Программирование для подростков: выбор направления и советы преподавателей

e953dda69d808b68ee6e1e34ebb85a06.png

Подростковый возраст — идеальное время для обучения детей чему-то новому. Кодинг не стоит считать исключением. Есть несколько подходящих и относительно простых языков и вспомогательных сред: Скретч и Роблокс, Python, в том числе в связке с Minecraft, C# и JavaScript. Разбираемся, с чего стоит начать.

Мы в школе Pixel твердо уверены в следующем: если ребенку нравится играть в компьютерные игры, в том числе онлайн, то это не повод для ограничений, а основа развития ценных навыков. Нужно подтолкнуть школьника к тому, чтобы начать программировать: достаточно показать, скажем, что тот же «Питон» может применяться для моддинга в Майнкрафте, а C# — для создания игр на кроссплатформенном движке Unity. Но это лишь примеры.

Давайте разбираться в вопросах по поводу возраста и целесообразного маршрута. Для убедительности представим мнения наших преподавателей с опытом в обучении школьников программированию, разработке игр, созданию сайтов и другим IT-направлениям.

О возрасте и подходящем языке: когда и как начать, если школьник хочет писать код

38cbeb4a11febcdcc98ae2abbeba6760.png

Кто-то считает, что направление программирования для подростков — это слишком сложная тема, недетское занятие, поэтому осваивать кодинг стоит лишь в рамках профильных программ в вузах. В это же время даже дети 7 лет и старше успешно справляются с инструментами Scratch и Kodu, переходят к «Пайтону», Lua и C#. Но сразу отметим, что даже наши преподаватели не всегда выступают за раннее обучение маленьких детей написанию кода.

Так, давайте разберемся с вопросами по поводу возраста и его связи с языками и средами, предназначенными для погружения в программирование.

«Считаю, что 13–14 лет — оптимальный возраст, чтобы начать изучать программирование. В это время подростки уже способны видеть ошибки, выявлять проблемы и устранять их при работе с простыми и сложными программами. Думаю, что плюс — наличие сформированных основ в виде владения Scratch: среда пусть и визуальная, больше даже мультяшная, но она учит понимать некоторые конструкции, алгоритмы, имеющиеся в сложных текстовых языках. Когда родители новых учеников спрашивают меня, какое направление лучше выбрать в подростковом возрасте, я однозначно советую Python: простой синтаксис, возможность создания модов для популярной игрушки «Майнкрафт», известность и перспективность — основные аргументы».

Т. Малинин, преподаватель

Аналогичной позиции придерживаются и другие педагоги школы.

»13 лет — возраст, соответствующий обучению в 7-м классе в обыкновенной российской школе. В это время учащиеся активно знакомятся с алгеброй и геометрией, полностью понимают устройство окружающего мира и некоторые законы логики, что упрощает освоение переменных и более сложных моментов, скажем, полноценных конструкций. Если брать общий план, то мы учим и дошкольников, но основам: понятно, что тот же Scratch Junior не сделает ребенка программистом. Если же вы видите его в таком качестве, лучше записываться на курсы с текстовыми языками в 13–14 лет. Но в любом случае начать рекомендую со Скретча: это поможет лучше понять основы и беспроблемно познакомиться с написанием кода в будущем».

А. Ложеницина, преподаватель

779e69c0fc5db3aee84e3dc8ecdcb29b.png

Не будем цитировать мнения всех преподавателей, лишь отметим, что все они отличаются и основаны на личном опыте, на шишках, набитых во время обучения детей и подростков программированию. Разумнее вывести очевидную закономерность, сводящуюся к следующему: начинать в любом случае лучше с основ. Если ребенок приступаем к обучению «Питону» и не может понять базовые принципы программирования, значит допущена ошибка в подборе уровня сложности.

