Программирование для детей 8–9 лет: примеры направлений и проектов

35e205165b2449fa1cc5a0db525ae03c.png

Младшие школьники 8–9 лет, о чем говорит наша практика, уже способны справляться с блочным программированием и постепенно погружаться в текстовые языки, ведь соответствующий возраст — хорошее время для первых успешных шагов в IT. А мы хотим рассказать о доступных направлениях, отметить, с чего начать и как двигаться, чтобы ребенок обрел ценные навыки и знания, полезные с точки зрения развития личности в эпоху информационных технологий.

Мы в школе Pixel используем для обучения начинающих ребят различные среды вроде TinkerCAD, Code Builder, а также Scratch, Lua и другие языки, скажем, Python. Последний кажется сложным, что отчасти верно, поэтому к его изучению лучше подготовиться. Для этого подойдут среды с инструментами, предназначенными специально для визуального программирования. Ключевая мысль следующая: начинать первые занятия можно самостоятельно или на курсах даже в младшие школьные годы, но важно двигаться последовательно и от простого к сложному. 

Как именно? Этому и посвящен сегодняшний материал. С учетом опыта наших педагогов предлагаем разобраться, какие направления способны осилить дети в 8–9 лет, как и с чего начинать движение и почему именно. Дополнительно покажем примеры проектов, с которыми справляются младшие школьники, но начать хотим с пользы и целесообразности — извечного вопроса.

Чем полезно обучение программированию с 8 лет и почему именно данный возраст

831c9f1fd9fbc28394b11bfa95a8519e.jpg

»8 лет — оптимальный возраст, в котором можно начинать обучать детей написанию кода. Идеальный вариант — программа Scratch и одноименный язык: с помощью данных инструментов можно заинтересовать даже непоседливого школьника, ведь предстоит создавать собственные простые игры, анимацию и мультфильмы с помощью ярких блоков. Для меня и моих коллег Скретч — цифровой аналог обыкновенного Lego: среда устроена подобно конструктору. И это еще один аргумент в пользу того, что обучение возможно и даже разумно.

Посовещалась с коллегами и пришла к выводу, что закрепить навыки блочного программирования можно в Code Builder, а уже потом, если ребенок заинтересуется «взрослым» кодингом, стоит пробовать Python. Но начать можно не в чистом виде, а в связке, скажем, с Minecraft».

А. Середа, преподаватель школы Pixel

Так, с возрастом определись. Мы полностью поддерживаем преподавателя и считаем, что курсы программирования для детей 8 лет и старше или самостоятельные занятия — разумное, а не пустое дело. Особенно на фоне того, что в перспективе это дает следующие полезные эффекты:

  • Развитие мышления. Обычно принято говорить о компонентах логики, но добавим творчество, ведь на примере того же Скретча или Code Builder с помощью блоков дети создают что-то новое. В первом случае это простые игры и анимация, во втором — код для различных игровых событий и не только. То есть по мере занятий активно развиваются и совершенствуются логические и творческие компоненты мышления. Это полезно как в учебе, так и в быту. Про вероятное профессиональное будущее не говорим: с этим все ясно;

  • Закладывание основ дальнейшего обучения. Никто не говорит о том, что ребенок, прошедший курсы или посмотревший бесплатные уроки, станет программистом. Но если тема IT его увлечет, образовательные перспективы станут колоссальными. Понимание базовых принципов написания кода и его функционирования, знание алгоритмов и назначения ряда конструкций — комплексная основа продвинутой учебы. Курсы, колледж, вуз — не играет роли;

  • Улучшение общей школьной успеваемости. В Code Builder, скажем, есть Chemistry Resource Pack, работа с которым подготавливает к урокам химии, а Скретч буквально требует работы с числами (управление координатами и т. д.), что улучшает понимание математики.

Видно, что уроки программирования для детей 8–9 лет характеризуются массой преимуществ. Как с точки зрения погружения в информационные технологии, так и в общем плане.

А мы хотим перейти к основной теме и рассказать о направлениях, доступных учащимся 2–3-х классов общеобразовательных школ и детям старше.

Какие IT-направления доступны младшим школьникам 8–9 лет и с чего стоить начать

Косвенно отмечено, что начать лучше с создания простых игр, анимации и мультфильмов с помощью Scratch. Поэтому сегодняшнюю подборку открывает именно данный образовательный инструмент.

1. Scratch для детей 8 лет и старше

Кому подойдет: детям от 8 до 12 лет

Веб-версия Скретча

Веб-версия Скретча

Скретч — язык программирования и вместе с тем визуальная среда, созданная специально для детей при участии сотрудников медиалаборатории Массачусетского технологического института. Программа основана на игровом формате, что важно с точки зрения работы с маленькими учениками: на компьютерных курсах или самостоятельных занятиях они будут использовать яркие блоки, альтернативные командам в текстовых языках, создавать простые программы и не только.

В результате складываются:

  • Понимание алгоритмов. Даже в Скретче программа — это в первую очередь последовательность блоков;

  • Способность находить и исправлять ошибки. Чтобы получить полноценный проект, нужно правильно соединить блоки и корректно установить значения даже простых переменных. В иной ситуации программа не будет работать. Это и заставляет детей проверять все использованные конструкции на предмет ошибок, если что-то не получается. Дополнительный плюс сводится к развитию внимания и усидчивости. 

Итог понятен: появляется основа дальнейшей учебы. Ее нужно использовать, если ребенок демонстрирует интерес по отношению к программированию.

Для понимания того, что могут сделать дети в Скретче, представим проект на новогоднюю тему: думаем, что не за горами первый снег и видео придется кстати.

