Прогулка по заводу желаний
Взять, к примеру, дерево — почему оно не цветет? Или дождей давно не было, или тень от других деревьев закрыла свет, или соль в почву попала, или вредные насекомые завелись, или дерево слишком молодое, или зима наступила, или это нарисованное дерево — можно придумать много очень разных причин. От причины зависит выбор действия, которое поможет увидеть цветущее дерево.
Взять, к примеру, не дерево — почему танк не заводится? Или водитель плохо обучен, или механик пошутил, или диверсант слил горючее, или денег не хватает на ремонт, или генерал приказал ждать команды, или танк утонул, или еще не сошел со сборочного конвейера — причины могут быть очень разные. От причины зависит выбор действия, которое поможет завести танк.
Ближе к теме — почему иногда трудно заставить себя работать? Заглядываем в интернет, и получаем простые решения — надо закрыть соцсети, разбить задачу на мелкие шаги и хвалить себя.
Или еще проще — проблемы нет, у вас воля слабая, отговорки ищете, возьми и сделай (just do it).
Позвольте усложнить.
Простые решения
Почему в интернете так много пересказов популярных способов преодолеть нежелание и так мало статей, систематично рассматривающих возможные причины нежелания?
Наверняка, есть какие-то причины для нежелания разбираться в причинах нежелания (да, здесь рекурсия).
Например, возможных причин нежелания слишком много, их трудно запомнить и нелегко выбрать. Проще сразу попробовать популярные решения.
Не у всех голова — это главный инструмент для работы. И не у всех есть желание тщательно изучать инструменты, используемые в работе.
Есть много домашних забот и рабочих задач, недосуг еще и психологию изучать. Проще подождать решение от ученых. Просто дайте таблетку.
Уже придумали много «волшебных таблеток» для преодоления нежелания.
Например, приоритизация (откладывание менее важных) и декомпозиция (деление на шаги) задач. Приемы тайм-менеджмента (уважение времени), начиная с нарезания времени на помидоры (короткие преодоления) и заканчивая делегированием (это не твоя задача). Поедание слона по кусочкам (не бояться малого), начиная с лягушки (перепрыгивание неприятного), заканчивая GTD (доведение до завершения)…
В список примеров можно добавить десятки других «таблеток» и по каждой найти десятки статей, а то и целых книг.
Кому-то когда-то популярные методы могут помочь, да. Если не помогло, то всегда можно поискать и найти другие варианты: применять айкидо, закрывать гештальт, бороться с перфекционизмом, составлять планы, формулировать вопросы, найти любимое занятие…
Успешность, ресурсы, энергия, стрессы, счастье — волна популярности выносит на берег решений термины новые и старые, яркие, размытые и подмоченные.
Мотивация, означавшая процесс побуждения, превратилась в оценку, следствие, инструмент и даже цель. У вас есть мотивация для поиска мотивации?
Статьи о борьбе с прокрастинацией (откладывание важных дел) предлагают готовые рецепты, но, зачастую, ограничиваются лечением симптомов. Поскольку прокрастинация сама является симптомом, уже предлагают лечить симптомы симптомов.
Популярный подход звучит так — пробуй способы, которые помогали другим. Инструмент выбирай по общей популярности, а не под задачу.
В способах уже давно можно утонуть. А многочисленные неудачи приводят к пораженческому выводу «выгорать естественно» и поиску обходных путей.
Я сделал поиск на Хабре по слову «прокрастинация» с сортировкой по рейтингу, в первом десятке наиболее одобренных сообществом статей получил такой список советов:
- Ловушки программирования — упомянуты перфекционизм (прими, думай, старайся), лень и трудоголизм (прими, знакомься, взвешивай), откладывание на потом (думай, не бойся, не откладывай).
- Демотивация — смирись, просто сделай, найди любимое дело.
- Простой ответ — сделай работу увлекательной.
- Вернуть активность — пробовал разное, не помогло, откройся для жизни.
