Профессия СТО, часть 2

bffeec42691932fd5af81a465261fed7.jpg

И: Что происходит, когда новый СТО приходит в компанию?  

Е.Р.: Когда я пришёл работать в IVI, там небольшая команда, но была. Поэтому у меня этот пусть небольшой опыт, но есть. Прежде всего, ещё до того, как ты принимаешь решение о том, что ты куда-то выходишь, надо понять, какие цели и задачи перед тобой стоят. Когда ты переходишь куда-то работать на уровень СТО, это чудовищно огромный кот в мешке, даже коты в мешках. Я могу прекрасно выступать на конференциях, быть весёлым балагуром и задорно рассказывать о том, как устроена жизнь, а на самом деле оказаться задротом и раздолбаем, который, кроме как поговорить, ничего не умеет. Это риск и для компании, и для человека, который приходит работать на новое место, особенно если команда уже сформирована.

Интересный вопрос:, а кто собеседует СТО? СЕО и его подчиненные. СТО — это такой мостик между теми, кто дает деньги, и теми, кто занимается разработкой, внедрением, имплементацией. Тебе надо сначала сформулировать свою картину мира, какие задачи и цели перед тобой стоят. Со 100%-й вероятностью то, что тебе говорит СЕО, окажется не так. Потому что то, какие задачи перед тобой ставят люди, которые тебя нанимают, скорее всего, это не совсем то, что им нужно — если бы они знали, что им нужно, им не нужен бы был СТО. Поэтому сначала требуется аудит и понимание того, что происходит. Для меня это прежде всего аудит людей, их возможностей, их потребностей. У меня был очень серьезный вызов — мне в подчинение достался человек, который был существенно старше меня и обладал — и до сих пор обладает — компетенцией, которой я не обладаю настолько глубоко. То есть я в институте проходил, как выглядит семиуровневая модель сети, но ниже истории с транспортным уровнем никуда не опускался. А тут есть человек, матёрый и опытный, и пришёл шпендель, который моложе его и не обладает компетенцией, чтобы им руководить, как ему могло показаться. Мой челлендж был понять, можем ли мы работать вместе и можем ли совместно приносить компании пользу. И мы, как мне кажется, завоёвывали взаимное уважение друг перед другом. Очень аккуратно присматривались, общались, пытались понять, на сколько мы в принципе говорим на одном языке. Нам это удалось, мы работаем вместе с 2012 года и тьфу-тьфу-тьфу вроде у нас всё хорошо.

Как правило, самые основные вызовы — это понять, какие проблемы есть у команды, можно ли с этими людьми что-то построить и захотят ли эти люди с тобой что-то строить, куда делся предыдущий СТО, с чем он справился, с чем он не справился. Ты должен сделать так, чтобы команда тебя приняла и ты был её частью. Получится это или нет — хрен его знает. Сейчас наш рынок труда довольно сильно перегрет и есть безумное количество мест, куда человек может устроиться работать, с разными условиями. А это значит, что он выбирает в том числе и зону психологического комфорта, где у него есть цели, где его, как бы это ни было парадоксально, заставляют переступать через себя. Потому что мы тренируем свой мозг и, если у нас есть хороший тренер, который нас заставляет каждый день что-то делать, мы прокачаемся намного быстрее — что в спорте, что в вопросах профессионального уровня. И нужно найти общий язык с командой, с другими представителями топ-менеджмента, выстроить мосты, а лучше сломать стены и сделать так, чтобы не было делений на «наши новые-старые». Это довольно длительная работа. Может, уволить всех надо к чертям и собрать новую команду, всё зависит от ситуации. Я знаю компании, где работает «всех разогнать и набрать всех заново», и это тоже выигрышная история, и компании, где люди плавно перестраивают процесс, сохраняя людей и hr-бренд.

А как выглядит собеседование СТО?

