировоззрения
Я разделяю ее на понятную школьную, и на ультраспециализированную университетскую. Объективно, вторая мне не нужна сейчас в жизни. Она бы пригодилась, если бы я писал машинное обучение, или само ядро. Но я этим не занимаюсь, поэтому мне хватает школьной программы по алгебре.
Математика помогла мне понять, что такое доказательство, что есть четкая задача, которую либо можно доказать, либо нет. И ее нельзя решить наполовину. В этом случае у тебя появляются четкие понимания, что такое правда и истина, что существуют логические цепочки. И это делает из тебя скептика, который раскладывает знания о мире по полочкам.
В олимпиадах я участвовал с 7 класса по 11. В университете уже это бросил: открыл для себя Dota и свободную жизнь.
Как я попал в Facebook
Я участвовал в олимпиаде Facebook Hacker Cup.
Крупные IT-компании проводят свои олимпиады. У Google она называется Google Code Jam, у Facebook — Facebook Hacker Cup. Они проходят в несколько этапов.
Первый этап — это просто открытая регистрация, где проверяют, знаешь ли ты, что такое программирование. На следующем этапе задачки уже более сложные. Потом этап средней сложности, и затем уже выбирают кандидатов на финальный On-Site, где нужно непосредственно в офисе компании прорешать задачи. Правда, призы у них смешные. На первом месте ребята получают $10 тыс. Для школьника это много, но это несерьезные деньги.
Что более важно, так это то, что эти олимпиады мониторятся разными компаниями. Мне написал рекрутер с вопросом, хочу ли я попасть на стажировку. Я никогда в жизни не представлял, что вообще выеду с Украины. У меня был план заработать тысячу долларов, снять квартиру — и все, жизнь удалась.
Тогда не было никаких обменов студентами, никаких международных конференций. Тогда я был в изоляции, даже в какой-то мере в стагнации. Мы получали знания 20-летней давности, это было абсолютно неинтересно. Преподаватели, грубо говоря, на лекции приходили пьяными. И в университет можно было вообще не ходить, ничего не делать и все равно выпуститься. Что мне собственно и удалось.
Поэтому я не верил, что вообще мог перебраться туда. Мне написал рекрутер и сказал:»Ты неплохо показал себя. Если хочешь на собеседование и на стажировку, то реши вот эти задачи», и скинул мне ссылку на их страницу с заданиями. Я с моим соседом немножко передраматизировал, и мы попытались решить все задачи. Сделали где-то 11 из 13. Причем последние уже были очень сложными. В итоге оказалось, что рекрутер просто хотел посмотреть, можем ли мы вообще на кнопки нажимать, или кто-то за нас все решил. То есть мы могли просто решить 2 задачи и расслабиться.
После этого было собеседование по телефону. Я успешно его прошел, отчасти из-за того, что я уже знал, как решать то, что мне задали. Так что вот мой совет школьникам и студентам: все технические интервью, которые сейчас проводят компании, по сути олимпиадные задачи. Причем олимпиады на областном уровне гораздо сложнее, чем интервью. Поэтому если вы показываете хорошие результаты на областных олимпиадах, интервью на стажировку проходятся с закрытыми глазами.
Затем меня пригласили уже в Кремниевую долину. Мне предложили зарплату в $5800 в месяц + $1000 на квартиру, или же они сами платят за жилье. Я выбрал деньги. Для сравнения, в Украине я зарабатывал $1300. То есть мне предложили цену в 5 раз больше. Поэтому моя реакция была:»Да, забирайте меня с руками. Я готов на все».
Объективно, Facebook и Google — лучшие компании для программистов
По крайне мере для начинающих. На базовых уровнях ты сам выбираешь задачи, работаешь когда тебе удобно, ибо у тебя есть доступ ко всему оборудованию. Неограниченный интернет, современные машины, интересные проекты и так далее. Твори не хочу.
Единственная моя проблема с Facebook была в том, что я не использовал продукт. От Facebook мне нужен был только мессенджер. Поэтому то, над чем я работал, было мне безразлично. И это сильно било по мотивации. Еще денег не всегда хватало, и тогда появлялся вопрос, зачем я делаю то, что мне неинтересно.
