Профессии в мире информационных технологий. Лекция в Яндексе

Информационные технологии развиваются настолько стремительно, что не оставляют традиционной системе образования ни малейшего шанса на то, чтобы своевременно готовить специалистов под актуальные потребности сферы IT. За несколько лет платформы и инструменты успевают кардинальным образом измениться, в отличие от учебных планов.В своей лекции Виктор Ашик рассказал старшеклассникам — студентам малого ШАДа — о существующих на данный момент специальностях и знаниях, нужных для работы. Он также объяснил, почему фундаментальное образование всё же необходимо для будущего IT-специалиста.

Выбор профессии Бытует мнение, что в начале жизненного пути человек должен выбрать себе профессию и двигаться к этой цели. Но чаще всего мы сами не знаем, чего мы хотим, а представления об идеальной профессии могут меняться с течением жизни. Кроме того, мы не можем знать с уверенностью, какие профессии будут востребованы в будущем.Попробуем ответить на вопрос, почему профессии, связанные с информационными технологиями настолько востребованы на сегодняшний день? В значительной степени это связано с экспоненциально возрастающей сложностью областей, применяющих вычисления. Если бы программист мог самостоятельно протестировать все возможные пути выполнения и все возможные состояния написанной им программы, жить стало бы гораздо легче, профессия тестировщика стала бы не нужна, да и программистов нужно было бы значительно меньше. Во-вторых, сама IT-отрасль настолько разрастается, появляется такое разнообразие технологий и нюансов, что владеть всем уже невозможно, необходима специализация. Уже нельзя просто решить работать в области IT и учиться этому, нужно выбирать более узкую специальность.

Проблемы образования в IT Одна из главных проблем вузовского образования по специальностям, связанным с информационными технологиями — чрезвычайно быстрое устаревание знаний и навыков. Очень часто пока новая технология проходит свой путь от появления до включения в учебные планы, она уже успевает устареть, и ей на смену приходит новая. Но так как технология уже вошла в учебный план, ей по инерции продолжают обучать студентов, хотя никакого практического применения они, скорее всего, этим знаниям не найдут. Более того, быстрое развитие технологий не позволяет один раз и навсегда чему-то научиться. Обучение должно быть непрерывным, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке труда, приходится постоянно учиться чему-то новому.Существует также проблема конкуренции академической среды и промышленности за кадры. Работа в промышленности обычно выгоднее работы в академических областях. Поэтому наукой и преподаванием в большинстве занимаются либо те, кто без этого не могут, либо те, кто может совмещать оба этих направления.

В какой-то момент многие задаются вопросом, а нужно ли высшее образование в IT в принципе, если там учат устаревшим технологиями и навыкам? На самом деле, вуз дает время и возможность освоить многие базовые вещи: теорию алгоритмов, теорию вероятностей и т.д. Если пренебречь высшим образованием, и освоить только необходимые в данный момент технологии и сразу пойти работать, у вас просто может не остаться времени и мотивацию на освоение этих фундаментальных основ. Что в дальнейшем может привести к проблемам при освоении новых технологий и попытках выйти на новый уровень. Кроме того, многие рекрутеры, выбирая между двумя кандидатами, всегда отдают предпочтения тем, у кого есть профильное высшее образование, либо совсем не рассматривают резюме, в котрых нет строчки о наличии диплома.

Помимо высшего образования существует авторизованное обучение, производимое ведндорами программного аппаратного обеспечения. Они сами разрабатывают учебные курсы, заточенные под их продукты, и выдают сертификаты о прохождении обучения. Часто такие курсы совмещаются с обучением в вузах. Наличие сертификатов также может расцениваться рекрутерами как одно из преимуществ кандидата.

Как выбрать профессию? Постараемся определить основные принципы выбора своей будущей профессии. Важно спроектировать примерную траекторию своей карьеры: будете ли вы работать во время обучения, будет ли это работа по специальности и т.д. Во-вторых, можно попробовать совместить свою будущую профессию со своим хобби: когда занимаешься любимым делом, получаешь гораздо больше удовольствия от работы и более высокую мотивацию. Также нужно постараться убедиться, что построенный вами план будет работать, что инвестиции в образование окупятся в будущем: ваша профессия будет востребованной и хорошо оплачиваемой. Следующий шаг — выбор вуза наиболее близкого к современным технологиям и требованиям промышленности.Как осваивать профессию Очень важно за время обучения как можно лучше освоить английский язык. Без этого у вас могут возникнуть трудности с чтением документации, а также общением с коллегами и партнерами, если вы будете работать в международной компании. Умение программировать — полезный навык не только для разработчиков, но и для любых IT-специалистов. По возможности учитесь у действующих профессионалов, работающих по вашей специальности, благодаря развитию технологий и появлению различных онлайн-курсов, это не так уж сложно. Получая в процессе обучения различные навыки, старайтесь как можно скорее применять их на практике: решайте полезные задачи, ищите фриланс-подработки, попробуйте совмещать работу с учебой.Что собой представляет отрасль ИТ Ниже представлено два списка. В левом перечислены области деятельности, а в правом — более узкие отрасли в рамках информационных технологий.3ea73446b5fad7b8396fb6938fcdb8cd.png

Если взять любой слово из левого столбца и совместить его с любым пунктом из правого, мы получим название специальности. Мы не будем подробно рассматривать все возможные сочетания, а разберем самые распространенные из них.

Администрирование и управление в сетях связи Знания: Сети; Протоколы; Оборудование. Задачи: Установка; Настройка; Мониторинг; Обслуживание сетевого оборудования. Роли: Сетевой администратор; Сетевой аналитик; Сетевой инженер. Информационная безопасность Знания: Протоколы аутентификации; Антивирусы; Криптография; Эксплуатация и изоляция уязвимостей; Нормативная база. Задачи: Мониторинг; Диагностика; Тестирование возможности проникновения; Соответствие требованиям. Роли: Администратор ИБ; CISO, penterter,… Внедрение корпоративного ПО и консультирование Знания: Корпоративные языки (Java/.NET/SQL); Прикладные: бухгалтерия, финансы; Оборудование. Задачи: Установка; Настройка ERP/CRM/BI/бухгалтерия… Обслуживание. Роли: Консультант; Аналитик; Разработчик. Дизайн интерфейсов и опыта взаимодействия Знания: Дизайн; Эргономика; Психология. Задачи: Проектирование интерфейсов; Графический дизайн; Роли: Дизайнер; … Обслуживание и поддержка Знания: Сети; Протоколы; Оборудование; Все остальное. Задачи: Мониторинг; Получение обратной связи; Диагностика; Устранение неполадок или эскалация проблемы. Роли: Дежурный администратор; Сотрудник службы поддержки; Инженер службы поддержки. Разработка и администрирование БД Знания: SQL; Реляционные СУБД; Операционные системы; Проектирование баз данных. Роли: Администратор БД; Разработчик БД; Аналитик/проектировщик запросов; Консультант. Разработка ПО, веб-служб и приложений Роли: Разработчик (программист)Интерфейсов (frontend), Приложений (Windows, OS X, *nix), Мобильных приложений; ТестировщикФункциональный Нагрузочный. Системный анализ Задачи: Анализ требований; Постановка задач Роли: Технический писатель; Бизнес-аналитик; Системный аналитик; Аналитик программного обеспечения. Управление проектами ЗадачиОпределение и достижение целей; Поиск баланса «время, цена, качество». Роли: Руководитель проекта по… Мастер методологии (Scrum, Agile,…). В лекции все эти специальности, требования и задачи разобраны более подробно и с примерами.

© Habrahabr.ru