Собеседование СТО не отличается от собеседования любого технического специалиста. Перед тобой садится человек, ты смотришь на его резюме — он там наверняка написал какую-то хрень. Разработчики сейчас резюме пишут как бог на душу положит, потому что они востребованы, и за них HR-ы дописывают какие-то вещи. Но если человек, которого ты собеседуешь на СТО, в своих технических скиллах написал «Знание EXCEL» — для меня это звоночек. Задаются абсолютно разные вопросы. Если он уже работал СТО, ты пытаешься понять, какие задачи он решал. Если ты берешь человека в свою команду, то разговариваешь с ним и пытаешься понять, насколько он твой человек, насколько тебе с ним комфортно. И мне кажется, что человек, который приходит на собеседование, точно также задает тебе вопрос. 

А как тебя собеседуют?  

Иногда говорят: «Смотри, у нас есть такие-то проблемы, как бы ты их решал?» Или говорят: «Есть ли у тебя опыт того-то того-то?» При этом верят на слово, потому что, как правило, тот, кто спрашивает об опыте, сам этим не занимался раньше. Когда тебя собеседует генеральный директор или директор по персоналу, они смотрят на твой уверенный тон, у них есть свои маркеры вранья. Ты должен побороть в себе синдром самозванца и сказать: «А я вообще ничего!». В основном, мне кажется, им нужно понять, как ты будешь решать их проблемы, и можешь ли ты их решить. Все,   кто собеседовал меня, хотели увидеть какую-то уверенность в завтрашнем дне. Что на этого парня можно спихнуть весь геморрой, который сейчас есть, который они сейчас тянут, потому что тянуть больше некому. Дальше ты плавно переходишь к своим вопросам, и, как мне кажется, твои вопросы говорят о тебе намного больше, чем те вопросы, которые тебе задают. Ещё есть история, когда люди просто тебя знают. Ты получаешь рекомендацию от кого-то из их команды, например: «По технике он норм, посмотрите, на сколько он долбодятел, сможете ли вы с ним работать».

А ты, кстати, сталкивался с такими кейсами, когда берут СТО на триал и через три месяца «Ты нам не подходишь, до свидания! Следующий, заходите».

Поскольку я предпочитаю работать подолгу на одном месте, у меня есть довольно интересное мнение, которое касается и разработчиков, и СТО в первую очередь. Люди, которые прыгают из одной компании в другую, проработав по году, не отвечают за свои слова. Это значит, что те архитектурные решения, которые они сделали, проверяет кто-то другой. И они не получают того самого опыта, который нужен для жизни долгоиграющего сервиса. Ты устроился работать в компании, проработал там два месяца, написал какой-то сервис или сделал какую-нибудь фичу, а когда эта фича через 7–8 месяцев перешла в суровую эксплуатацию, ты увольняешься. Но кто будет отвечать за то, что эту хрень написал ты? У СТО ещё более длительный период. Ты принимаешь такие решения, за которые компания будет расплачиваться через несколько лет.

Есть какие-то вещи в твоей будничной рутине, которые, если бы можно было, ты бы вычеркнул из обязанностей СТО и никогда бы этим не занимался больше?  

Мне очень не нравится заниматься бюрократическими вещами и выступать решалой. Очень хочется, чтобы было так: «Мне нужно 20 разработчиков», и тут они — опачки! — из земли выросли, с горящими сердцами, золотыми волосами. Очень не хочется убеждать людей, которые не обладают твоим контекстом, очень не хочется по десять раз погружать их в твой контекст. Очень расстраивает, когда люди обнуляются, и расстраивает, когда ты сам не удержал фокус и сам обнулился. Не как Владимир Владимирович, а просто забыл про какую-то задачку и не помнишь, о чем вы договорились. Меня убивает всё, что связано с саппортом процессов и всё, что связано с реальным серьёзным миром: деньги, бюджетирование, секвестирование бюджета. Ты прекрасно спланировал бюджет, у тебя многокилометровые строчки, а тут доллар упал. И ты думаешь: «Твою ж мать, да как так!» Когда я учился в институте, на курсе физики у нас было понятие «граничные условия» — это те параметры, которые ты задаёшь при решении задач. Больше всего вымораживает, когда меняются граничные условия, зависящие не от тебя.