Промежуточные выводы следующие:

  • Основа в виде интереса к теме программирования, даже если изначально она сформирована из увлеченности компьютерными играми, — почти обязательное условие. Пытаться заставлять ребенка осваивать перспективное направление, каким бы оно ни было, не стоит;

  • Изучать кодинг нужно постепенно. Возраст не играет роли. Если, скажем, ребенку 10, но нет опыта в написании кода, в первую очередь подойдет Скретч. Далее, если учеба увлечет, можно попробовать Python.

Предлагаем более подробно рассмотреть популярные направления: одно из них может прийтись по нраву каждому современному школьнику.

5 хороших направлений программирования для подростков

Опишем 5 направлений, подходящих для знакомства с написанием кода и оттачивания соответствующих навыков. Это:

  1. Визуальный кодинг в Scratch.

  2. Программирование в Роблоксе на языке Lua.

  3. Написание кода на Python.

  4. Game-разработка на движке Unity с использованием C#.

  5. Веб-разработка с помощью HTML, CSS и ДжаваСкрипта.

1. Визуальное программирование в Scratch для детей 8–12 лет

«Считаю, что визуальное программирование — инструмент, доступный для 10-летних детей. В это время они пока не умеют концентрироваться на главном, вряд ли способны понять, что такое типы данных, классы, функции и т. п. Поэтому в раннем школьном возрасте обучать детей кодингу я советую именно с помощью Скретча. Да, можно научиться только пониманию алгоритмов, но это точно станет основой дальнейшей учебы, если захочется освоить, например, Python. И еще раз отмечу, что именно 10 лет — важный момент. Полагаю, что раньше не стоит, потому что, опять же, страдает концентрация внимания. Но это можно компенсировать благодаря наличию наглядных средств, как в Скретче».

Л. Кочубей, преподаватель

К теории: Scratch — визуально-блочная среда программирования. Она создана специально для детей и подростков, делающих первые шаги в направлении кодинга. Плюс — максимальная простота: ручное написание кода исключено. Достаточно использовать яркие блоки и составлять из них целое, как в конструкторе Lego. Дополнительное преимущество — бесплатность: создавать первые проекты можно даже онлайн без платного программного обеспечения.

Посредством Скретча дети:

  • Знакомятся с алгоритмами и приближаются к пониманию базовых принципов «сложного» программирования. Это, как уже отметили выше, поможет при условии дальнейшего обучения;

  • Учатся выполнять первые интересные проекты в виде анимации, презентаций и незамысловатых игр, что мотивирует: почти моментальное получение результата увлекает и вовлекает в учебный процесс, создает основу неподдельного интереса к теме кодинга.

Начать можно самостоятельно. Подойдут следующие подборки видеоуроков:

2. Программирование в Roblox на языке Lua для детей 9–14 лет

«Считаю, что начать стоит с Lua. Он является наиболее простым, если контекст — сравнение с другими текстовыми языками. Можно попробовать и Скретч, но он больше подходит совсем маленьким детям, нуждающимся в первую очередь в формировании логического мышления. Да и это не полноценный язык программирования, а средство подготовки основ дальнейшего обучения. Выбор в пользу Lua, на мой взгляд, очевиден: схожесть с Python, простой синтаксис, возможность сочетания с Roblox — серьезные аргументы».

А. Дорофеева, преподаватель

Роблокс — игровая онлайн-платформа, где дети и подростки могут создавать собственные игры, обмениваться ими, общаться и просто развлекаться. В первом помогает язык «Луа», который используется в Roblox для программирования.

Знание Lua:

  • Поможет ребенку приблизиться к написанию графических интерфейсов (как в Adobe Lightroom), расширений для игр и кодинга уровней (как в Garry«s Mod);

  • Заложит основы дальнейшего изучения того же «Питона» по бесплатным урокам или на курсах.

