Работа архитектора решений. Взгляд изнутри

Путь разработчика долог и порой тернист. Но когда ты идёшь от junior к middle, всё понятно — есть задачи, старшие наставники, миллионы курсов. Движение от middle к senior уже сложнее. Теперь не ты обращаешься к коллегам за советами, а всё чаще они приходят к тебе. Но вот ты senior. Дальше можно менять предметную область или язык.

Но я предложу ещё несколько вариантов. Если есть желание (и умение) организовывать работу других, это прямая дорога к управлению командами. А если нет? И вот на этой развилке возникает вариант для тех, кто хочет максимально закопаться в свою сферу. Это путь архитектора: системы, решений, кластера и так далее.

В этой статье я расскажу про суть работы архитектора решений. Перейдём к знакомству?

bdb29dfa67f439360ce7f9687750d8aa.jpg

Привет, Хабр. Меня зовут Владимир Воловиков, я архитектор решений в компании МТС в кластере «Телеком» в группе solution-архитектуры. Всего я работаю в IT более 25 лет.

Я и руководил отделами разработки ПО, и был системным архитектором (об этом опыте я писал ранее).

Начнём с терминологии

Архитектор решений проектирует, что логично, IT-решения — совокупность технических средств (программных и аппаратных), необходимых для удовлетворения определенных бизнес-потребностей.

С этой точки зрения, решение может включать как доработку одной информационной системы, так и нескольких (интеграционное решение). Так что тут нет строгой привязки к одной системе.

Теперь на примере я расскажу о сути работы такого архитектора.

Сразу скажу, что названия услуг, указанные в этой статье, весьма условны. Как и деление на системы и слои. В реальном МТС решение получается несколько сложнее. Эта статья — не техническая документация. Я просто хочу показать, какие процессы могут происходить при проектировании разных технических решений.

Описание бизнес-потребностей

Давайте мысленно перенесёмся в Калугу и заглянем на улицу Ленина в произвольную квартиру дома № 1. У нашего абонента проводной интернет и мобильная связь от МТС.

Теперь мы можем предложить ему подключиться к цифровому телевидению. Но абонент не спешит этого делать. И даже реклама не помогает. Почему? Каждая из услуг по отдельности не может соперничать с аналогичными предложениями конкурентов. К тому же они подключаются разными договорами, у них отдельные счета и даты списания денег — неудобно.

Возникает прекрасная идея — предложить абоненту набор услуг: все три услуги сложить в одну корзинку, оформить один счёт и продать разом. А чтобы абонент точно-точно захотел купить, надо его заинтересовать. Что насчёт скидки? Например, первый месяц бесплатно, а потом — со скидкой в 20%. Очень даже конкурентно!

Теперь бизнес-заказчик оформляет эту прекрасную идею на бумаге. Итак, нам необходимо:

  • дать абоненту возможность сформировать под себя пакет услуг, состоящий из:
    ○ мобильной связи
    ○ широкополосного интернета
    ○ кабельного телевидения

  • сделать так, чтобы деньги за все услуги, входящие в пакет, списывались единовременно

  • оформить 100% скидки на первый месяц пользования пакетом

  • оформить 20% скидки на услуги во второй и последующие месяцы

Всё придумали и описали. Далее в игру вступает бизнес-аналитик. Его задачи таковы:

  • максимально точно описать все бизнес-требования (правила)

  • выявить и зафиксировать все функциональные требования

  • грамотно и точно описать все варианты использования

Предположим, что всё написанное устраивает бизнес-заказчика. Настал этап работы архитектора решений. Заглянем вместе с этим человеком «под капот» МТС и скажем, реально ли сделать то, что хочет бизнес.

Что мы имеем: архитектура и информационные системы

В разделе описывается ситуация AS IS.

Рис. 1. Структура информационных систем (ИС), реализующая работу мобильной связи, фиксированной связи и кабельного телевидения

Рис. 1. Структура информационных систем (ИС), реализующая работу мобильной связи, фиксированной связи и кабельного телевидения

Пусть у нас будут операторская и абонентская витрины, то есть вход для администраторов и, соответственно, для клиентов. А также по минимальному набору информационных систем для всех услуг:

  • CRM для работы с информацией: добавить, удалить, назначить цену и т. д.

  • расчёт стоимости и выставление счетов абоненту

  • работа с абонентами: добавить, удалить, изменить абонента. Добавить, удалить счёт, связать счёт с абонентом, сменить тарифный план, отключить или подключить услугу

  • авторизация

  • интеграция

Рис. 2. Схема работы модуля интеграции

Рис. 2. Схема работы модуля интеграции

Через интеграционный модуль отправляются запросы из витрины в другие части решения. У интеграционного модуля единый вход и правила маршрутизации (или карта). Например, приходит запрос «Получить список тарифных планов» — модуль отправляет его в нужную систему. Карту маршрутизации загружают в модуль с конфигурационными файлами или, например, через специальный пользовательский интерфейс.

