Психотерапия. Марс в доме Сатурна и интрацеребральные инъекции гомеопатического псилоцибина
Обычно я начинаю каждую свою статью с такого Предупреждения: Данная статья написана не квалифицированным врачом-психиатром, а пациентом с тяжелой патологией.
Напоминание: СДВГ, тем более в такой сильно выраженной форме, обостряет многие когнитивные искажения. У таких пациентов, как я, выпукло проявляется эффект Даннинга-Крюгера. Переходящая все границы небрежность компрометирует факты и источники информации, а сниженный интеллект при полном отсутствии внимания к значимым деталям ставит под сомнение выводы и обобщения.
Но сейчас не буду. У многих психологов может подгореть. Но я начну:
Психиатрию очень условно можно разделить на большую и малую.
С большой вроде в целом понятно. Большая — это острые состояния, требующие неотложной врачебной помощи. Всевозможные аффективные расстройства, расстройства личности, маниакальные состояния, шизофрения, психозы… Алкогольный делирий тот же, очень популярный и горячо любимый в России, особенно в середине января.
И понятны ее конечные задачи. Снять острую симптоматику.
С так называемой «малой психиатрией» все куда сложнее.
Очевидно:
Во-первых, малая психиатрия должна работать с тем же F-разделом МКБ-10, но с пациентами, патология которых достаточно выражена, чтобы швырять их эмоциональную сферу то об пол, то об потолок, но не достаточную для острых состояний.
Во-вторых, поддержание всей тусовки районной психушки между заездами на побывку к большой психиатрии.
В-третьих, устранение или частичная коррекция врожденных и возникших дезадаптаций, устранение патологических нарушений эмоциональной сферы.
Что еще? Люди вроде бы идут к психотерапевтам не только за этим. Сама индустрия душевного здоровья, в зависимости от школы и направления предложит вам безразмерную палитру ответов, что же является конечной задачей усилий психолога/психиатра/психотерапевта.
А вообще: психолог или психиатр?
1. Психиатр-психотерапевт vs психолог-психотерапевт
В идеальном мире только психиатр-психотерапевт. Почему?
Потому что, во-первых, это правильно.
Нейробиолог исследует мозг. Нейрохирург его оперирует.
Во-вторых, если ваша проблема требует препаративное лечение, психиатр-психотерапевт может сразу выписать рецепт. Психолог может послать… к психиатру. Клиническая депрессия, как пример. Генерализованное тревожное расстройство также гораздо бодрее и веселее устраняется совместно с противотревожными препаратами. Некоторые патологии вообще не могут быть скомпенсированы без препаративной модуляции (тот же СДВГ).
В-третьих, огромная часть людей приходит к психологу не лечиться. Тут мы начинаем миллион первую вариацию на тему «лучше понимать себя». Если пациенту до такой степени печет, что он не ограничился чтением Пауло Коэльо, а оторвал жопу от стула и пошел к психологу, то это жжение мы можем интерпретировать как состояние, требующее лечения?
На практике (везде по миру, но в России просто феерия, ниже объясню почему) подавляющее, абсолютное большинство психотерапевтов (что психологов, что психиатров) до такой степени некомпетентны, глупы и невежественны в своей собственной дисциплине, что оторопь берет.
Признаюсь, сам я давно научился отличать мусорные статьи по стилю. Экспрессия, безапелляционность и опрокидывание устоев. Словом все то, что вы видите в этой статье.
Весь последний год я провел на pubmed-е, отыскивая корректный даташит на свой мозг в попытках его починить (частичный успех), но недавно произошла катастрофа. У близкого мне человека внезапно снесло крышу. По взрослому. Я давно научился курить свое тревожное расстройство. И вовсе не собирался его лечить. Но этим летом оно капитально лишило меня сна. Первый психиатр, к которому мы обратились, оказался экстрасенсом. Поверьте, это было только начало. Чем дальше я заходил в лес в поисках психиатра, который бы мог помочь, тем дивнее были персонажи. Когда генерализованное тревожное расстройство, слившись с гипоманией, оказывается перед настоящей экзистенциальной угрозой, требующей качественных решений в условиях тотальной неопределенности, то после трех суток без сна, закидываешься шестью таблетками феназепама и идешь читать pubmed и учебник по психиатрии еще двое суток. На четвертые сутки появляются стойкие галлюцинации в периферическом зрении. На пятые уже оживает все вокруг. На шестые сутки уже не возможно сфокусировать взгляд на буквах. Галлюцинации по характеру напоминают не LSD (ожившие текстуры), а тяжелый мескалиновый приход. Тогда пара таблеток Хлорпротиксена дарят 16 часов небытия и абсолютной черноты. И новый цикл.
