Работа над носителями по всему земному шару

Последние дни выдались весьма бодрыми в области новостей о работах над различными носителями. Появились свежие фотографии компонентов центрального блока сверхтяжелой ракеты SLS, SpaceX привезла на испытания финальную модификацию Falcon 9 — Block 5, в Китае начались испытания двигателя «Великого похода 5» в рамках исправления причины прошлогодней аварии, а формулировка «над ракетами-носителями» в заголовке заменена на более общую из-за продолжения рулежных испытаний самолета-носителя Stratolaunch.

2grb7qk8m5crwknextqzyeqnz-y.jpeg
Фото: Stratolaunch

Сборка SLS


Центральный блок (вторая ступень по российской классификации) ракеты-носителя SLS состоит из пяти больших частей: двигательного отсека, бака водорода, межбакового отсека, бака кислорода и переходного отсека.

jblvk4ulmpurln9bulcuqsob18q.jpeg
Схема центрального блока SLS, рисунок NASA

Наиболее продвинулись работы по переходному отсеку. Его прочность сочтена избыточной, поэтому для него не стали изготавливать дублер для прочностных испытаний. На летный экземпляр уже установили разъемы сопряжения со стартовым комплексом и нанесли теплозащиту.

evycsmsj_mic6ozsphjykhgu3se.jpeg
Переходный отсек SLS, фото Philip Sloss/NSF

Сейчас проводится монтаж кабельной сети, отдельно проходит испытания электроника. В переходной отсек установят три бортовых компьютера, инерциальную навигационную систему и один из передатчиков телеметрической системы с антенной.

i0m5b0jmxifc_w7i9r2lcyey5wi.jpeg
Электроника на испытаниях, фото Philip Sloss/NSF

Одновременно изготовляются летные экземпляры и технологические макеты для прочностных испытаний остальных элементов ракеты-носителя.

Межбаковый отсек выполняет сразу несколько задач. Прежде всего, он должен выдерживать нагрузки и вибрацию в полете. Ситуация дополнительно осложняется тем, что к нему будут крепиться боковые ускорители. Там же расположена электроника, приборы телеметрии, аккумуляторы, датчики и контроллеры. Ну и, наконец, через него проходят трубопроводы верхнего (кислородного) бака. Из-за производственных особенностей корпус летного экземпляра межбакового отсека собрали раньше, чем макет. Поэтому первый уже покрыли грунтовкой и теплозащитой, а последний еще только везут на испытания.

zatjmzraspxzm5nvc3olgbr2taw.jpeg
Летный экземпляр межбакового отсека, фото Philip Sloss/NSF

lc5psonpviv9r97tmu5tvo1ns2g.jpeg
Технологический макет, фото Philip Sloss/NSF

Летный экземпляр кислородного бака тоже обогнал свой макет — его уже успели провести через неразрушающие испытания и промыть. Следующий этап — покрытие антикоррозийной грунтовкой и теплозащитной пеной.

2s-3opt_ft1rcqdhdupeytsywgg.jpeg
Баки водорода (длинный) и кислорода (короткий) в цехе, фото NASA

fz2xubs20_hojusjmzgoeffj-ks.jpeg
Технологический макет бака кислорода, фото NASA

Летный экземпляр водородного бака успел пройти только пневматические испытания.

Двигательный отсек пока еще не собран из двух частей. Зато его дублер уже прошел прочностные испытания. Здесь будут установлены двигатели, их гидравлические приводы, различные контроллеры и другая аппаратура.

0mpkcwx20kqwopkhimtsgsibtnw.jpeg
Хвостовая часть двигательного отсека, фото Philip Sloss/NSF

Работа в сборочных цехах Мишуд (Michoud Assembly Facility, MAF) в Новом Орлеане идут буквально круглосуточно. Собранный центральный блок для первого полета SLS должен покинуть цеха в конце этого или начале следующего года.

Block 5 в МакГрегоре


ekxlmi4tlx6isxvtbqy7zwlbzm4.jpeg
Falcon 9 Block 5, фото Gary Blair/NSF, оно же в большом размере

Финальная версия ракеты-носителя Falcon 9, Block 5, прибыла для испытаний на тестовом стенде SpaceX в МакГрегор. На ней собираются воплотить сразу несколько изменений. Прежде всего, упрощается межполетное обслуживание. Маск заявлял, что эта версия будет готова к полету всего спустя сутки после посадки. Новые посадочные опоры можно будет складывать усилиями обслуживающей команды (до этого их приходилось снимать целиком), ступень получит теплозащиту для облегчения торможения в атмосфере, и алюминиевые рули заменят на титановые. Новые рули уже были испытаны на запуске Iridium NEXT-2 летом 2017.

6-riqrd1mparwj9qfmf5x6brux0.jpeg
Новые рули, фото SpaceX

Далее, реализуются строгие требования NASA по безопасности полетов — меняется конструкция баков наддува и турбонасосов двигателей — изучение летавших и проходивших испытания двигателей обнаружило трещины в турбонасосах. По требованию NASA перед полетом с экипажем «замороженная» версия ракеты, без новых изменений, должна будет совершить семь успешных полетов.

Исправленные двигатели для «Великого похода-5»


Второй запуск ракеты-носителя «Великий поход-5» прошлым летом был аварйным. Высказанная тогда по анализу трансляции версия, похоже, оказалась верной — в ноябре анонимные источники сообщили, что причиной аварии стало перекрытие топливного тракта одного из двигателей оторвавшейся крышкой кожуха вала ротора турбонасоса.

48oqbsrxrb41oq6uqmsjxz-i3ha.jpeg
Сборка двух двигателей YF-77, схема CALT

Как и ожидалось, локализация и устранение проблемы заняли уже полгода, и работа еще не завершена. По официальной информации исправленный двигатель приступил к огневым испытаниям с середины февраля. Дата следующего полета «Великого похода-5» все еще неизвестна, и это продолжает сдвигать вправо интересную китайскую миссию «Чанъэ-5» с возвратом на Землю лунного грунта.

s4nukmxrkukabg3zkpgzpdy6mu8.jpeg
Испытания двигателя YF-77, фото CASC

Новая скорость Stratolaunch


Начавшиеся в декабре рулежные испытания самолета-носителя Stratolaunch были продолжены 25 и 26 февраля. На них была достигнута скорость 74 км/ч. Очевидно, уже скоро нас ожидает первый полет самого большого на сегодняшний день самолета. Первый запуск ракеты-носителя с него ожидается в 2019, по сегодняшним планам это будет уже много раз летавшая ракета Pegasus.

© Geektimes