Работа с художественным стеклом. Витражная техника фьюзинг – печное сплавление
Фото 1.
Витражи — одна из очаровательнейших областей декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Интересно, что существует несколько более-менее современных технологий соединения стеклянных деталей в рисунок, причём, выделить из них лучшую, никак нельзя. У каждой есть целый ряд, как достоинств, так и недостатков и, пожалуй, самые интересные работы используют нечто среднее — беря от каждой лучшее и, по возможности, нейтрализуя недостатки. Некогда, витражное дело было крайне хлопотным и дорогим удовольствием, сегодня, некрупные работы можно выполнять прямо в квартире, материалы и инструменты доступны рядовому заинтересованному гражданину. Познакомимся с относительно молодой и чрезвычайно эффектной техникой работы с художественным стеклом — fusing — сплавление в единую работу плоских заготовок уложенных слоями в специальной печи.
Прежде всего — стекла для таких работ должны быть не только цветными, но и специальными — все с одинаковым КТР (коэффициентом теплового расширения) иначе при остывании работы она разлетится вдребезги. Могут быть и более коварные случаи — видимых трещин нет, но есть оставшиеся в стекле заметные внутренние напряжения, могущие через время подложить колоссальную свинью.
Работа начинается с идеи, рождающейся в голове витражиста. Один из нашей семейной домашней мастерской имеет художественное образование и это крупная удача — принцип работы с цветами и формами здесь ничем не отличается от таковых в живописи. Процесс перенесения идеи на бумагу бывает, занимает до недели времени и кипу изрисованных черновиков — работать по готовым эскизам скучно, как и повторять сделанное, хотя, иногда все-таки приходится. Получив готовый эскиз с учетом особенностей процесса и подбора цветов, вычерчиваем картон — тот же эскиз, но рабочий, в натуральную величину и раскрашенный или с указанием цветов.
Фото 2. Перенос контуров более-менее крупных деталей на пленку. Вырезав ее ножницами, получаем шаблон. Приложив его к стеклу и обведя спиртовым фломастером — контур детали на стекле. Мелочь обычно рисуем прямо на стекле и вырезаем на глаз.
Фото 3. Главный инструмент витражиста — стеклорез. Здесь он специальный — роликовый, масляный и с нарочито узкой головкой.
В отличие от обычной прирезки стекла, ведут витражный стеклорез от себя — так удобнее следовать за криволинейной разметкой. Паче чаяний, с резкой витражного стекла, даже в довольно сложных случаях, справляются и дети среднего школьного возраста — оно тоньше и менее прочно, чем скажем, обычное оконное.
Фото 4. Самодельный инструмент-ломатель стекла. Применяется на мелочах после стеклореза.
Фото 5. Специальный ломатель для маленьких краёв. Применяется также после стеклореза. Инструмент первой необходимости, по крайней мере, в тонких работах с мелким подробным рисунком.
Все края стеклянных деталей и даже довольно мелких, как правило, выравниваем на шлифовальной машине. Практика показывает — несмотря на трудоемкость и израненные пальцы, дело того стоит — их оплавленные края удаются куда как более плавными и красивыми.
Фото 6. Самодельный шлифовальный станок для витражного дела. Промышленный алмазный инструмент на металлической связке вращается вертикально и при работе непрерывно омывается водой — нет вредной пыли и инструмент работает дольше. Губка, прижатая к обратной стороне инструмента предотвращает разбрызгивание.
Фото 7. Импровизированная шлифовальная машина для мелочей — в сверлильный станок, на оправке, установлен небольшой алмазный инструмент. Омывание водой вручную — при работе прижимаем смоченную губку.
Еще один необычный приём — применение в работе стеклянных струн и как вариант — завитушек. Их изготовление — простейшая стеклодувная операция — две спицы из нержавеющей стали, к одной прилепляется кусочек нужного стекла, разогревается и прилепляется вторая спица. Комочек стекла расплавляется в каплю и в одно плавное движение вытягивается или изгибается завитушка. При остывании стекло откалывается от стали за счет большой разницы в КТР — здесь это, вредное обычно, явление удается с пользой применить. Такие тонкие стеклянные прутики легко откалываются в нужном месте обычными торцевыми кусачками. Их изготовление и применение намного хлопотнее и сложнее использования специальной запекаемой краски, но и выглядят они в готовой работе много лучше — гладкая, блестящая, слегка рельефная поверхность.
Фото 8. Разогрев кончика стальной державки. Оранжевым — т. н. «содовое свечение» от остатков прилипшего стекла.
В работе мы часто используем и стеклянные крошки различных цветов и фракций. Их изготавливаем на месте, из нужного стекла и в нужном количестве в специальной ступке. Затем, рассеиваем на наборе сит.