- У творческих личностей — просто внутренний конфликт, найди хобби и интересные задачи.
- Взломать эффективность — интернет сделал ленивыми, концентрируй внимание.
- Борьба — начни с интересной мелочи для вхождения в поток.
- Неврозы — прокрастинация это одно из следствий потери смысла, осмысливай.
- Начать жить — найди любимое дело.
- Беседа со студентами — планирую, занимаюсь любимым делом.
- Заставить себя работать — причина в задачах или убеждениях, измени отношение.
В одной статье упоминалось, что было бы неплохо найти причину, но это сложно. В другой статье приведено с десяток причин, но относящихся не столько к разуму, сколько к внешним факторам.
Если как следует поискать, то наверняка можно найти статьи и книги с подробным рассмотрением хотя бы основных причин нежелания работать, но они почему-то не попадают в топ поисковых запросов по тегам, соответствующим теме. Даже в статье «Зачем писать на Хабр» можно найти более детальное рассмотрение причин нежелания, чем в статьях «Как я поборол» или «Что нравится менеджерам».
Все упомянутые статьи хороши — они не охватывают весь спектр возможностей, но прорабатывают детали. Я говорю не об этих статьях, а о нехватке других.
Чтобы лучше понять странность ситуации, представьте запрос «мне трудно ходить» и десяток статей с ответами: прими, старайся, найди любимое место для прогулок, планируй маршрут, начинай с парка… Кому-то когда-то подобные советы помогали восстановить легкость походки, поэтому статьи будут одобрены многими читателями. Но помогут не всем, запрос не исчезнет, поэтому статьи с простыми советами будут появляться вновь и вновь.
Я понимаю, что психология является одной из самых что ни на есть гуманитарных наук, но и ей не повредит немного инженерного подхода.
Если починка организма, компьютера или автомобиля начинается с постановки диагноза, то почему проблема нежелания работать решается бессистемно? Не знаю, но могу предположить, например, что феномен связан с инерцией мышления (или с рекурсией нежелания).
Человеческая психика устроена сложнее любого дерева, автомобиля или компьютера. Не существует универсальных рецептов, которые способны решить любую проблему в сложной структуре.
Если пропадает желание, то можно задуматься — что и как производит желания, откуда и как желания приходят, куда уходят?
Если перелезть через забор незнания, то можно обнаружить территорию, на которой расположен большой завод, выпускающий желания.
Если прогуляться по территории завода, то можно увидеть старые цеха, построенные до промышленной революции, и новый цех, в подвале которого стоит суперкомпьютер. Один начальник цеха недавно пришел из института и уже не умеет делать поиск по бумажным документам, а другой начальник цеха все еще предпочитает писать приказы вручную, причем клинописью. Бухгалтерия, секретари, охранники, склады, заборы, отдел пиара, витрины — полноценный завод или фабрика по производству желаний есть в голове у каждого человека.
Почему завод сократил выпуск продукции? Или модернизация в разгаре, или дырка в заборе, или смежники бастуют, или спрос упал из-за конкурентов, или начальники подсиживают друг друга, или плановая проверка из министерства, или авария на электростанции, или в статистике опечатка — возможны разные, очень разные причины.
Предлагаю пройти экскурсию по заводу желаний. В результате знакомства с производством популярные вопросы и решения лягут кусочками в мозаику, картина которой содержит причины, следствия и возможности.
Что-то из прочитанного (особенно примечания в скобках) наверняка покажется спорным, у разных людей получаются разные картины, и это хорошо.
Цель прогулки — ознакомиться с возможностями, не заблудившись в частностях. Поэтому список не содержит подробных рассказов об истории и особенностях работы отдельных механизмов, и в списке оставлено только относящееся к вопросу «почему не хочется работать».
Сокращенный список:
Ощущения
Взаимодействие с окружающим миром начинается с ощущений или чувств, благодаря которым разум получает информацию о ситуации в реальности.
