Project Overdrive — ностальгическая ретроспектива на одну из самых перспективных игр отечественного геймдева

В России конца 1990-х и — особенно — начала 2000-х геймдев, как минимум производство одиночных тайтлов, был ещё на подъёме, и существовали разные амбициозные проекты, которые в том или ином виде доходили и до зарубежного пользователя. Как не вспомнить такие игры, как «Корсары», «ВанГеры», «Периметр», «Дальнобойщики» или «Космические Рейнджеры». Скорее всего, можно назвать ещё проекты, но уже с этими понятно развитие индустрии. Сейчас всё немного по-другому, да и рынок игр уже стал другим и продолжает меняться. Больше денег приносят онлайн и мобильные игры, а на полноценных законченных тайтлах зарабатывают компании, подчас только косвенно с ними связанные, например, Apple за счёт 30% комиссии с платежей.

504bcc26c83a1ac70dedf46783c7cf61.jpeg

Но сейчас разговор не о том, кто зарабатывает на играх. В своей книге «Кровь, пот и пиксели» Джейсон Шрайер писал о проекте 1313, масштабной игре по «Звёздным войнам», которая была закрыта «Диснеем». Вот и в России был свой проект 1313, закрытый компанией «Бука». Нет, это не «Капитан Блад», хотя она тоже подходит. Это довольно, по заявлениям разработчиков, мощный проект «Вне Закона», или на английском — Project Overdrive. Проект мог стать своеобразной революцией в играх. Интересно, что release-candidate (предварительную) версию в Интернет выложили спустя 11 лет после анонса. И выложил её не кто-то из разработчиков или тестировщиков, а критик, игровой журналист и эксперт по видеоиграм Святослав Торик.

Разработка игры началась ещё в далёком 1999 году. Люди, родившиеся в этот год, сейчас уже заканчивают вузы, уже имеют какой-никакой стаж работы или даже детей. На тот момент пресс-релиз у игры и описание сюжета были хоть и очень размытые, но с претензией на эпичность:

«Ты умён, технически грамотен и смертоносен: будешь ли ты проводить свои дни, будучи честным тружеником? Подумай ещё раз. Здесь достаточно высокооплачиваемой работы, и, учитывая твои связи в преступном мире, пришло время снова начать подниматься по криминальной лестнице, но помни: твоя репутация всегда будет опережать тебя.

Начни с малого — мудрое решение: можно стать курьером для местной мафии. Есть масса возможностей, если вы не против немного испачкать руки в крови или время от времени мыть их в слишком горячей воде. Стань телохранителем — или наёмным убийцей. Не подчиняйтесь приказам ни от кого, кроме Босса, или работайте только на себя. Накопи денег и езжай на машине — или просто укради её (не забывай остерегаться полиции — или просто пристрели их, если ты думаешь, что так будет проще)».

С другой стороны, текст выглядит больше как стандартное описание к любой средней проходной игре начала 2000-х. Но в совокупности с заявленными разработчиками механиками, это мог быть прорыв в игровой индустрии, в российской уж точно. Заявленные системные требования к игре: 1 GHz, 512 RAM, video 128 Mb, DirectX 9, HDD 600 MbВот. Ниже перечислены возможности, указанные разработчиками на англоязычном сайте «Буки» (веб-архивы всё помнят):

  • уникальный 3D-движок с портальной технологией обеспечивает постоянную частоту кадров при ходьбе или движении по улицам и внутри зданий;

  • никаких загрузочных экранов и, следовательно, никаких пауз при входе или выходе из зданий;  

  • всё подчиняется законам физики с беспрецедентной точностью, и это означает, что, как и в реальном мире, всё может быть разрушено: автомобили могут быть искорёжены, ветровые стекла разбиты, двери оторваны, люди искалечены, мебель разбита или сожжена;  

  • сложный искусственный интеллект: все персонажи имеют сложные и реалистичные модели поведения;  

  • автомобили и пешеходы подчиняются светофорам и знакам, разумно следуя по наилучшему маршруту, чтобы добраться до места назначения, и делая всё возможное, чтобы избежать столкновений;  

  • огромный город с различными районами, например, Чайнатаун;  

  • вы можете войти в любое здание в игре;  

  • большое разнообразие оружия и автомобилей;  

  • полная свобода действий;  

  • два многопользовательских режима: смертельный бой (deathmatch) или борьба за доминирование.

Как видно, планы у разработчиков были наполеоновские. Сейчас в 2022 году не все игры могут порадовать игрока заявленными возможностями, а тут их планировали выпустить в игре аж в 2001. Видимо, разработчики и издатели хотели завлечь побольше игроков. Например, единственная доступная версия игры есть только на английском языке и, скорее всего, делалась она с большим упором на западную аудиторию. Об этом говорят многие слова и словосочетания из описания игры, такие как «борьба за доминирование», «остерегайся полиции» (в РФ в 2001 году была ещё милиция),»20 долларов». Возможно, игра вообще изначально делалась на английском языке, а русскую озвучку добавили бы потом. Но об этом ничего пока не известно.

5208cd499ef894efca1e01e7338e8ec5.png

По найденным интервью от создателей игры и представителей пресс-службы складывается впечатление, что на момент интервью игра находилась на стадии начала разработки, а все наполеоновские планы представляли собой просто чек-лист для галочки. Правда, в версии, скачанной мной из Интернета, очень много багов и проблем. Но многие вещи реализованы достаточно оригинально, особенно, если делать поправку на 2000–2001 года. Видно, как разработчики создавали с нуля те механики, которые сейчас есть в любом, даже самом паршивом шутере от первого лица с открытым миром. Было желание сделать сравнение маркетинговых материалов и единственной существующей версии, потому что различные статьи от игроделов игру расписывают так, что создаётся впечатление чего-то огромного, революционного и эпохального. Но я не стал, так как проще глянуть игру без сравнения, да и прошло много лет, а думать, как могло бы быть, это просто не подкреплённые ничем фантазии.