Но пользователь всё ещё не может собрать для себя пакет услуг, а мы — сделать так, чтобы деньги списывались с одного счёта и в одно время.

Всё из-за того, что информационные модули мобильной связи, интернета и телевидения развивались отдельно и независимо друг от друга. И у них разные модели хранения данных и бизнес-процессы.

Как их объединить? Нужно решение. Так начинается следующий этап работы архитектора.

Моделирование интерфейса

Для начала поймём, какие функции должны быть у системы. Для этого архитектор описывает логику взаимодействия пользователя и системы, а также систем между собой.

Итак, абстрактно представим себе будущий пользовательский интерфейс и попробуем смоделировать процессы. Внутри компании в целом и отдельных команд есть свои стандарты. Я предпочитаю использовать диаграмму переходов, так как считаю её удобной.

Читается диаграмма переходов так: простыми прямоугольниками обозначаются конкретные страницы, стрелочками и текстом на них — действия, которые вызвал пользователь, нажав на кнопки или ссылки на этих страницах. Прямоугольники с боковыми полями — ответные действия системы.

Рис. 3. Диаграмма переходов будущего взаимодействия пользовательского интерфейса и системы

Рис. 3. Диаграмма переходов будущего взаимодействия пользовательского интерфейса и системы

Что в итоге у нас получилось? А вот такие возможные действия пользователя:

  1. Получить список продуктов абонента.

  2. Получить список продуктов, доступных для включения в пакет.

  3. Добавить в пакет продукт.

  4. Удалить из пакета продукт.

  5. Рассчитать стоимость пакета.

  6. Запустить процесс создания пакета.

Для реализации UI в витрине потребуется новый API.

Рис. 4. Схема программного интерфейса будущего решения

Рис. 4. Схема программного интерфейса будущего решения

Отлично! С функциональностью определились, методы описали. Теперь нужно понять, а как эти методы вообще реализуются.

Представим следующий сценарий. У клиента есть мобильный телефон с SIM-картой от МТС. Он зашёл в пользовательский кабинет. Интерфейс запросил у системы список продуктов абонента и получил ответ, что подключена мобильная связь. Клиент решил добавить ещё один продукт. Выбрал из списка доступных для включения в пакет «Широкополосный интернет» (ШПД) и подключил.

Прошло какое-то время, и абонент снова заходит в свой кабинет. Интерфейс заново запрашивает список продуктов. Что должно вернуться? Правильно! «Мобильная связь» и ШПД.

А теперь ещё раз посмотрим на составляющие нашего решения (см. рис. 1). С помощью чего мы соберём «Список продуктов абонента»? Кто получит списки от «Модуля настройки мобильной связи» и «Модуля настройки фиксированной связи» и приведёт всё это к какому-то общему знаменателю?

Сейчас такой системы нет, а значит, нам нужна система-оркестратор. Давайте добавим её на схему.

Что делает система-оркестратор?

Рис. 5. Схема взаимодействия существующих систем с новой системой «Универсальный оркестратор»

Рис. 5. Схема взаимодействия существующих систем с новой системой «Универсальный оркестратор»

Оркестратор должен рассчитать итоговую стоимость пакета и учесть все скидки. Что ему для этого нужно сделать?

  1. Получить список продуктов «Мобильной связи» абонента и рассчитать их стоимость.

  2. Получить список продуктов «Фиксированной связи» абонента и рассчитать их стоимость.

  3. Суммировать стоимость продуктов.

  4. Вычислить скидку от итоговой стоимости.

И вот так архитектор расписывает и отрисовывает все процессы. Для каждого он указывает целевые системы, входные параметры и структуры передаваемых данных.

Рис. 6. Схема последовательности вызова систем для вычисления стоимости пакета, состоящего из продуктов «Мобильной» и «Фиксированной связи».

Рис. 6. Схема последовательности вызова систем для вычисления стоимости пакета, состоящего из продуктов «Мобильной» и «Фиксированной связи».

А теперь вернёмся на минуту к схеме № 4 (см. рис. 4) и посмотрим на созданный список интерфейсов и функций. Кажется, чего-то всё ещё не хватает. Бинго! Пакет-то мы и не создали.

«Пакет нужен? — Я со своим». Процесс создания пакета

Сперва нам нужно понять, что может входить в состав пакета. Он может быть как с мобильной связью, так и без неё. Может включать все услуги разом, как на схеме ниже. Знаем ли мы заранее, как он будет выглядеть у разных людей? Нет.