Со времен Аристотеля считалось, что чувств всего пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Позже заметили, что вкус тесно связан с обонянием. И что осязание не только отмечает факты прикосновения, но и оценивает силу давления на кожу, учитывает мышечные усилия, отмечает температурные колебания и предупреждает о повреждениях.
К пяти чувствам можно уверенно добавить еще четыре: термоцепция (тепло и холод), эквибриоцепция (равновесие), ноцицепция (боль), проприоцепция (положение тела). Знаменитое «шестое чувство», подразумевающее интуицию, уже можно переименовать в десятое, как минимум.
В теле есть много рецепторов, сигналы от которых не попадают на уровень сознания. Например, миллионы рецепторов пищеварительной системы не попадают в число осознаваемых — полезная оптимизация, позволяющая не утонуть в сигналах.
Осознаваемое ощущение — это сумма сигналов некоторых рецепторов. Причем повторяющиеся сигналы игнорируются, на уровне сознания замечаются только значительные изменения. Механизмы отсева повторов есть как на внутриклеточном уровне, так и выше — в механизмах распознавания и обработки образов.
Чувства можно тренировать, обманывать и утомлять.
Простейший способ получить нежелание работать — утомить органы чувств, загрузить каналы ввода избытком постоянно меняющейся информации.
Да, можно работать в автотрейлере с шумными детьми, сидя на шатающемся табурете, карандашом в бумажной тетради, лежащей на колене (Стивен Кинг так начинал). Можно эффективно работать в любой неблагоприятной обстановке, если для чего-то очень важного и не долго.
Методы уменьшения усталости — эргономика рабочего места, починка осанки, походки, сна, дыхания и питания.
Абстракции
Ощущения — это не только сигналы рецепторов, но и механизм распознавания, работающий с базой известных образов. А также механизмы предсказаний, перепроверок и дополнений с несколькими уровнями кеширования.
Разум оперирует объектами, образами или абстракциями. Каждому объекту соответствует набор свойств и возможностей, а также название или картинка. Например, абстрактный «дом» — какой он может быть, как он может меняться и применяться?
Образы связаны между собой общими чертами и возможностями. Например, с образом «дома» как-то связаны образы каменной пещеры, картонной коробки, роскошного особняка, прикрепились какие-то запахи или иные ощущения, лица и имена, название города, надежды и многое другое.
Взаимосвязанные образы растут, переплетаются, объединяются и ветвятся по мере набора жизненного опыта.
Хранилище объектов, банк абстракций, база образов — разные названия для одного и того же механизма, который лежит в основе мышления, даже у животных.
Методы облегчения работы — коллекционирование впечатлений, повышение эрудиции. Чем больше образов в базе, чем они богаче, и чем легче замечаются возможности, тем проще находить путь к решению задач.
Во множестве хранимых абстракций необходимо выделить «я» — набор свойств и возможностей, относящихся к самому себе. Абстракция «я» — это ключ, универсальный инструмент для решения любых задач. Чем проработанней образ «себя», чем лучше ощущается свое присутствие в мире, тем легче влиять на мир, и тем меньше зависимость от других людей.
Метод улучшения работоспособности — найти ощущение «себя», усилить и не терять.
Оценки
С образами работает механизм оценок. Каждому распознанному предмету или явлению выставляется оценка — это можно съесть, в этом можно укрыться, этого лучше избегать… Оценки помогают находить нужное в потоке получаемой информации.
Оценки влияют на настроение. Если вокруг много такого, что оценивается как хорошее, то настроение улучшается. Если вокруг много такого, что оценивается как помогающее в работе, то настроение становится рабочим.
Если приходить домой и целенаправленно расслабляться после тяжелого рабочего дня, то возникнет привычка — по приходу домой трудно будет заниматься чем-то кроме отдыха. Взгляд на домашнюю обстановку будет гасить желание заняться чем-нибудь полезным. Всё в поле зрения начало оцениваться как атрибут отдыха, ассоциироваться с бездействием. Если дома нужно работать, то следует выделить место, которое не использовать для расслабления.