Забегу вперед и скажу, что моя зарплата в этом году в Google будет составлять $254 тыс.
Почему я ушел с Facebook
Потому что не умел сам себя менеджить. Я попал в команду игр, и хотя в игры я люблю играть, но к сожалению я попал в команду браузерных игр, которые неинтересные и повторяющиеся. Они сделаны просто для того, чтобы выжимать деньги. И мне это очень не нравилось.
Мне сейчас пишет человек из какой-то брокерской компании, пытается заманить к себе. Но я ему не отвечаю, потому что мне неинтересно заниматься финансами. И хоть я могу там заработать больше, но… Приведу пример: сейчас я работаю из дома 4 дня из 5. В Google на 100 человек приходится только 10, у кого такие условия.
Сейчас я живу в Сан-Франциско, а работа находится в Маунтин-Вью. Дорога на корпоративном автобусе туда и обратно занимает 1 час. И на работу и домой я каждый раз приезжаю выжатым. Естественно мотивация нулевая. А дома я просто надеваю пижаму и сажусь за свой огромный монитор. Отчасти в этом как раз причина, почему я не хочу менять свою команду: такой возможности может просто не быть.
Это сложилось исторически. Мой менеджер начал много работать удаленно, а потом уже наша команда подключилась. Я не скажу, что это легко, потому что часто сложно себя мотивировать, и успех дня зависит от того, что ты начал делать первым — работать, или включил YouTube или игру.
Но если что-то нужно сделать срочно: написать прототип или новую функцию, я сделаю это за день или два. На такие запросы отвечаю моментально, поэтому на мне нет висящих срочных задач. А вот с долгосрочными у меня проблемы. Потому что нужно планировать свое время, расписывать все и так далее, и очень легко выбиться из режима работы.
Как я попал в Google
Меня нашли через Facebook. Если вы попали на стажировку, и у вас в резюме есть какая-то из крупных компаний, то с вами разговор уже будет совсем другой. Опыт в таких компаниях перекрывает оценки и диплом университета. Стажировка в Facebook дает очень-очень много очков.
Я не знаю, где меня нашли, может в LinkedIn. Рекрутер написал на почту и пригласил на стажировку. Я прошел собеседование, оно было техническим — олимпиадные задачки областного уровня. Но мне не подобрали команду, и сказали:»Иди, мальчик, погуляй». Через год мне уже нашли команду. Сначала я работал в отделе Google Glasses, проект Aura, а потом уже перешел в RMI — Research Machine Intelligence. И здесь я работаю почти три года.
В Google мне нравится почти все. Я сам себе ставлю задачи, работаю тогда, когда хочу, у меня есть безлимитные ресурсы, если они понадобятся. То есть я могу получить доступ к дата-центру или какой-то видеокарте или компьютеру. Меня не микроменеджат. Работа менеджера в компании — помочь продвинуться по карьере, а не заставить сделать проект. В мои задачи входит: расставлять приоритеты, искать заказчиков, писать продукт, тестировать его, рисовать и развивать, вести документацию и так далее. За это мне столько и платят. Все то, что делают специализированные люди, висит на мне.
Я и верстаю, и пишу фронтенд и серверную часть, и базы данных, и работаю с ними, и создаю эксперименты, собирая данные — все подряд. Есть области, в которые я не лезу, но если сильно приспичит, то могу освоить и их. Вот моя основная работа — бесконечная учеба и изучение всех технологий.
Одной из особенностей Google является то, что у нас внутри компании почти все самописное. У нас есть своя система сборки, фреймворк языков, среды разработки, и даже трекер-задач. При найме опыт других компаний полезен, но никаких особых требований к кандидату нет, потому что ему придется учить все технологии заново.
А не нравится мне здесь то, что Google все время кто-то судит. Из-за этого у нас возникают проблемы в плане доступности данных. С каждым годом работа с данными становится сложнее и сложнее. Собирать данные — это огромный геморрой. Надо писать документацию, как эти данные будут использоваться, как хранить, их нужно шифровать и обновлять каждую неделю. И это очень сильно тормозит разработку.