В Москве и Петербурге грамотных психиатров-психотерапевтов еще можно найти с десяток. Поэтому если в вашем городе вы отыскали скилового практикующего психолога, который занимается делом, а не эзотерикой — Бинго! Ждать, пока наступит идеальный мир, не для нас. Для примера, научный метод в своем современном понимании сформулирован человечеством почти сто лет как. А доказательной медицине нет еще и тридцати. И только сейчас с кровавой рвотой медицинское сообщество исторгает из себя всякую гомеопатию и акупунктуру. Среди психотерапевтов «гомеопатов» — подавляющее большинство. Меньшинство не может исторгнуть большинство. Кроме того, есть этический момент. Когда кто-то из толковых психотерапевтов говорит: «Ребята, ну как можно в психоанализ в двадцать первом веке?!» То в ответ летит: «Самоутверждаешься за счет других, с*кин сын?!»
Революция в нейронауках, в частности в психологии и психиатрии, происходит прямо сейчас и не в России. Шквал статей по нейроисследованиям, выходящих на английском, проходит для российского медицинского сообщества почти не замеченным. Лишь единичные профессионалы вовлечены в этот процесс и обременяют себя трудом на регулярной и систематической основе отслеживать и прочитывать этот широкий поток публикаций, обновлять свои знания, отказываться от неэффективных методов.
В идеале психотерапевт, конечно, должен знать строение человеческого мозга. Как происходит взаимодействие между структурами «рептильного мозга» и структурами лимбической системы, как происходит формирование той или иной эмоции, где берут свое начало дофаминовые пути… Нарушения или изменения каких структур какие дают когнитивные искажения и как влияют на формирование поведенческих выходов. Но тут совсем беда. Вроде интуитивно понятно, что программисты, которые вызвались писать драйвера для железа, должны бы понимать, как это железо работает (я сам ненавижу сравнение мозга и компьютера). Но тогда у нас останется вообще дюжина специалистов на всю страну.
Я давно подписан на статьи hdablin. Эта статья выйдет довольно резкой, видимо. Но спорить с hdablin я не возьмусь. Он очень-очень не плох. Но он все же переквалифицировался из психа в психолога. Поэтому уже не может себе позволить той резкости, которую могу позволить себе я.
2. Психоанализ, Гештальт, НЛП… (сотни их) — кто тут сварщик, а кто маску нашел
На Западе (во всех странах по-разному) некоторая часть проблематики «малой психиатрии» является страховым случаем и оплачивается страховыми компаниями. Страховые компании очень упирались и не желали оплачивать долгие, дорогие и непродуктивные беседы о детских переживаниях. От страховщиков возник запрос: есть критерии научности, есть научный метод, сформированы принципы доказательной медицины. Хотим знать, что там у вас лечение, а что за жизнь по…говорить. Как только начали публиковаться результаты исследований и мета- исследований, с визгом, ором и возмущением на мороз за шиворот поволокли…
Пожалуй, сначала разберемся, что есть здоровая психика и что есть патология. Без этого мы не сможем отличить лечение от спиритического сеанса.
И зачем вам к психотерапевту, если вы здоровы.
3. Что может, чего не может… психотерапия. И в каком случае вам к психотерапевту, а в каком на pornhub
Сначала выскажусь на предмет: «Здоровых нет. Есть недообследованные.» Здоровые, конечно, есть. Их не так уж мало. Причем здоровые ненормальные вызывают у меня особую зависть, потому что нормальные (что считать нормой? — ниже я поясню) вызывают тоску, скуку и легкий приступ тошноты.
Итак, недообследованные.
Практически весь список F — это не дискретные величины. Да/нет. Это почти всегда спектр. Потому что сифилис может проявляться по-разному, в зависимости от вашего иммунитета, но вы либо инфицированы, либо нет.
Но возьмем например биполярочку. Тут картина совсем другая. Тут на одного выловленного психиатрами, десять непойманных бегает. Их симптоматика никогда или до поры до времени не выливается в острые состояния. Они сами и их близкие воспринимают «качели» их настроения как часть характера, пока они не ловят инопланетян.