Если устроить рабочее место возле спального или даже работать в кровати, то у кровати возникнут ассоциации с работой, поэтому даже после выключения света мысли продолжат решать задачи, засыпать станет сложнее. Если дома нужно отдыхать, то следует выделить место, которое не использовать для работы.
Если на работе хочется обдумывать домашние заботы, а дома мысли вертятся вокруг рабочих задач, то следует обратить внимание на влияние обстановки.
Если рабочее место ассоциируется с неприятностями, то на таком рабочем месте станет трудно настраиваться на работу. Если по приходу на работу включается нерабочее настроение, паутина нежелания склеивает крылья недавнего энтузиазма, то следует поработать над изменением сложившихся оценок.
Методы улучшения атмосферы на рабочем месте — правка подсознательных оценок с уровня сознания, повседневные ритуалы, якорение (НЛП).
Оценки определяют возможности, которые доступны прямо сейчас. Оценка «хорошее» означает, что увиденный предмет или явление предоставляет возможность решить какую-то задачу, удовлетворить какую-то потребность, даже если прямо сейчас такой потребности нет. Оценка «плохое» указывает на помеху, что-то препятствует возможностям, которые отмечены «хорошими» оценками.
Оценки могут превращаться в самостоятельные сущности (в упомянутом выше банке образов) — плохие оценки становятся поводом для порицания, хорошие оценки становятся целями.
Если оценка стала целью, то выставление оценки кажется полновесным действием — одобрительные «лайки» и ругательные комментарии позволяют успокоиться и считать какое-то дело выполненным. На выставление оценок тратится много времени, польза же не очевидна, она лишь подразумевается.
Если оценка стала целью, то появляется возможность оценивать оценки. Гиперценные оценки приводят к комплексу неполноценности и даже к оценочной зависимости.
Можно почитать про «реперные точки», чтобы понять, что оценки всегда относительны. Если не видно того, с чем сравниваем, значит сравнение идет с какими-то крайностями, недостижимыми идеалами, в результате чего мир делится на черный и белый цвет без промежуточных оттенков, становится беднее и начинает расстраивать.
Метод уменьшения ценности оценок — подумать об их природе и пересмотреть привычки.
Моделирование
Чувства не дают полную картину окружающей действительности — мы не видим происходящее сзади, не прислушиваемся ко всем звукам подряд, игнорируем большую часть запахов и тактильных ощущений. Но все же обычно мы знаем, где находимся и во что одеты.
Для лучшего понимания происходящего вокруг мозг додумывает, моделирует часть реальности. Причем добавляет в картину недавнее прошлое и возможное будущее.
В моделировании могут участвовать разные механизмы — от зеркальных нейронов, позволяющих ощущать чужие действия, до полноценных грез, в которых создаются не связанные с реальностью миры.
Механизм прогнозов не смог бы эффективно работать без моделирования, а без прогнозов было бы трудно ставить цели.
Избыток фантазии может превратиться в плохую привычку — погружение в виртуальные грезы может отнимать слишком много ресурсов, которые необходимы для действий в реальности.
Метод уменьшения потребности в мечтах — повышение эрудиции, упражнения по возвращению в «здесь и сейчас», восстановление интереса к происходящему вокруг, психотерапия.
Настроение
Происходящее во внешнем мире воспринято рецепторами, распознано в образы, снабжено оценками, дополнено и собрано в кучу — получилось нечто обобщенное, относящееся к ситуации в целом.
Ситуация определяет настроение — мне в целом сейчас то ли хорошо, то ли плохо, то ли много сил, то ли ощущение усталости, то ли можно расслабиться, то ли нужно срочно реагировать.
Проблема настроения в том, что оно слишком обобщает воспринимаемую картину мира — один очень яркий сигнал способен заглушить прочие.