А значит, оркестратор не может работать всегда по одному и тому же алгоритму. Ему нужна спецификация подключения или исполнения продуктов.

Оркестратор получил на входе список продуктов абонента и прочитал в их составе название спецификации подключения. После этого он должен где-то взять описание шагов.

Рис. 7. Возможные варианты содержания пакета услуг

Рис. 7. Возможные варианты содержания пакета услуг

То есть оркестратор должен узнать:

  • в какие системы делать запросы (и какие именно запросы)

  • что передавать в запросах к разным системам

  • как действовать в зависимости от ответов

Чтобы было понятнее, объясню на примере.

В пакете абонента есть «Мобильная связь» и «Фиксированная связь» (это домашний интернет). А значит, нужно, условно говоря:

  • сделать запрос в систему А

  • сделать запрос в систему Б

  • сделать запрос в систему С
    ○ если ответ от C был успешным, то
    ▪ сделать запрос в Д
    ○ если нет, то нужно
    ▪ сделать запрос в Е

Если в пакете ещё и «Телевидение», то нужно добавить также

Конечно, эти настройки могут меняться. Бизнес не стоит на месте, у него появляются новые продукты, обновляются условия, запросы, целевые системы.

А значит, нам нужен отдельный модуль, в который оператор может вносить спецификации, создавать цепочки запросов. Назовём эту систему «Модуль хранения и исполнения заказа» и добавим на схему.

Рис. 8. Схема с «Модулем хранения и исполнения заказа» и двумя новыми витринами

Рис. 8. Схема с «Модулем хранения и исполнения заказа» и двумя новыми витринами

Нам нужно больше витрин!

На этом этапе появляются ещё и две новые витрины:

  1. Для инженеров техподдержки, которые будут следить за процессом подключения продуктов и при необходимости вмешиваться.

  2. Для настройки спецификаций подключения/исполнения продуктов. Эта витрина нужна инженерам, которые будут вносить все данные, необходимые для подключения продуктов.

Чтобы настроить эти спецификации, их нужно описать. И это тоже делает архитектор. Например, как на рисунке ниже (рис. 9).

Для этого архитектор рисует общий алгоритм исполнения шагов для каждого продукта в отдельности. Потом он детализирует каждый квадратик, расписывая порядок вызовов в виде диаграммы последовательностей (см. рис. 5).

Рис. 9. Пример схем-спецификаций для «Добавления Мобильной связи» и «Удаления ТВ»

Рис. 9. Пример схем-спецификаций для «Добавления Мобильной связи» и «Удаления ТВ»

А достаточно ли данных?

Представим, что в этой точке архитектор решений завершил свою работу.

Всё описано и готово. Кажется, пришло время ставить задачи? Команде А нужно сделать: первое, второе, третье. Реализовать методы А, Б, С и т. д.

А достаточно ли того материала, что подготовил архитектор? Внезапно — нет.

Любой системный архитектор задаст вопросы про нефункциональные требования (НФТ): как часто будет вызываться его система, какого количества запросов в секунду ожидать, сколько времени может его система не работать в год?

Без этой информации не получится спроектировать систему необходимой надёжности. Кроме того, невозможно выбрать оптимальную систему хранения данных, рассчитать количество необходимых ресурсов: CPU, HDD, Memory и прочих.

Если мы неверно оценим стоимость работ, то получим систему, не подходящую под наш запрос.

Поэтому архитектор решений задаёт уточняющие вопросы бизнесу. В целом, зная текущий объём клиентской базы, планы бизнеса на тиражирование решения, прогнозы продаж, можно сделать расчёты по значениям НФТ.

Предположим, что архитектор получил от бизнеса такой ответ: «В следующем году мы планируем делать по 125 000 продаж в месяц».

Маловато данных? Отнюдь. Мы можем узнать, сколько раз в месяц (а значит, в день, час и т. д.) будет вызываться система с запросом «Запустить процесс создания заказа».

Итак, в среднем в месяце 22 рабочих дня. Делим 125 000 (планируемые продажи) на 22, так мы получим количество вызовов в день. Обычный рабочий день — это 8–9 часов: делим количество вызовов в день на 8. Получили количество запросов в один час. Делим ещё разок — на 60 (минуты) и для верности ещё раз на 60 (секунды). Вуаля — количество запросов в секунду узнали.

  • 1/22 рабочих дней — 5 681,818 продаж и вызовов системы с запросом «Запустить процесс создания заказа» за один рабочий день

  • 1/9 часов — 631,313 за один час

  • в минуту — 10,522

  • в секунду — 0,175 продаж

Теперь мы знаем, сколько раз будет вызываться система с запросом «Запустить процесс создания заказа».