Фото 9. Стеклянное панно «Гранат» в работе. Примечательные моменты — применение стеклянных завитушек, стеклянных крошек, шлифовка мелочей. Фрагмент готовой работы — Фото 1.
Большие детали во время сборки иногда приклеиваем во избежание сползания при случайных сотрясениях или толчках. Маленькой капелькой силикатного клея (чуть разбавленное жидкое стекло). Прочность здесь не нужна — только бы донести в неизменном виде до печи. Детали мелкие мы не наклеиваем — жидкое стекло при оплавлении работы так и норовит выбраться наружу и образовать ноздреватую пористую поверхность. Уповать приходится на твердость рук и спокойствие духа — собранную заготовку переместить в печь, пусть и стоящую в двух шагах. Довольно тяжелую стекляшку нужно поднять со стола, пройти с ней пару шагов и аккуратно положить на подготовленный под печи. Плавно, строго горизонтально «не скрипнув ничем, не спугнув комара». А учитывая наличие округлых и не всегда плотно прилегающих легких деталей (струны, крошки, завитушки) — натуральная авантюра, эквилибристика. Но обычно справляемся.
Фото 10. Еще один оригинальный приём — заполнение больших поверхностей сплошным толстым слоем стеклянных крошек. При этом, подбирая их крупность и смешивая цвета, удается отчасти добиться схожести с живописью. На фото — в работе стеклянная репродукция Марка Шагала «Картина с козой».
Фото 11. Мелочи приходится собирать с сильным светом и под лупой. Это длительная кропотливая работа. На фото — сборка ёлочных игрушек.
Фото 12. Собранная работа на поду самодельной печи. Последняя проверка и корректировка мелочей — в четыре руки, с сильной лампой-переноской и длинной иглой. Печь для спекания стекла напоминает чемодан — ровный низкий под, высокая откидная крышка.
Спекание-сплавление стекла, как и любая его термообработка, процесс многостадийный и весьма деликатный — этот материал крайне не любит значительных и быстрых изменений температуры — термоудар. Стекло нужно очень плавно, не допуская больших перепадов температуры в его толщине, нагреть, так же остудить. При остывании работу тут же отжигаем — выдерживаем некоторое время при температуре чуть ниже точки плавления и особенно замедленно даем остыть. Максимальная температура за сессию — 740…750 град. Цельсия. Всего, процесс занимает 16…20 часов. Любопытно, что само сплавление длится около 10 минут, почти всё остальное время — нагрев и охлаждение, скорость которых тем меньше чем крупнее работа. Рельеф поверхности готовой работы можно гибко регулировать температурой и временем оплавления. От рельефного — выступающие стеклянные детали, со слегка оплывшими краями слипшиеся с подложкой, до единой плоской пластины.
Фото 13. В печи 740 град. Цельсия. Спекание окончено, теперь только остывание. Единственный момент, когда в печь можно заглянуть.
Оплавление происходит вслепую и, в общем случае, без вмешательства «оператора». При этом стеклянные детали частично размягчаются, многие мелочи расплавляются полностью, стекло при этом приобретает консистенцию густого сиропа со всеми вытекающими — к нему тут же прикладываются все законы, действующие в жидкостях — капиллярные силы, тяготения, поверхностного натяжения. Представив это, обычно несложно предугадать и поведение деталей в печи. Тем не менее, в более-менее сложных работах, гарантий успеха нет никаких. Опыт и мастерство сильно снижают вероятность брака, но всякий раз открываешь остывшую печь с готовой работой затаив дыхание и скрестив на удачу пальцы — неделя кропотливой работы может быть испорчена из-за неудачной стеклянной крошки или кусочка струны перекатившейся от теплового расширения. Их может повернуть или стащить силами поверхностного натяжения при расплавлении, да мало ли! Тем ценнее работа удачная. Ну и к браку тоже нужно относиться философски — как к еще одному эксперименту, ступеньке на лестнице к мастерству.
Процесс оплавления длительный и многостадийный, к счастью, за всем следит автоматика, следует только настроить и отшлифовать многоступенчатую программу термоконтроллера (т. н. «термопрофиль») с учетом особенностей печи и ориентируясь на нужный результат.
Ради чего весь сыр-бор — фотосессия.
Фото 14. Стеклянное витражное панно — репродукция работы Марка Шагала «Картина с козой». К слову, коза удалась особенно хороша — ну что за ехидный взгляд!
Фото 15. Стеклянное панно — крышка будущей шкатулки «Бабочки-голубянки».
Фото 16. Шкатулка с ангелом. Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 17. Настольный декор — «Кактусы». Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 18. Настольный декор с котом. Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Babay Mazay, октябрь, 2023 г.