Продвинутый CSS-in-TS
Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский и я… автор одного из первых фреймворков целиком и полностью написанных на тайпскрипте — $mol. Он по максимуму использует возможности статической типизации. И сегодня речь пойдёт о максимально жёсткой статической фиксации стилей.
Это расшифровка выступления на PiterJS#46. Вы можете либо посмотреть видео запись, либо открыть в интерфейсе проведения презентаций, либо читать как статью…
Разбирать мы будем весьма простое приложение $my_profile, которое состоит из двух панелей: меню и детализация. А каждая панель состоит из двух частей: заголовка и тела.
Описывается такое приложение крайне простым кодом…
$my_profile $mol_view sub /
<= Menu $my_panel
<= Details $my_panel
$my_panel $mol_view sub /
<= Head $mol_view
<= Body $mol_scroll
Не буду грузить вас этим птичьим языком. Скажу, лишь, что из него генерируется typescript класс следующего вида…
interface $my_profile extends $mol_view {
Menu(): $my_panel
Details(): $my_panel
} )
interface $my_panel extends $mol_view {
Head(): $mol_view
Body(): $mol_scroll
} )
Каждый компонент — это некоторый класс, который наследуется от другого компонента. И в нём, для каждого вложенного компонента генерится метод, который возвращает экземпляр соответствующего класа. Такие методы обычно пишутся с большой буквы.
Моловский компонент, когда рендерится, генерирует некоторый DOM-элемент. Имя этого элемента по умолчанию совпадает с именем инстанцированного класса компонента, что довольно удобно при обзоре сгенерированного DOM-дерева. При необходимости имя элемента может быть переопределено через свойство dom_name
. Кроме того, автоматически генерируется набор атрибутов, предназначенных для подключения стилей. При этом учитывается не только собственное глобальное имя компонента, но и глобальные имена всех его предков, а так же его локальное имя во внешнем компоненте, глобальные имена внешнего компонента и его предков и так далее рекурсивно до корня приложения.
interface $my_profile extends $mol_view {
Menu(): $my_panel
Details(): $my_panel
} )
interface $my_panel extends $mol_view {
Head(): $mol_view
Body(): $mol_scroll
} )
В данном примере мы видим следующие атрибуты:
mol_view — базовый класс для всех моловских компонент, через него можно, например, сделать reset для вообще всех компонент, без риска поломать, не моловские компоненты.
my_panel_body — значит это компонент с локальным именем Body внутри внешнего компонента $my_panel.
my_profile_details_body — значит тот $my_panel имеет локальное имя Details в приложении $my_profile.
Таким образом мы получаем исчерпывающий набор атрибутов для стилизации компонент, без традиционного ручного прописывания классов элементам. И как бы глубоко ни располагался элемент специфичность селектора остаётся постоянной, что очень удобно, когда надо переопределять стили.
[my_profile_details_body] {
overflow: 'overlay';
}
[my_profile_details_body] [mol_button] {
border-radius: .5rem;
}
Но у такого написания CSS есть ряд недостатков. Например, эти длинные селекторы утомительно писать руками. Среда разработки не понимает, что это имена компонент и ничего не подсказывает при наборе. Наконец, тайпскрипт тоже ничего про это соглашение не знает и не может протайпчекать селекторы.
Было бы классно описать наши стили прямо в тайпскрипте в простой лаконичной форме и автоматически сгенерировать из этого CSS.
[my_profile_details_body] {
overflow: 'overlay';
}
[my_profile_details_body] [mol_button] {
border-radius: .5rem;
}
$mol_style_define( $my_profile , {
Details: {
Body: {
overflow: 'overlay',
$mol_button: {
border: {
radius: rem(.5),
},
},
},
},
} )
Тут мы вызываем функцию $mol_style_define, которая генерит StyleSheet. Передаём в неё класс компонента $my_profile и JSON, говорящий, что внутри компонента Details и его внутреннего компонента Body стили такие-то, а для всех вложенных в него кнопок — сякие-то.
Генерировать стили можно двумя способами: либо через CSSOM, либо через генерацию портянки CSS и подклеивания его через элемент style
. Если использовать первый подход, то в Chrome Dev Tools такие стили становятся не редактируемыми, что очень не удобно при разработке. Поэтому приходится использовать второй подход.
Сверху на скриншоте вы видите стили, сгенеренные библиотекой aphrodite, а снизу — обычный CSS. Кстати, обратите внимание на порнографию в качестве селектора и сравните с теми именами, что генерит $mol_view.