Запросы «Получить список продуктов абонента» и «Получить список доступных продуктов абонента» будут вызываться чаще, чем процесс создания заказа, добавления продукта в пакет или его удаления. Допустим, что на 50% чаще.

Для простоты счёта округлим полученную цифру 0,175 до 2-х запросов в секунду (RPS). И считаем по формуле 2 RPS × 1,50 (на 50% чаще). Так мы получаем следующие цифры:

  • «Получить список продуктов абонента» — 3 RPS

  • «Получить список продуктов, доступных для включения в пакет» — 3 RPS

А для услуг ниже цифры остаются те же, так как эти услуги вызываются с частотой 2 RPS:

  • «Добавить продукт в пакет» — 2 RPS

  • «Удалить продукт из пакета» — 2 RPS

  • «Запустить процесс продажи» — 2 RPS

Но мы не учли ещё нагрузку от операторских витрин. Также предположим, что каждый заказ будет проходить через службу поддержки. А значит, будут вызваны те же методы в том же объёме. Поэтому предыдущие результаты умножаем на 2. Получаем:

  • «Получить список продуктов абонента» — 6 RPS

  • «Получить список продуктов, доступных для включения в пакет» — 6 RPS

  • «Добавить продукт в пакет» — 4 RPS

  • «Удалить продукт из пакета» — 4 RPS

  • «Запустить процесс продажи» — 4 RPS

Ну, а теперь достаточно информации?

Мы определили рубежные требования, но нужно посчитать и нагрузку, которую получат от нашего решения мастер-системы: модули «Мобильной связи», «Фиксированной связи» и «Цифрового телевидения».

Когда мы понимаем, как работает интеграция, сколько раз и какие системы в описанных выше процессах мы вызываем, посчитать это просто: процесс А состоит из двух вызовов системы Б и одного вызова системы С. Следовательно, если нас вызывали 5 раз в секунду, то мы вызовем систему Б 10 раз в секунду и систему С 1 раз в секунду.

Теперь о доступности решения. Она определяется по минимальной доступности элемента решения. Что это значит? Если в цепочке систем есть система с низким уровнем доступности, например 70–80%, то выше этого уровня доступность не поднять. В таком случае выставлять высокие требования попросту бессмысленно. Доступность систем — это вопрос денег, системы с уровнем 99,99% очень дорогие. Всё это, как правило, регламентируется корпоративной архитектурой и стандартами предприятия.

Все эти взаимодействия между разными системами должны быть надежными и соответствовать требованиям безопасности. Также важно, чтобы можно было легко переиспользовать эти интеграции и при построении других продуктов. Поэтому здорово, когда можно не писать эти интеграции с нуля, а использовать нашу внутреннюю интеграционную систему. Внутри неё разные продуктовые команды могут публиковать свои API, и задача разработчика — подписаться на эти API и переиспользовать их при построении новой системы.

После всего этого работа архитектора решений переходит в административную плоскость: решение демонстрируется коллегам, ставятся и распределяются по командам задачи, обрабатываются возражения.

Заключение

Как я и говорил в самом начале, названия услуг, указанные в этой статье, весьма условны. Так же, как и деление на системы и слои. В реальном МТС всё несколько сложнее.

Но такой тариф — с продуктами всех перечисленных категорий и возможностью группировки в пакет — в МТС действительно существует и называется «Тариф № 5». И я принимал участие в разработке этого решения более полутора лет, получив огромный опыт и колоссальное удовольствие от работы.

21ed6195809a03798d5e026c8c0738f8.pngb2a093506d1afa8f914d1fb8bed067ee.png

За помощь в подготовке материала хочу поблагодарить своих коллег Дмитрия Римова и Елену Пашинину, ведущего архитектора и ведущего аналитика проекта МТС-СЕТ (Тариф № 5).

Под спойлером немного ответов на самые часто встречающиеся вопросы.

FAQ

1.1 Должен ли архитектор решений уметь программировать?

Нет, хотя без знаний технологий будет очень непросто работать. Множество архитекторов решений пришло из аналитики. Но понимание сути разработки здорово помогает в работе.

1.2 Какие навыки нужны архитектору решений?

Архитектор решений не имеет доступа ни в какие низкоуровневые системы. Он не может зайти в базу данных произвольной системы и провести её анализ, как это делает программист или архитектор системы. Работа над многими задачами — это сбор рабочей группы, мозговой штурм с привлечением узкопрофильных экспертов.

Поэтому нужны навыки:

  • коммуникации

  • коллаборации

  • ведения переговоров

  • работы с противоречиями

  • поиска компромиссов

Ну и конечно, умение читать различные нотации: C4, UML, BPMN, — всё это тоже важно.

© Habrahabr.ru