А ведь по правде говоря, не все такие счастливчики, как я. У меня пусть и злая патология, но одна единственная. F90 — распишитесь, получите и на выход! (GAD не в счет) Некоторые мало того, что «пограничничают» на линии тьмы и света, так одновременно еще и билетик на американские горки биполярного аффективного умудряются выиграть при рождении. И покуда они не лезут в окно, близкие просто вздыхают: «Характер трудный. Всю жизнь такой, с детства…»
Между тем почти каждый пункт списка F характеризует очень специфический и конкретный набор багов, выливающийся в типовые когнитивные искажения и/или поведенческие выходы. И согласитесь, было бы круто, если бы каждый такой счастливчик слышал от близких не белиберду про характер, а получал талончик к доброму Айболиту, который поможет отработать проблематику. Но тёмен народ. А Айболиты еще темней.
А если вы все же здоровы. Нужен ли вам психотерапевт?
hdablin привел определение психотерапии согласно Американской Психологической Ассоциации: «это преднамеренное и информированное использование клинических [психологических] методов и межличностных отношений, направленное на достижения изменений поведения, мышления, эмоционального реагирования, а также других личных характеристик в направлении, которое участники считают желательным»
Я сформулирую короче: единственное, что вы хотите от психотерапии — стать эффективной версией самого себя.
Психотерапия — это точно не про счастье. Мало вы видели вечно счастливых неадаптивных идиотов? Да и потом, маленькое счастье продается в Бургер Кинге и принимается пероорально. Большое продается в даркнете и вводиться внутривенно.
Быть эффективной версией себя. Казалось бы, цель предельно ясная. Но есть проблема. Многие хотят быть эффективной версией Илона Маска или Джастина Бибера.
То есть, вообще-то среди людей довольно распространено тотальное непонимание собственной природы и особенностей собственной психики.
А при наличии практически любой патологии F-раздела искажен когнитивный аппарат.
Вот я, например, всегда на чувственном уровне кажусь себе страшно умным. Я так чувствую, так работает моя лимбическая система. Интеллектуально я понимаю, что уму в моей голове взяться просто неоткуда. Я никогда не учился достаточно усердно и системно. Иногда, когда гипомания стихает, высшие отделы прогибают лимбическую систему. Тогда я чувствую себя отвратительно. Но это не длится долго.
Если руководствоваться формулой: «счастье это реальность минус ожидания», то я должен был бы уже давно выйти в окошко. И вообще смертность от суицидов среди гиперактивных должна была бы быть почти стопроцентной. Ибо амбиции наши безграничны, а результаты пшик. Но нет. Суицидов по нашей группе фантастически мало. Хотя многократные попытки суицидов распространены. Но мы то с вами понимаем — человеческое тело настолько хрупко, что не справиться с этой задачей можно только в одном случае. Причем такие попытки свойственны самым интеллектуальным из нас. Большинство СДВГшников не испытывают никакого когнитивного диссонанса, потому что настолько, б*** тупы, что верят Мавроди… лимбической системе и в тысяча первый раз заходя на круг.
Надо понимать, каждый из нас — это реализованная одна из миллиона уникальных вариаций на жестко заданную тему.
Так, например, можно взглянуть на МРТ и сказать: этот человек — вечный диссидент. Он всегда недоволен строем. Хоть в России, хоть в Америке. Или, взглянув на другой скан, сказать: тот консерватор, а этот либерал. И в последних исследованиях по внутренностям гадают с результативностью за 80%. Блин, надежнее прогноза погоды. То есть софт (снова отвратительные программистские аналогии) его пишет воздействие внешней среды. Но архитектура машинки способна воспринять ту часть, под которую оптимизирована. Требуется серьезный навык и работа, чтобы заставить машинку обсчитывать верные когнитивные конструкции, а не оптимальную лажу.