Генерация CSS — довольно простая операция. У меня это заняло 3КБ кода. Так что не будем особо на этом останавливаться и перейдём к типизации…
В идеальном мире мы бы взяли стандартный тип CSSStyleDeclaration
, поставляемый вместе с тайпскриптом. Это просто словарь из 500 свойств, типизированных как string
.
type CSSStyleDeclaration = {
display: string
// 500 lines
}
Соответственно, вы можете легко опечататься в каком-нибудь слове, а тайпскрипт это злополучно пережуёт и даже не подавится.
{
display: 'black' //
}
Можно взять популярную библиотеку csstype, которая генерируется из выгрузки всех свойств и их значений из MDN. Во второй её версии генерируются не очень полезные типы…
type DisplayProperty =
| Globals
| DisplayOutside
| DisplayInside
| DisplayInternal
| DisplayLegacy
| "contents" | "list-item" | "none"
| string
Кто знаком с тайпскриптом, понимаю, что этот код эквивалентен следующему…
type DisplayProperty = string
Всё дело в том, что строковые литералы являются подтипами строки, потому тайпскрипт оставляет лишь наиболее общий тип.
Но ничего, в тетьей версии они это «починили» — string
соединили с пустым интерфейсом, из-за чего слияния с литералами уже не происходит:
type Display =
| Globals
| DisplayOutside
| DisplayInside
| DisplayInternal
| DisplayLegacy
| "contents" | "list-item" | "none"
| (string & {})
Теперь типы не сливаются и подсказки всё же работают, но вы по прежнему можете опечататься и никто не ругнётся…
{
display: 'black' //
}
Мы пойдём своим путём и самостоятельно опишем типы для нужных нам свойств в том виде, который будет нам удобнее всего. Для этого заведём интерфейс Properties
и будем заполнять его…
interface Properties {
/**
* Whether an element is treated as a block or inline element
* and the layout used for its children, such as flow layout, grid or flex.
*/
display?: 'block' | 'inline' | 'none' | ... | Common
// etc
}
type Common = 'inherit' | 'initial' | 'unset'
Для каждого свойства будем писать докстринг, который будет выводиться над именем свойства при наведении, что полезно тем, кто ещё не вызубрил все 500 CSS-свойств.
Многие CSS свойства имеют общий префикс и было бы удобно не писать его каждый раз, а сгруппировать в один объект…
overflow: {
x: 'auto' ,
y: 'scroll',
anchor: 'none',
}
interface Properties {
overflow? : {
x?: Overflow | Common
y?: Overflow | Common
anchor?: 'auto' | 'none' | Common
}
}
type Overflow = 'visible' | 'hidden' | ... | Common
Для размерностей есть не только предопределённый список значений, но произвольные юниты (1px
, 2rem
) и функции (calc(1rem + 1px)
).
interface Properties {
width?: Size
height?: Size
}
type Size =
| 'auto' | 'max-content' | 'min-content' | 'fit-content'
| Length | Common
type Length = 0 | Unit< 'rem' | ... | '%' > | Func<'calc'>
Юнит можно объявить как просто класс, который параметризирован литералом и который умеет правильно себя сериализовывать.
class Unit< Lit extends string > {
constructor(
readonly val: number,
readonly lit: Lit,
) { }
toString() {
return this.val + this.lit
}
}
Так как литерал мы передаём в конструкторе, то типы экземпляров созданных с разными литералами будут различны, что не позволит, например, передать проценты туда, где ожидаются градусы.
function rem( val : number ) {
return new Unit( val , 'rem' )
}
{
width: rem(1) // Unit<'rem'>
}
Аналогичным образом можно реализовать и функции. В них класс параметризируется не только именем функции, но и типом её содержимого.
Func<
Name extends string,
Value = unknown,
> {
constructor(
readonly name: Name,
readonly val: Value,
) { }
toString() {
return `${ this.name }(${ this.val })`
}
}
function calc( val : string ) {
return new Func( 'calc' , val )
}
{
// Func< 'calc' , string >
width: calc( '1px + 1em' )
}
Многие CSS свойства имеют как полную так и сокращённую формы. Например, для margin
можно указать от 1 до 4 значений. И если для 1 и 2 всё более-менее понятно, то с болшим числом начинаются головоломки типа: если значения 4, то margin-left
— это последнее значение, а если 3, то предпоследнее. Чтобы такого не происходило, оставим лишь пару сокращённых форм, а если хочется большего контроля — изволь написать в полной форме какому направлению какое значение. Получаем чуть больше писанины, но и улучшаем понятность кода.
interface Properties {
margin?: Directions
padding?: Directions
}
type Directions< Value > =
| Value
| [ Value , Value ]
| {
top?: Value ,
right?: Value ,
bottom?: Value ,
left?: Value ,
}
margin: rem(.5)
padding: [ 0 , rem(.5) ]
margin: {
top: 0,
right: rem(.5),
bottom: rem(.5),
left: rem(.5),
}
Для цветов у нас есть словарь $mol_colors из всех стандартных цветов — просто берём из него ключи. Плюс добавляем несколько функций…
type Color =
| keyof typeof $mol_colors
| 'transparent' | 'currentcolor'
| $mol_style_func< 'hsla' | 'rgba' | 'var' >
color?: Color | Common
{
color: 'snow',
background: {
color: hsla( 0 , 0 , 50 , .1 ),
},
}
hsl
и rgb
специально не добавлены, ибо написать лишнюю единичку для hsla
и rgba
— не проблема, зато АПИ несколько упростили.