Методы улучшения — если боль, усталость, печаль или что-то подобное неприятное слишком долго длится, так что привычные методы улучшения настроения уже не приносят ни капли радости, то следует разрешить себе поиск и устранение причины плохого состояния.
Например, если головная боль, насморк или недосып мешают сосредоточиться над рабочими задачами, то нужно пересмотреть приоритеты и найти возможность заняться здоровьем.
Если вокруг всё плохо, то можно поискать инструкции по оптимизму, первым пунктом в которой должно быть снятие привычно хмурой маски с собственного лица (обратная связь).
Внимание
Внимание подобно лучу света, который подсвечивает что-то в потоке воспринимаемой информации.
Даже у многозадачных специалистов фокус внимания способен подсвечивать только один объект за раз. Если кто-то пытается делать много дел одновременно, то его внимание вынуждено постоянно переключаться между разными объектами.
Дефицит внимания в повседневной жизни свидетельствует об избытке целей для внимания, будь то плотный поток информации, десятки подсознательных тревог или одновременные попытки решать несколько разных задач. Причины могут быть разные, под разные задачи подходят разные способы решения.
Методы разгрузки внимания — приоритизация задач, откладывание менее важных, а также улучшение навыков, автоматизация часто повторяющихся действий.
Фокус внимания наводится отнюдь не мгновенно. Ограничение на скорость переключения можно заметить, например, если во время быстрой ходьбы прислушиваться к ощущениям в ногах — опорная нога меняется быстрее, чем внимание наводится, не получается наблюдать за ощущениями в обеих ногах сразу.
Фокус внимания может дрожать — с трудом удерживаться на чем-то одном. Фокус внимания может залипать — с трудом переключаться на что-то другое.
Методы улучшения внимания — упражнения по удержанию и по отпусканию фокуса, медитация.
Наблюдатель
Рядом с вниманием находится механизм осознания, который можно условно назвать «внутренним наблюдателем».
Наблюдатель удерживает внимание на замеченных фактах или явлениях, чтобы лучше запомнить их и не потерять нить размышлений.
Воспринятое или придуманное собирается в картинку, которая крутится перед внутренним взором в ожидании осознания, полезных мыслей, выводов и решений.
Наблюдатель может управлять вниманием и находится неподалеку от источника мыслей. Наблюдатель может наблюдать даже свою работу. На уровне сознания можно заметить его существование и даже счесть наблюдателя главным проявлением существования разума — «я» это тот, кто наблюдает происходящее.
Наблюдение — это всего лишь одна из функций мозга, причем не центральная, наблюдать могут и неразумные животные. Наблюдатель не занимается сбором, обработкой и осознанием информации, он лишь удерживает картинку воспринимаемого, помогая осознавать.
Старательное наблюдение может стать самодостаточным — процесс наблюдения превращается в действие, которое подается в механизм выбора и отодвигает другие, не менее полезные виды деятельности.
Метод раскрепощения мышления — уменьшить роль наблюдателя. Любопытно, что расслабление наблюдателя ведет к увеличению наблюдательности, поскольку высвобождаются ресурсы внимания. Отвлечение от навязчивой умозрительной картины позволяет больше замечать в окружающем мире.
Если под «думаньем» подразумевать только напряженное ожидание мысли, то совет «меньше думать» увеличит производительность ума. Вариант «старательно смотреть в стенку проблемы и напряженно ожидать идею» — это не единственный и не лучший из возможных способов решать задачи.
Слишком слабый внутренний наблюдатель не может подолгу удерживать фокус внимания на какой-то одной задаче. Наблюдателю все-равно, что наблюдать, поэтому он может переключаться хоть каждую секунду на то, что покажется более важным сейчас. В результате трудно подолгу сосредотачиваться на какой бы то ни было задаче — всегда всплывает не менее важная или интересная.
Метод удержания внимания — вообразить плакат над головой, мысленно написать на плакате только одну задачу, поручить наблюдателю сверяться с написанным при каждом желании отвлечься. Наблюдатель любит картинки.
