QA Lead и точка: Часть 4 – Фасилитатор и Амбассадор
В прошлой статье «QA Lead и точка: Часть 3» мы рассмотрели список ролей, в которых может участвовать QA Lead и любой руководитель подразделения. Это роли наставника, эксперта, ментора, коуча и процессного управленца. Все они, разве что за исключением последней, связаны с взаимодействием вас, как более опытного сотрудника, с другими участниками команды и нацелены на получение каких-либо знаний от вас или выход на путь к достижению целей самостоятельно. Этот список был бы не полный без таких двух важных ролей как фасилитатор и амбассадор. В большинстве компаний это то, что ожидается от опытного сотрудника на руководящей позиции. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Фасилитатор
Для начала разберем само слово «фасилитация». Информация из Wikipedia: (англиц. от facilitate «помогать, облегчать, способствовать»)». Соответственно, фасилитатор это тот, кто чему-то способствует и что-то облегчает. В нашем контексте имеется ввиду фасилитация встреч и принятия решений. Ведь мы уже обсуждали, что, как только вы станете лидом команды, в вашем календаре появится огромное количество совещаний, на которых вам придется принимать решения. Кроме полезных встреч, к сожалению, будет и достаточное количество ненужных мероприятий, где ваше участие не особо и требуется или там, где решения принимаются коллективно, но без должной инициативы. Такие встречи не только отрывают от работы, но и могут растянуться на несколько частей, если решение так и не будет принято. Для этого нужен человек, обладающий необходимыми навыками для увеличения эффективности подобного рода мероприятий. Таким человеком можете стать вы.
Для более детального понимания роли приведу список того, что такое «эффективная встреча». Это то, чему нужно поспособствовать.
Признаки эффективной встречи:
Четко сформулированная цель.
Цель разослана заранее и находится перед глазами всех участников.
Все понимают контекст и готовы к обсуждению.
Заранее подготовленный план встречи.
Все вопросы, не связанные напрямую со встречей, помечаются, но откладываются.
На встрече присутствует модератор, им же может быть фасилитатор.
Встреча ограничена по времени.
На встрече присутствуют только нужные участники.
Каждый участник имеет право голоса и время высказаться.
Пространство для обсуждения должно быть безопасным (никто не должен бояться каких-либо негативных последствий за высказанное мнение).
Самое главное: по итогам встречи есть задокументированный результат, описаны следующие шаги, ответственные и сроки.
Амбассадор
Это очень важная роль, которая повышает узнаваемость компании как бренда в массах. Амбассадором даже может быть человек, напрямую не работающий в компании, но рекламирующий ее продукцию. Какое же отношение это имеет к нам? Как мы обсуждали ранее, раз вас приняли на должность лида, то уже подразумевается, что вы опытный человек в своем деле (эксперт). Более того, вы находитесь на руководящей позиции, а значит, от вас ожидаются хорошо поставленные soft skills. Любые действия сотрудника компании ассоциируются с самой компанией. От лида же этих действий ожидается значительно больше. Эти действия включают: публикации в популярных IT блогах, комментарии к статьям, выступлениях на митапах и конференциях, проведение публичных тренингов. Каждое такое участие позволяет компании быть на виду , что и повышает ее узнаваемость. Даже когда вы просто задаете вопрос докладчику на конференции, у вас есть шанс представиться и гордо сказать, из какой вы компании.
Помимо того, что вы являетесь амбассадором компании, вы, как лид, должны мотивировать сотрудников своего отдела делать тоже самое: передавать опыт публичных выступлений, подбадривать, помогать с проработкой темы и оформлением заявки на профильные мероприятия. Очень важно донести до сотрудника пользу таких активностей для него лично и для компании в целом. Когда инициатива идет сверху, то создается возможность системного раскручивания бренда на регулярной основе. И это обязанность всех, кто занимает руководящие должности.
Не стоит забывать, что есть и обратная сторона медали. Все ваши достижения ассоциируются с компанией, но и все ваши провалы тоже. Поведение сотрудника вне работы и офиса может негативно сказаться на репутации бренда. А это, очевидно, не пойдет на пользу построению вашей карьеры.
Заключение
В статье мы кратко рассмотрели две новые роли: фасилитатора и амбассадора. Считаю, что роли амбассадора не научиться за несколько занятий или тренингов, так как этот навык формируется годами, включает активную прокачку soft skills и зависит от готовности человека переступать через свои внутренние барьеры. А вот навык фасилитации очень даже возможно освоить в обозримые сроки, если задаться такой целью и найти правильного помощника. Также рекомендую обратить внимание на курс OTUS QA Lead, где теме фасилитации отведено несколько занятий, плюс проводится целенаправленный воркшоп-тренинг. Дополнительно вы сможете узнать, как сдать экзамен и стать сертифицированным фасилитатором. Желаю удачи!