Вот какие обучающие плейлисты помогут сделать первые шаги:

3. Программирование на Python для детей и подростков от 9 до 14 лет

О «Питоне» мы говорили в самом начале и приводили примеры в виде мнений опытных преподавателей, знающих все о работе с детьми и подростками. Поэтому хотим отметить следующие факты о языке:

  • Универсальность. С помощью Python создаются веб-проекты, пишутся программы для машинного обучения, скрипты для автоматизации рутинных задач. Также язык применяется для создания игр, кодинга искусственного интеллекта и не только;

  • Простой синтаксис. Согласны, что в контексте обучения подростков это момент может оказаться спорным. Однако есть множество бесплатных онлайн-курсов, книг и самоучителей, посвященных данному языку. Они помогут сделать первые шаги и принять решение о полноценном обучении, если тема придется по нраву;

  • Карьерные перспективы. В 9–14 лет говорить о них рано, но если приблизиться к верхней границе и вспомнить, что это момент вхождения ребенка в стадию профессионального самоопределения и выбора, то можно отметить, что изучение «Питона» даже с нуля — хороший выбор.

Если хочется начать самостоятельно, помогут обучающие ролики:

4. Программирование на C# и разработка на движке Unity в 10–14 лет

С# — сложный язык. Но знакомство с ним можно максимально упростить, если использовать Unity — игровой движок, на котором даже дети могут научиться создавать:

Движок перспективен: он используется даже в промышленности (пакет Industry). В сочетании с C# данная среда становится отличным инструментом для обучения детей написанию кода и разработке.

Мы в школе Pixel считаем, что движок «Юнити» характеризуется низким порогом вхождения, что делает его идеальным для знакомства с языком «Си Шарп». Дело в том, что это скорее конструктор, чем сложный профессиональный инструмент вроде Unreal Engine. 

Так, во время самостоятельных занятий или на уроках с преподавателем предстоит:

  • Собирать игры из объектов, образованных простыми компонентами. Последние определяют действия конкретного виртуального персонажа, предмета или явления;

  • Скриптить простые и сложные игровые миры с помощью C#. Он необходим для программирования логики и других важных моментов.

Сделать первые шаги в рассмотренном направлении помогут обучающие видеоуроки, посвященные:

5. Веб-разработка для детей 12 лет и старше

«Думаю, для начинающего подростка подойдет JavaScript. Для этого достаточно пары простых действий: нужно открыть браузер и перейти в режим разработки. При этом мой выбор неслучаен: JS востребован среди разработчиков онлайн-игр, при создании и поддержке сайтов. Можно найти различные библиотеки, предназначенные для решения отличающихся задач. По простоте восприятия ребенком от 12 лет и старше данный язык превосходит некоторые аналоги, что делает его хорошим вариантом».

С. Ильин, преподаватель

Веб-разработка — еще одно востребованное и популярное направление. Если принято решение освоить его, то в первую очередь стоит изучить HTML, CSS и JavaScript. Первый инструмент — язык гипертекстовой разметки, второй — средство описания внешнего вида веб-документов. Это не о программировании, чего не скажешь о JavaScript — полноценном средстве, предназначенном для кодинга.

Не будем углубляться в теорию и отметим практическую пользу: если направление увлечет ребенка, он сможет пойти дальше и научиться реализовывать сложные проекты. Это:

  • Создание и поддержка клиентской части того или иного сайта (frontend). Код здесь становится средством реализации дизайнерской идеи, задуманного функционала. Здесь как раз и понадобятся языки, перечисленные выше, а также освоение продвинутых библиотек;

  • Создание серверной части веб-ресурсов (backend). В этом смысле веб-разработчик — специалист, работающий с важными функциями. Это, скажем, авторизация на сайте, обработка платежей, автоматизация управления ассортиментом в интернет-магазине и не только.

Сделать первые шаги поможет подборка роликов для самообучения в направлении веб-разработки.

А мы хотим подвести итог и в заключение условного рейтинга направлений программирования для подростков задать вопрос: учите ли вы своих детей писать код и если да, то какие инструменты, среды и языки используете?

Материал подготовлен школой программирования Pixel. Мы учим современных детей, увлеченных IT, грамотно использовать языки программирования, разрабатывать игры и веб-сайты. 

© Habrahabr.ru