Тревоги
По потокам информации прыгает фокус внимания. Картинку воспринятого изучает наблюдатель. При этом постоянно ожидается появление чего-то важного.
Можно с надеждой ждать появление хорошего, которого не хватает, или с опаской ждать исчезновение хорошего, которого станет не хватать.
Можно с надеждой ждать исчезновение плохого, которое мешает, или с опаской ждать появление плохого, которое начнет мешать.
И надежды, и опасения — это поисковые запросы, которые отнимают ресурсы внимания.
Ожидание создает ощутимое внутреннее напряжение, которое можно привычно назвать тревогой.
Чем больше важного выискивается, тем больше тревог. Чем нужнее искомое, тем сильнее тревоги.
Тревоги — это полезный инструмент поиска, но их избыток мешает. Трудно сосредоточиться на чем-то одном, когда в подсознании ежесекундно вертятся десятки тревог.
Распространенные методы временного снижения тревожности — рельсы привычной музыки, старых игр, художественных книг, заглушение едой, путешествиями, соцсетями, ритуалами вредных привычек, сброс накапливающегося напряжения азартными играми или спортом.
Следует понимать, что компенсации или заглушки позволяют игнорировать проблему, откладывать решение на потом, в результате чего проблема укореняется и усиливается.
Обычные методы снижения тревожности — медицинское обследование и обращение к психиатру, поскольку повышенный мышечный тонус и общая возбудимость, характерные для избытка тревог, могут являться следствием сбоя в обмене веществ, результатом заболевания.
Набирающий популярность метод — обращение к психотерапевту. Зачастую нелегко самостоятельно откопать свои застарелые потребности, для которых тревоги выискивают решение, со специалистом легче.
Метод для философов и аскетов — избавляться от надежд и страхов, чтобы уменьшить количество поводов для ожидания.
Рефлексы
Не требующие обдумывания реакции называют рефлексами, привычками, предрассудками.
Любые привычки экономят энергию — инструмент полезный, если его использовать по назначению и не злоупотреблять.
Из-за случайных сбоев или оптимизации, по мере набора жизненного опыта, иногда в рефлексах закрепляются ошибки. Неправильные реакции встречаются настолько часто, что даже слово «предрассудки» привычно ассоциируется с чем-то плохим, противопоставляется разумному.
Рефлексы отличаются от оценок только наличием заранее выбранного действия, поэтому правка рефлексов подобна правке оценок — упражнения по осознанию для программирования бессознательного.
Методы улучшения — обнаружение неоптимальных решений, закрепление осознанного выбора.
Субличности
Привычные реакции объединяются в группы или наборы. От группы реакций зависит то, как человек отреагирует — как капризный ребенок или как заботливый отец, как галантный джентльмен или как партизан, как турист или как хозяин, как проситель или как учитель.
Один и тот же человек в схожих ситуациях может реагировать по-разному — та или иная группа реакций получает приоритет в зависимости от состояния, настроения, полученных вызовов и каких-то других условий.
Группу реакций можно называть по-разному: набор поведенческих алгоритмов, активная субличность, текущая роль, маска.
Переключение масок хорошо заметно при разговорах по телефону — интонации и слова сильно зависят от того, с кем человек разговаривает.
Для работоспособности маски могут создавать проблемы двух видов: маска слабая, маска неуместная.
На работе ожидаются маски хорошего рабочего, разумного инженера, доброжелательного коллеги, исполнительного подчиненного, инициативного лидера и им подобные. Если роль не удается, то можно целенаправленно поработать над соответствующим набором привычных реакций.
Если на работе неуместно включается капризная или развлекающаяся маска, то нужно что-то сделать то ли с нерабочим настроением, которое зависит от оценок, то ли с ролью, в которую затесались ненужные реакции и рефлексы.
Методы улучшения — целенаправленная работа по созданию цельного образа профессионала. Не для показа окружающим, а для самоощущения.