Можешь ли ты на каком-то уровне конкретики поделиться инсайдами о рынке СТО? Возможно, вилке медианной или что-то такое. 

Вилки зарплат СТО примерно такие. Я не слышал о максимуме, но могу привести несколько примеров предложений, которые приходили мне. Я знаю, что сейчас зарплаты СТО начинаются примерно от 250 тысяч. Это мы говорим про компании не очень большого масштаба. В средней компании зарплата СТО сейчас, как мне кажется, около 450 тысяч. У гигантов побольше. Опять-таки, я смотрю по рынку по России. Если мы говорим про западные компании, история может отличаться, там роль СТО несколько более дорогостоящая. Но сейчас хорошие ценники болтаются около 700–800 тысяч. А дальше уже идут звёздные истории. Я знаю СТО с зарплатой в миллион, я знаю СТО с зарплатой полмиллиона, я знаю СТО с зарплатой 0,7 миллиона. И это всё довольно крупные проекты, которые на слуху.

Если взять какого-нибудь джуниор-разработчика и спросить его, кем ты хочешь быть через пять лет, он скажет: «Я хочу быть СТО где-нибудь там.» А что случается с амбициями, желаниями, планами, когда ты достигаешь этой точки? Что дальше?

Так совпадает, что люди выбиваются в сторону СТО примерно в районе кризиса среднего возраста или чуть-чуть пораньше — хотя я сильно до 30-ти начал заниматься управлением. Но по-хорошему, это просто жизненный вопрос: «А что ты хочешь?» Кто-то сильно упарывается по баблу. Идут в говнопроекты, где понятно, что то, что ты будешь разрабатывать, будешь разрабатывать в стол, и человек понимает, что оно никогда не полетит. Я знаю людей, которые в разные проекты ходят за деньгами. И когда они с помощью бонусных программ получают определенное value, они начинают не работать. Это один из путей. Второй из путей — когда ты переходишь в категорию бизнес-ангелов или инвесторов, людей, которые своим опытом и компетенцией помогают молодым компаниям пробиваться с технологической точки зрения. Тоже вполне себе интересная история. Этим славится определенное количество людей. То есть либо ты уходишь и делаешь свой стартап, либо ты просто помогаешь команде — за долю или ещё за что-то — которая тебе симпатична. Есть люди, которые продолжают переться от того, что они делают, и находить себе задачи и проекты, в которые они влюбляются. Я пока не разочаровался в том, чем я занимаюсь, и мне нравится то, что я делаю. Мне нравится заводить эти шестереночки и находить применение своим умениям.  Плюс, есть два стандартных направления: вертикальный рост и горизонтальный рост. Ты можешь перепрыгнуть в компанию с большим штатом, с другими масштабами, ты можешь вырастить свою компанию — вариантов масса. А можешь пойти работать разработчиком, потому что, вы удивитесь, но в разных направлениях в большинстве случаев ценник заплат СТО не сильно отличается от зарплат разработчика или лида.

А что с опционами?

Не у всех есть опционы. Компаний, которые нормально целятся в опционную программу, немного. Тех, которые вообще без всяких опционов, больше 90%. Мы с вами привыкли смотреть на гигантов, которые выступают на конференциях, но рынок-то большой. Есть куча никому неизвестных компаний, которые делают офигенные вещи на хорошем уровне. Они не вкладываются в маркетинг, в бренд, они просто делают хорошо. Или работают на госорганы и не могут рассказать, что они делают хорошо. Но если закончить прошлую мысль, скажу так: ответственность СТО сильно больше, чем ответственность разработчика. Это то, о чем я говорил в начале — ты сам должен придумать, куда тебе расти. И если ты этого придумать не можешь, тебя ждёт очередной кризис, нервные срывы, психолог и синдром самозванца.

© Habrahabr.ru