Прогнозы на 2016 год: три основных тенденции полупроводниковой отрасли
Я рад тому, что моя должность даёт мне возможность на раннем этапе познакомиться с самыми новыми и современными технологиями из разных уголков мира. Очень часто меня спрашивают, что я считаю следующим «большим прорывом». И тут для меня возникает дилемма. Дело в том, что моё сердце расположено к тем технологиям, которые восхищают меня лично. К тем, которые, я уверен, внесут серьёзные изменения в нашу жизнь. Но в то же время, мой разум устремляется к технологиям, которые обладают коммерческим потенциалом, и которые уже сегодня готовы стать реальностью нашей жизни.
Итак, стараясь найти баланс между порывами сердца и разума, я подготовил три самых значимых прогноза в сфере компьютерных технологий на 2016 год. Эти предсказания основаны на тех разработках, которые мне довелось увидеть в восхитительном мире полупроводников, успех которых может стать основой для целого десятилетия развития компьютерных технологий.
1. Виртуальная реальность (VR) становится вертикально ориентированной
Как мы все могли убедиться на Consumer Electronics Show (CES) 2016 года в Лас-Вегасе, виртуальная реальность становится мэйнстримом. И я считаю, что это — поворотный момент в развитии технологий. Причину своего суждения я объясню чуть позже, а сейчас я бы хотел уделить время, чтобы немного подробнее изучить вектор и форму развития виртуальной реальности.
Мое сердце — сердце фаната игр — без сомнений подскажет, что виртуальная реальность станет доступной как на ПК, так и на консолях. Ведь уже сегодня геймеры по всему миру, жаждут более ярких впечатлений и мощной графики, и я считаю, что в 2016 году эта потребность будет только увеличиваться.
Тем не менее, мой разум говорит о том, что основная трудность, с которой VR сталкивается в игровой индустрии — это нехватка контента. Конечно, эта проблема разрешится, когда разработчики окончательно приспособятся к работе с виртуальной реальностью. К тому же, с программной точки зрения интерес к технологии AMD LiquidVR™ сегодня достаточно велик, однако из-за высокой стоимости оборудования пока она остается доступной лишь немногим геймерам. Несмотря на этот факт, мы должны отметить, как виртуальная реальность уже сейчас начинает менять индустрию.
Много лет виртуальная реальность занимала серьезные позиции в сфере оборонных разработок и авиационной промышленности, там, где люди искали более естественный и интуитивный способ взаимодействия с технологиями. Но при взгляде на другие вертикальные сектора, такие как образование и медицинские исследования, вы поймете, что виртуальная реальность достаточно созрела, чтобы трансформировать и эти отрасли.
Например, компания GE уже использует технологии AMD в своем проекте «Neuro VR Experience», который погружает пользователя в целиком воссозданную атмосферу мозга британского музыканта Рубена Ву (Reuben Wu), позволяя в реальном времени наблюдать за его мыслительным процессом и реакцией на различные стимулы. Если говорить о некоммерческом секторе, то сегодня даже ООН использует VR для эмоциональной связи с донорами, чтобы своими глазами увидеть настоящую жизнь в лагере для беженцев.Таким образом, я считаю, что в 2016 году мы увидим множество инновационных подходов к применению VR на примере использования в вертикальном секторе, что продемонстрирует широкие коммерческие возможности технологии.
2. Серверы и ПК дадут развитие Интернету Людей
В роли одного из представителей людей, которые постоянно пользуются смартфоном, я всем сердцем признаю замечательным любое изобретение, делающее работу с компьютером более персонализированной. И Интернет Вещей (IoT), бесспорно, — именно та концепция, которая продолжит стабильно развиваться одновременно с появлением в индустрии подходящих приложений.
Не стоит забывать, что существуют так же преимущества и для конечных пользователей. Ведь по сути именно люди полагаются на все эти устройства, и создаваемые ими данные помогают улучшить качество жизни. Я уверен, что в текущем году работа с девайсами и приложениями станет процессом более понятным и доступным для всех.
Однако с точки зрения потребителя мой разум отбрасывает меня назад к трудностям, которые еще необходимо преодолеть для улучшения сенсорных элементов и устройств системы IoT, прежде чем делать какие-либо значимые прогнозы. Из наиболее очевидных препятствий можно отметить текущие дебаты о самой технологии и стандартах совместимости, которые в ряду множества других факторов влияют на цены, и уже они в свою очередь влияют на применение IoT в бизнес-моделях. Проблемы раздробленности и несогласованности стандартов, к счастью, по большей части уже решены, но они все равно отодвинули процесс массового внедрения технологии как минимум на один год.