Компьютер
Мозг можно условно разделять не только на биологические отделы, но и на функциональные.
Некий функциональный отдел занимается обработкой поступающих данных и выдачей быстрых решений по обстановке. Активная работа требует много ресурсов, особенно во время бодрствования.
Другой отдел занимается обработкой сложных связей между абстракциями. Пример эволюционной задачи — отслеживание социальных связей в стае (коллективе) из сотни особей.
Для сложных задач требуется много ресурсов, но работу по несрочным расчетам можно отложить на потом, дождавшись паузы в работе «активной» системы.
Дефолтная или пассивная система мозга — условное название для функционального отдела, который способен в фоновом режиме обрабатывать связи между сотнями объектов, чтобы оценить возможности и выбрать лучший вариант действий.
У «пассивного» суперкомпьютера есть технические ограничения. Во-первых, данные в него загружаются не быстро (перфокартами), может уйти минут двадцать, чтобы сосредоточиться для обдумывания сложной системы.
Некоторые ученые, писатели, архитекторы и разработчики не любят отвлекаться во время работы — слишком много времени требуется на возвращение к обдумыванию. Дерево связей, заботливо выстраиваемое в уме, легко рассыпается и с трудом восстанавливается.
Метод улучшения работоспособности — устранить отвлекающие факторы. Могут помочь табличка «не беспокоить» на столе и режим «не беспокоить» в системах обмена сообщениями.
Второй недостаток «пассивной» системы — мощности все же не хватает для обработки связей между тысячами объектов для решения нескольких сложных задач одновременно.
Не относящиеся к работе идеи загружают пассивную систему, мешая обдумывать рабочие задачи в рабочее время.
Кроме приятных идей, в голове вертятся и ворочаются мысли о незакрытых задачах — технические долги по работе, проблемы в личных отношениях, планы на ближайшее будущее.
Продуктивность заметно падает, если жонглировать десятком яблок, одновременно пытаясь почистить одно из них — следует найти или создать столик неподалеку, чтобы положить на него яблоки, которые не хочется потерять.
Метод разгрузки мозга — выписать идеи и задачи на любой внешний носитель, в файл или на бумажный стикер, чтобы поработать над ними позже (методы GTD, ToDo-списки). Не подавлять посторонние мысли, а выписывать, тогда они перестанут вертеться в голове, мешая основной работе.
Классическое «выгорание», которое проходит мгновенно при смене места работы, но вновь появляется через несколько месяцев работы на новом месте, связано с набором экспертности или компетентности по конкретным проектам — чем больше известно недоработок и опасных мест, чем больше деталей приходится удерживать в голове для поиска решения, тем легче перегружается «пассивная» система, создавая нежелание заниматься даже мелкими задачами.
Экспертность здесь подразумевает знание о незнании — я знаю, что в каком-то месте чего-то не знаю, поэтому не могу предсказать результат изменений.
Метод улучшения — признаться себе, что плохо владеешь некоторыми инструментами, знаешь только шаблонные действия и допускаешь возникновение странных ситуаций. После признания можно начать поиск возможностей для получения необходимых навыков.
Искажения
Разум работает очень быстро — каждую секунду принимаются потоки информации, распознаются образы, выявляются доступные возможности, принимаются решения. Разум — это система реального времени (soft real-time).
Для обеспечения быстродействия разум иногда жертвуют точностью: неважная информация игнорируется, важная перепроверяется редко, достоверность фактов определяется авторитетностью источника и старыми убеждениями, решения принимаются шаблонно, ресурсоемкие конфликты откладываются на потом…
В результате ускоряющих и защитных функций разума появляются ошибки в восприятии, мышлении и поведении, о которых можно найти много информации по словосочетаниям «когнитивное искажение» и «защитный механизм».
Известны десятки когнитивных искажений, их список активно меняется и дополняется по мере проведения новых исследований.