К сожалению, неизвестно, почему проект был отменён. Конечно, это не «Капитан Блад», который был полностью доделан, а проблемы возникли чисто юридические: с правами, издателем, фирмой-разработчиком. В Project Overdrive достаточно проблем технического плана. Например, у меня игра запустилась только с третьего раза. Да, можно найти видео, где человек запускает игру, и у него сразу куча оружия, с помощью которого игрок демонстрирует, как разрушается мир. Я, возможно, что-то не так делал, а, возможно, мне не хватает каких-то консольных команд для игры. Но начинал я только с одним ножом. Далее во многих обзорах говорится о полной готовности игры. Насколько игра готова, я не знаю, но у меня она заработала, как я говорил, с третьего раза. Также мне пришлось её запускать через виртуальную машину. Кстати, в игре провалиться в текстуры или остаться без взаимодействия с игровым персонажем вполне реально. Много раз приходилось перезагружаться, когда возникали такие баги.

02efbf90590cd077c20472355b76fbac.png

В этом обзоре я старался избегать сравнения с ещё одной очень похожей игрой. Беглого взгляда на заявленные в игре возможности и на реализацию достаточно, чтобы понять, что это GTA, а если точнее — GTA 3. А ведь правда, GTA 3 вышла почти в то же время, когда велась разработка Project Overdrive. Но даже если не сильно вдаваться во временные рамки, можно понять, что разработка обеих игр велась параллельно, и вряд ли кто-то у кого-то пытался украсть идеи. Причём если смотреть на обе игры, то похожи они только общей канвой. Реализация некоторых моментов в Project Overdrive вообще удивляет креативностью, ведь в 2001 году некоторые вещи в таких играх были либо реализованы по-другому, либо довольно плохо. Сейчас правда выглядит забавно, когда модели персонажей похожи: будто одну сторону сделали и потом отзеркалили. Что интересно, по городу действительно можно передвигаться, как в любых играх с открытым миром. И творить жесть — как в любой подобной игре. Правда, забавно: при сбивании машиной модельки персонажей превращаются в шар. Однако при нападении на того или иного бота можно получить в ответ вооруженного врага. Что касается разрушаемости — она правда поражает, для 2001 года очень много всего можно разрушить, особенно машины: они ломаются серьёзно и очень креативно. Но как я ни старался идти по сюжету, получалось у меня туго. Возможно, из-за проблем в английском, или мне чего-то не хватило. Ну и сравнивать с GTA 3 сложно, так как в ней всё-таки вид от третьего лица, в отличие от Project Overdrive.

92bfe13bfd20dfd4ac10c93215ae5bf8.jpeg

Последнюю лучше сравнить с каким-нибудь Postal 2 — только без котов, глушителей и странных заданий. Правда, Postal 2 вышел через 2 года от предполагаемого выхода Project Overdrive. Возможно, очень возможно, криминальная составляющая в игре и правда должна была перетянуть на себя фанатов и игроков серии GTA.  В целом, идея криминальной игры про бандитов далеко не новая и уникальная идея. Тем более с открытым миром, который даёт карт-бланш на разного рода действия. Ведь клонов и похожих на GTA 3 игр выходило много. Даже Mafia, вышедшая почти в то же время, разрабатывалась параллельно, и вряд ли что-то заимствовала из GTA 3. Хотя сама серия могла вдохновить разработчиков взять к себе какие-то механики, что, на мой взгляд, всё же вряд ли возможно. Богатое криминальное прошлое России может вдохновить лучше, чем игры типа GTA. Да и боевики 1990-х вполне могут служить основой для создания собственной криминальной игры. Так что здесь могло иметь место и простое совпадение идей у нескольких команд-разработчиков.

Сейчас остаётся только гадать, почему отменили проект, уже находящийся на финальной стадии разработки. В наше время он получил бы зелёный свет, особенно если бы его выпустила компания по типу Electronic Arts, Blizzard или Bethesda. Но, видимо, объявление о революционной GTA 3, схожесть, на первый взгляд, сюжета и механик между двумя играми добавили бы проблем к выпуску. Истинную причину отмены узнать можно только у издателя и разработчиков игры.

69d7a0c59456ce0d643e2622d265dffe.png93c882121c2065041aff0dd35926978f.jpeg

Для игроманов-эстетов или игроманов-гуманов игра заслуживает внимания. К сожалению, я не помню, откуда её качал. Советую поискать на торрентах, но сразу скажу, что скачивал много разных вариантов, и только один оказался рабочим. Все остальные версии даже не запускались. Возможно, кто-то проходил или пройдет игру дальше меня, и для него она действительно окажется законченной. Но когда игра у меня вылетела на 8-ой раз, я подумал «хватит», тем более, что в ней не работали сохранения, либо опять я где-то не добавил каких-то действий для стабилизации игры.

Пока у меня на руках только довольно забагованная версия под названием release-candidate, скачанная с торрента, а также фантазии, какой бы фурор её мог ждать после выхода, и какой она бы была с исправлением всех багов и проблем. Но как говорит один ведущей одной передачи, тоже связанной с криминальной тематикой,: «Это уже совсем другая история».

© Habrahabr.ru