2. TinkerCAD для младших школьников 9 лет

Кому подойдет: ребятам 6–9 лет

Пример 3Д-проекта в TinkerCAD

Пример 3Д-проекта в TinkerCAD

TinkerCAD — комплексный инструмент, используемый нами на онлайн-курсе моделирования и программирования для детей 6–9 лет. Но сегодня не о нем: давайте разберемся, чем в принципе полезно данное направление.

TinkerCAD — облачный сервис, разработанный и поддерживаемый Autodesk. Он предназначен для начинающих детей и позволяет без особых усилий даже самостоятельно изучать:

  • 3Д-моделирование, в среде TinkerCAD называемое проектированием;

  • Устройство электронных схем;

  • Написание блочного кода.

Видно, что инструмент комплексный, но не стоит полагать, что в сервисе представлена солянка: каждое из обозначенных направлений доступно и реализуется обособленно от других, однако возможно выполнение смешанных проектов. Но для того, чтобы справиться с последними, предстоит научиться использовать режимы моделирования, схемотехники и кодинга.

Как и в случае со Скретчем, потенциальные эффекты те же, что обусловлено использованием блочных конструкций в процессе кодинга. А в случае с направлением 3Д-моделирования дополнительный результат — совершенствование пространственного мышления.

3. Блочное программирование в Minecraft в Code Builder для детей

Кому подойдет: младшим школьникам 7–10 лет

Пример блочной программы в Code Builder

Пример блочной программы в Code Builder

Начать кодить с помощью блоков можно в Minecraft Education Edition посредством функции Code Builder. Это инструмент, напоминающий конструктор. Он позволяет программировать персонажей, управлять ими и внутриигровыми событиями.

Много говорить о функции и направлении не будем: оно напоминает первые варианты. Отличительная особенность представлена привязкой к популярной игре Minecraft и наличием в ярких блоках команд, содержащих конструкции, типичные для JavaScript и Python. Поэтому считаем, что знакомство с Code Builder и блочным кодингом на примере Minecraft Education Edition — основа дальнейшего обучения языку «Питон» через создание модов для представленной игровой вселенной.

4. Программирование на Python в Minecraft для детей 9 лет и старше

Кому подойдет: школьникам 9–13 лет

Игрок поражает железного голема в Minecraft

Игрок поражает железного голема в Minecraft

Благодаря этой примечательной связке в виде языка «Питон» и Майнкрафта дети и подростки могут обучиться созданию модов для игровой вселенной с помощью «взрослого» кода. Речь о том, что в данном случае писать программы потребуется на Python, не включенный в яркие блоки, как в Code Builder, а в чистом текстовом виде. 

Это серьезный шаг и важное направление, если выбран путь в IT. На курсах или в результате самостоятельных занятий в наглядной и увлекательной игровой форме можно научиться:

  • Использовать среды разработки вроде IDLE. Они связаны с Python и используются для написания кода;

  • Применять различные библиотеки, скажем, Turtle. Она предназначена для рисования и создания простых графических приложений;

  • Работать с переменными, циклами, операторами, функциями, координатами и не только.

Потому как язык «Питон» считается сложным для детей представленной возрастной группы, пример проекта будет простым — это создание блоков в Minecraft с помощью кода. Покажите видео ребенку: оно увлечет и пробудит неподдельный интерес к теме.

5. Язык Lua на движке Roblox Studio для детей 9 лет и старше

Кому подойдет: детям 9–14 лет

Персонажи в Roblox – на платформе, где можно играть в игры, созданные на движке Studio с использованием Lua 

Персонажи в Roblox — на платформе, где можно играть в игры, созданные на движке Studio с использованием Lua 

Бесплатные уроки программирования для детей 8–9 лет или курсы для логичного продолжения погружения в IT могут быть основаны на языке Lua и его применении на движке Roblox Studio, предназначенном для создания игр. Первый не считается детским, но подоплека в виде возможности разработки игровых 3Д-проектов, предметов и вещей для виртуальных миров пробуждает интерес к теме и делает изучение Lua простым и увлекательным. Даже если ученик — 9-летний ребенок.

Плюс направления — комплексность. Речь о том, что параллельно предстоит знакомиться с:

Это действительно преимущество: Lua в связке с Roblox Studio развивает детей сразу в нескольких плоскостях, поэтому к ранее обозначенным аспектам пользы добавляется дополнительный плюс — возможность попробовать свои силы в разработке.

В качестве примера проекта, с которым справится даже новичок, представим увлекательный страшный лифт. Бесплатный обучающий видеоурок поможет разобраться в реализации данной задачи.

Какие еще направления доступны современным детям 8–9 лет

Если ребенок не интересуется геймингом и программирование в принципе не рассматривается как оптимальное направление, можно попробовать альтернативы. Так, скажем, если школьник любит творить, ему подойдут графический и веб-дизайн. Однако стоит учитывать, что эти области характеризуются некоторыми сложностями и отсутствием игровой основы. И все-таки попробовать свои силы при условии интереса можно уже в начальной школе, а если понравится, то записаться на курсы.

А мы хотим подвести итог и еще раз подчеркнуть, что начинать учить программирование можно в младшем школьном возрасте. Онлайн по бесплатным урокам или на дистанционных курсах, на очных занятиях в частной школе — не играет роли. Считаем, что в первую очередь стоит отталкиваться от интересов ребенка и предлагать ему что-то, что нравится, а не навязывать якобы полезные занятия.

Материал подготовлен школой Pixel. Мы учим детей писать код, разрабатывать игры, создавать сайты и работать с графическими редакторами, средами для моделирования и не только. Если хочется начать путь в IT с наставником, заглядывайте к нам и подбирайте направление, соответствующее увлечениям ребенка.

© Habrahabr.ru