Одни когнитивные искажения помогают эффективно действовать в каких-то условиях, другие ускоряют процесс принятия решений, третьи позволяют обходить технические ограничения мозга. То есть искажения — это не баги, а фичи, полезные защиты и подпорки. Но иногда они начинают мешать.
Например, неосознанное копирование поведения окружающих бездельников затягивает в болото.
Например, каким-то фактам незаслуженно ставится оценка «важное», а действительно важные факты проходят мимо внимания.
Например, рационализация помогает подобрать пусть и не верную, но понятную причину для оправдания неясных ощущений, в результате чего для борьбы выбираются ложные цели.
Например, незаметно укрепляющиеся фобии могут участвовать в самосаботаже.
Например, привычки вынуждают использовать малоэффективные способы решения задач («золотой молоток», «XY проблема» и другие антипаттерны).
Методы повышения рациональности мышления — изучение списка известных когнитивных искажений, навыки обнаружения и нейтрализации ошибок.
Эмоции
Разные люди по-разному трактуют термин «эмоция» — ощущение, побуждение, настроение, демонстрация состояния. Нет общепринятого толкования, под термин складывают очень разные сущности, поэтому перед использованием слова следует уточнить свое личное понимание.
Например, упомянутые выше тревоги можно отнести к отдельной эмоции, можно не относить.
Раздражение, злость, агрессия, ярость — то ли разные стадии какой-то одной эмоции, то ли разные сущности.
Под «я боюсь» могут скрываться уже упомянутые тревоги, а также простейшие реакции, разные чувства и даже логичный результат работы механизма прогнозов — что-то из этого можно отнести к эмоциям, осталось только определить, что именно.
В контексте потери работоспособности, помимо тревог и опасений, особого внимания заслуживают эмоции неприятия, которые живут над механизмом оценок. Чтобы избавиться от неприятия, нужно признать его наличие и найти настоящие корни.
Усталость — это то ли маскирующееся неприятие, то ли другая эмоция, подсказывающая, что пора перестать что-то делать. Если усталость является сигналом о продолжающемся напряжении, а не об исчерпании ресурсов, то «ждать восстановления» — это не единственно возможный и далеко не лучший способ отдыха.
Эмоции заслуживают отдельного разговора, который должен начинаться с определения термина.
Самая продолжительная из приятных эмоций — состояние потока. Есть разные пути в поток — сильное желание либо отсутствие застарелых потребностей. Первый путь проще, второй надежней. Несколько незавершенных важных дел мешают войти в поток для любого из них.
Приятная эмоция достижения призвана расслаблять после напряженной работы. Если скопилось напряжение, если ощущение тяжелого груза мешает принимать новые вызовы, то пора вспомнить о потерявшемся навыке. Если расслабиться не удается, то можно поискать поводы для радости, научиться замечать свои достижения в недавнем прошлом.
Самая легкодоступная приятная эмоция предвкушения является и самой недолговечной. Мечты развивают фантазию, но могут отнимать слишком много времени, отдалять от реальности и в итоге повышать количество тревожных ощущений. Мимолетность предвкушений — это одна из причин того, что награды мотивируют слабо.
Приятные и неприятные эмоции — это лишь сигналы от подсознания на уровень сознания. Подсознание пытается подсказать сознанию, что было бы неплохо изменить поведение. Для окончания любой эмоции достаточно принять сигнал, перестать отмахиваться от него или приписывать ему какую-то внешнюю причину.
Например, я замечаю, что я озадачен — фраза из инструментария рационалиста, помогающая завершить эмоцию растерянности.
Методы улучшения — знакомство с собственными эмоциями, поиск и устранение причин плохих переживаний, отдельные навыки распознания, проживания и завершения каждой эмоции. Если не получается самостоятельно, то можно воспользоваться помощью психотерапевта.
Потребности
Не все ощущения приходят из внешнего мира. Хочу есть, пить, спать, расправить плечи и вдохнуть полной грудью — сигналы от тела, говорящие о нехватке или переизбытке чего-то.
Метод улучшения — прислушиваться к собственном