При этом психотерапевт не станет выяснять за вас, какой вы в своей идеальной конфигурации. Плохой вообще не поймет о чем речь, он сам идиот и до сих пор читает Юнга. А хороший слишком занят, поэтому поможет вылечить неврозы и выгонит пинком. То есть, психотерапия сама по себе будет успешна лишь, если вы сами будете вести непрерывную работу в заданном направлении. Разговоры вас не изменят. Болтовня вообще только воздух сотрясает и никогда ничего не меняет. Другой вопрос, что хороший психотерапевт предельно конкретизирует метод и задачу. Но надо понимать, что на кушетке поговорив о детских страхах, вам лучше не станет и вы лучше не станете. У вас нет на голове com-порта, к которому можно подключиться извне и все настроить. Только изнутри. Только сами, все сами. И никто не сформулирует за вас, какая она — лучшая версия вас. Хотя, если вы вырвали из задницы жар-птицы перьев клок, и хороший компетентный психотерапевт перед вами, а вы так и не смогли ответить на вопрос, какой он, идеальный вы, то не спешите жаловаться на неврозы. Потратьте драгоценные часы на предельно конкретный и детализированный фоторобот себя в будущем. С полной опорой на реальность. Выкрутив преимущества вашей психики на максимум и скрутив ваши недостатки на минимум.
4. Кто в итоге сварщик?
Давайте лучше я расскажу, как я выбираю хорошего психотерапевта.
Я ориентируюсь по публикациям. А потом лезу во все профили и смотрю, подойдет ли он по мировосприятию мне, либо пациенту, для которого я ищу.
Но первичный отбор? Я смотрю, чтобы у него в профиле среди техник, которыми он оперирует, была только КПТ. Только КПТ и ничего больше. Никаких психоанализов, гештальтов и особенно НЛП.
Почему? — спросите вы.
Многие психологи указывают через запятую многие техники. И в том числе Когнитивно-Поведенческую Терапию. Чем плохо, что он умеет еще и в Гештальт?
Плохо тем, что вы либо понимаете как устроена наша психика (а это знание не без пробелов, с очень средней детализацией, но в целом уже проступило контурами из кофейной гущи), либо нет. Если вы понимаете, то к чему все эти неэффективные, а в случае психоанализа просто вредные практики времен шаманов? Не сходится.
Некоторые, правда, могут указать несколько практик, которые по сути будут ответвлениями все того же бихевиоризма. Это норм.
И сразу ответ на незаданный вопрос. А может такое быть, что психотерапевт на самом деле скиловый в КПТ, но чтобы глупые пациенты не думали, что он больше ничего не умеет, он заявил все букетом?
Может, конечно. Но следите за руками!
Чем больше человек что-то изучает, чем больше прилагает сил и внимания к какому-то делу, тем лучше оно у него получается. Чем лучше оно у него получается, тем щедрее система вознаграждения. (Иногда возможно без «лучше получается», но сейчас не об этом) Чем щедрее система вознаграждения, тем сильнее начинает доминировать этот интерес, среди всех остальных. Так виток за витком, интерес перерастает в доминанту. Чем сильнее доминанта, тем больше она определяет внутреннюю этику и мораль человека.
Человек который положил много сил на овладение ремеслом и погружение в науку, будет ревностно относиться к этому инструменту и, скорее всего, не захочет его марать. (Чаще всего)
Специально для некоторых товарищей: Эриксоновский гипноз — это даже не уровень акупунктуры, которую с оговорками можно считать оздоровительной практикой — это махровая астрология. Рассказы о том как управлять вселенной при помощи эриксоновского гипноза, не привлекая внимания санитаров, так же убедительны как повести о рассосавшейся онкологии после посещения экстрасенса.
Да и к классическому гипнозу я очень скептично отношусь. Тут я не так уверен. Но я не вижу механизм. Подсознание — оно щелкает крокодильей пастью. Его не загипнотизируешь. Есть Транс. Есть сознание. Бывает сознание в трансе. Что-то я сомневаюсь, что гипнотерапия сильно эффективней акупунктуры. Но если есть что возразить, возражать прошу ссылками на исследования.
5. Почему печально быть нормальным человеком?
Мы биологические самообучающиеся машины. Все мы появились на свет явочным порядком, ни у кого из нас разрешения не спросили. Каждому из нас при рождении выдали смысл жизни. Стандартный как Бигмак в Макдональдсе. Причем смысл жизни для нас, чимпов, орангутанов… одинаковый. Доминировать, спариваться, растить потомство… Большинство расписываются в ведомости и уходят с тем, что получили. Но некоторые к моменту взросления часть полученного потеряли, часть сломали…
А впрочем… и так до хрена глупой писанины. Если интересно, продолжим с этого пункта в следующий раз.