Проигрыватели виниловых пластинок в автомобилях середины XX века
Привет, Хабр! Это Кирилл, руководитель команды спецпроектов МТС Диджитал. Сегодня поговорим о проигрывателях виниловых пластинок для автомобилей. Первый из них — Highway Hi-Fi — был торжественно представлен миру в 1956 году. Ему пророчили великое будущее, а в рекламе его продвигали Джордж Харрисон из The Beatles и легендарный боксер Мохаммед Али.
С Highway Hi-Fi водитель и пассажиры могли наслаждаться в пути любимой музыкой — практически как дома. И все же популярность проигрывателей была недолгой. Что пошло не так и почему они все-таки оставили след в истории — расскажу дальше.
Пионерская технология: проигрыватель Highway Hi-Fi
Первый виниловый проигрыватель для авто Highway Hi-Fi разработал Питер Голдмарк — руководитель лабораторий CBS и изобретатель формата 33 ⅓ RPM LP. Устройство было дополнительной опцией в автомобилях Chrysler. Проигрыватель располагался под приборной панелью и подключался к аудиосистеме автомобиля.
Highway Hi-Fi адаптировали для дороги: пружинная подвеска и увеличенное давление на иглу помогали минимизировать пропуски даже при сильной тряске. Сама игла была сапфировой и не выходила из строя при нагрузке.
В отличие от автомобильных радиоприемников, которые к тому времени существовали уже более десяти лет, Highway Hi-Fi давал возможность выбора. Автомобилист сам решал, какие записи слушать, вместо того чтобы полагаться на диджея радиостанции.
Пластинки специального формата вмещали около 90 минут музыки — вдвое больше, чем обычный винил середины 1950-х. Этого удалось достичь за счет снижения скорости воспроизведения Highway Hi-Fi до 16,66 оборотов в минуту. Здесь можно посмотреть, как это работало.
Первые испытания прошли на личной машине Голдмарка — и успешно. Система работала без сбоев, позволяя наслаждаться в авто собственной музыкой.
Не все так гладко
Несмотря на вау-эффект, проект столкнулся с трудностями. Каждая из них по отдельности была не особо критична, но вместе они привели к тому, что проигрыватель перестали выпускать.
О чем речь:
Высокая стоимость. Дешевым девайс назвать нельзя. В 1956 году он стоил 200 $, в современных реалиях это 2 200 $.
Несовершенная техническая реализация. Система прекрасно работала в лабораторных условиях и на личной машине Голдмарка, но массовое производство оказалось не самым удачным. Highway Hi-Fi часто устанавливали в бюджетные модели с жесткой подвеской: в полевых условиях игла теряла дорожку, царапала пластинку, так что владельцы стали возмущаться (да, их можно понять).
Ограниченный ассортимент пластинок. Вместе с автомобилем, оснащенным проигрывателем Highway Hi-Fi, покупатель получал комплект из шести виниловых дисков. Это стало одной из ключевых проблем, серьезно ограничивших популярность системы: винил для авто выпускали, но ассортимент был небольшим.
Сложный ремонт. Если проигрыватель ломался, ближайшая автомастерская починить его не могла. Приходилось обращаться к профильному специалисту. А это долго и дорого.
В 1959 году Chrysler прекратила выпуск Highway Hi-Fi. Чуть позже компания попыталась улучшить конструкцию системы и в 1960 году представила RCA Auto Victrola.
Новая модель работала со стандартным винилом на 45 об./мин. и воспроизводила до 14 пластинок подряд благодаря автоматическому механизму смены. Вот так она работала.
Victrola был удобнее Highway Hi-Fi, но проблемы с воспроизведением треков на неровных дорогах никуда не делись. Несмотря на то, что держатель иглы утяжелили, на кочках и ямах она соскакивала с дорожки и царапала пластинку. Несколько таких поездок — и винилу конец.
В итоге уже в 1961 году компания прекратила продажи. Не спасла проигрыватель и доступная цена: Victrola был примерно в четыре раза дешевле Highway Hi-Fi — всего 51,75 $ (410,47 $ при пересчете на сегодня).
Европейская альтернатива: Philips Mignon
В 1961 году компания Philips представила автомобильный проигрыватель виниловых пластинок Auto Mignon. В Северной Америке он известен под брендом Norelco. Устройство предназначалось для воспроизведения стандартных пластинок в автомобиле. Его можно было без проблем установить под приборной панелью и так же легко снять. Специальная конструкция позволяла игле оставаться в канавке винила даже при движении по неровным дорогам.
Основные характеристики:
Загрузка пластинок: Auto Mignon оснастили фронтальным слотом с откидной крышкой, через который загружалась одна пластинка. Этот механизм напоминал будущие CD-плееры с фронтальной загрузкой.
Совместимость: устройство поддерживало стандартные 7-дюймовые виниловые пластинки на 45 оборотов в минуту. Можно было взять дома любимую пластинку и поставить ее в авто.
Интеграция с аудиосистемой автомобиля: Auto Mignon подключался к штатному радиоприемнику машины, транслируя звук через существующие динамики. Питание — от бортовой сети с напряжением 6, 12 или 24 В.
Ограничения:
Замена пластинок: устройство воспроизводило только одну пластинку за раз, так что водителю приходилось часто отвлекаться для смены носителей.
Хранение: у Auto Mignon не было встроенного бокса для винила, поэтому пользователям приходилось самостоятельно решать, где его размещать. А это проблема, ведь полноразмерный винил не помещается в бардачок.
Auto Mignon тоже не получил широкого распространения. С появлением более удобных и надежных технологий, таких как кассетные плееры, интерес к автомобильным проигрывателям винила снизился.
Другие компании не пытались выпускать ничего похожего — во всяком случае, массово.
Закат эпохи винила в автомобилях
История проигрывателей пластинок в машинах — интересный пример развития технологий. Несмотря на инновационность, такие проигрыватели столкнулись с рядом проблем. Если подытожить, вот основные:
Не самое удобное использование. Устройства требовали частой смены пластинок, особенно модели, поддерживающие только один диск.
Неидеальное качество звука и повреждение пластинок. Проблемы с механикой и устойчивостью к вибрациям снижали качество звука, а использование тяжелых картриджей приводило к выходу пластинок из строя.
Высокая цена большинства систем — большинство автолюбителей не могли позволить себе такую роскошь.
К счастью, автомобилисты страдали недолго — технологический прогресс не стоял на месте. В 1963 году Philips представила первую компакт-кассету и проигрыватель для нее. Это стало началом новой эры в аудиотехнике: вскоре появились первые автомобильные кассетники.
Новые устройства были компактными и надежными, а главное — качество звучания не страдало даже на самой неровной дороге. Так что кассетные плееры быстро вытеснили проигрыватели винила, став стандартом для автомобильных аудиосистем на многие десятилетия.
Автомобильная магнитола Becker Europa середины 70-х, уже с кассетным слотом
Тем не менее создатели Highway Hi-Fi, RCA Auto Victrola и Philips Mignon были в каком-то смысле провидцами и поймали запрос на персонализированную музыку в дороге еще в середине XX века. А сами устройства стали технологическим фундаментом для кассетных и СD-плееров и современных автомобильных мультимедийных систем.