Коммерческое применение — это, как обычно, совсем другая история. Сфера, которую многое связывает с IoT — это ЦОДы. Объяснение этому довольно очевидное: успех внедрения миллиардов устройств, собирающих данные, зависит от того, насколько эффективно для людей и бизнеса мы можем хранить, анализировать и извлекать полезную информацию из этих данных. Поэтому примером революционного применения IoT можно считать высокомощные, но энергоэффективные вычисления в ЦОД. Вот что, по моему мнению, может стать драйвером роста популярности IoT в 2016.
Также я предвижу, что ПК и ноутбуки сыграют важную роль в текущем году. Возможно, это звучит удивительно на фоне постоянных сообщений о сокращении этого рынка, а в особенности рынка ПК, которые мы видим в прессе последние несколько лет. Но если вы посмотрите на цифры более внимательно, разделив их по типам оборудования и сегментам, вы увидите, что и на этих рынках есть светлые пятна. В этом году мы, вероятнее всего, понаблюдаем за новым циклом развития, связанным с обновлениями линейки коммерческих ПК и ноутбуков и переходом на операционную систему Windows® 10.
Вместе с этим мы продолжим наблюдать рост в сфере специальных или пользовательских ПК, в том числе в сфере высокомощных систем, которые покупают пользователи, желающие получить максимум от своих машин. Таким образом, обычные ПК и высокомощные устройства малого форм-фактора остаются неотъемлемой частью рынка технологий — как для бизнеса, так и для потребителей.
3. Захватывающий «зеркальный» эффект
Мой третий прогноз: в этом году мы увидим прорыв в сфере графических технологий. Мы уже говорили о том, что VR выходит на массовой рынок, однако мы не останемся удовлетворены до тех пор, пока не получим от графики достоверную «зеркальную» картинку.
Даже если просто рассмотреть сегодняшние решения VR с технологической точки зрения, мы увидим, что новейшее поколение шлемов виртуальной реальности способно отображать вдвое больше пикселей, чем предыдущая версия. Но при этом обзор в шлеме представляет собой лишь малую часть того, что наши глаза могут видеть в реальном мире.
Представьте мир, где 3D-графика поддерживается на экранах с разрешением 16K! Это примерно в 16 раз больше пикселей, чем мы видим на большинстве современных телевизоров. А теперь представьте, что эта картинка показывается с невероятной частотой обновления экрана в 240 Гц — это в четыре раза быстрее, чем на стандартном мониторе. Такая технология создаст ощущение того, что мы действительно оказались в другом мире, а не просто смотрим на экран.
И хотя сердце подсказывает мне, что подобное предположение похоже на фантазию, текущие тенденции развития технологий, например, VR, которая становится все более «реальной», а также темпы увеличения разрешения экранов, говорят о том, что эффект «зеркального» качества изображения действительно достижим. С точки зрения технических инноваций, это означает растущую потребность в высокопроизводительной дискретной графике или, говоря другими словами, в развитии отдельных графических процессоров.
Не забывайте о том, что экран с разрешением 16k на 16k и разрешением 120Гц требует феноменальной мощности для обновления 6 миллиардов пикселей в секунду. Один только закон Мура не поможет достичь подобных результатов — с таким узким подходом у отрасли не будет шансов на развитие. И мой разум подсказывает, что мы увидим несколько подходящих революционных решений из полупроводниковой индустрии уже в этом году.
Сердце и разум полупроводниковой промышленности
На сегодня пока все. Эти три больших прогноза, без сомнения, принесут с собой в этом и следующих годах еще и целый ряд менее масштабных эффектов. На своей новой должности президента AMD в EMEA я буду с интересом наблюдать за их проявлением в регионе и на глобальном уровне. Возможно, у вас есть другой взгляд на каждый из этих пунктов, но в любом случае 2016 обещает стать еще одним очень насыщенным и запоминающимся годом. Одну вещь могу сказать точно — все эти тренды как своим разумом, так и сердцем определенно поддержат все работники полупроводниковой промышленности.
Дарен Грэcби (Darren Grasby), Президент AMD в регионе EMEA