Порой свойство может содержать не одно значение, а целый список. Например, список фоновых картинок…
background?: {
image?: [ $mol_style_func<'url'> ][]
}
background: {
image: [
[url('/foo.svg')],
[url('/bar.svg')],
],
},
Тут можно было бы запариться со специальными хелперными функциями, но писать их постоянно не очень практично, поэтому используется следующая простая эвристика: если в массиве лежат простые значения, то они просто соединяются через пробел. А если сложные (массивы, объекты), то через запятые. А вложенные в них значения уже через пробел.
Более сложный пример — список из структур как в описании теней…
box?: {
shadow?: readonly {
inset: boolean
x: Length
y: Length
blur: Length
spread: Length
color: Color
}[]
}
box: {
shadow: [
{
inset: true,
x: 0,
y: 0,
blur: rem(.5),
spread: 0,
color: 'black',
},
],
},
У тени много параметров, в которых легко запутаться, поэтому лучше писать имена параметров явно. При сериализации имена параметров отбрасываются, а значения соединяются через пробел. Особый случай — булево свойство, если оно ложно, то игнорируется, а если истинно, то добавляется имя свойства.
Наконец, мы дошли до самой мякотки. У нас есть компонент $my_profile, в котором есть элемент Details, который сам является компонентом $my_panel, в котором есть элемент Body, который является компонентом $mol_scroll. И было бы неплохо уметь стилизовать любой из этих элементов, через стили, задаваемые компоненту $my_profile.
interface $my_profile {
Details(): $my_panel
} )
interface $my_panel {
Body(): $mol_scroll
} )
$mol_style_define( $my_profile , {
padding: rem(1),
Details: {
margin: 'auto',
Body: {
overflow: 'scroll',
},
},
} )
При этом хочется, чтобы тайпскрипт проверил, что указанные в стилях элементы действительно присутствуют в компонентах.
У нас есть специальная типофункция $mol_type_pick, которой вы передаёте некоторый интерфейс и желаемый тип полей, а возвращает она тот же интерфейс, но без полей, которые не соответвуют желаемому типу.
$mol_type_pick<
$my_profile,
()=> $mol_view,
>
interface $my_profile extends $mol_view {
title(): string
Menu(): $my_panel
Details(): $my_panel
} )
⇩
{
Menu(): $my_panel
Details(): $my_panel
}
В данном примере, у компонента есть свойство title
, возвращающее строку. Но было бы странно вешать стили на строку. Стили можно вешать лишь на Menu
и Details
ибо они возвращают экземпляры компонент.
Вложенные компоненты порой хочется стилизовать не только по их локальному имени, но и по имени их класса. Например, мы хотим сделать вообще все кнопки по умолчанию красными, а кнопки на панели детализации — синими.
interface $my_profile {
Menu(): $my_panel
Details(): $my_panel
} )
interface $mol_button {
} )
$mol_style_define( $my_profile , {
$mol_button: {
color: 'red',
},
Details: {
$mol_button: {
color: 'blue',
},
},
} )
Найти все имена компонент не сложно, так как все классы, функции и прочие глобальные переменные объявляются в едином неймспейсе с именем $
. Это позволяет воспользоваться тем же $mol_type_pick, чтобы выбрать все компоненты.
type $mol_view_all = $mol_type_pick<
typeof $,
$mol_view,
>
namespace $ {
export class $mol_view {}
export class $my_panel {}
export class $mol_tree {}
}
⇩
{
$mol_view: typeof $mol_view
$my_panel: typeof $my_panel
}
Наконец, мы добрались до типизации функции-генератора в которую мы передаём компонент и описание стилей. Наивное описание типов для неё выглядит в декларативной форме — по классу компонента генерируется развесистый рекурсивный тип со всеми возможными вариантами полей.
function $mol_style_define<
View extends typeof $mol_view,
Config extends Styles< View >
>(
view : View,
config : Config
)
type Config< View extends $mol_view > = {
$my_panel: {
$my_panel: {
...
}
$my_deck: {
$my_panel: {
...
}
}
...
}
...
}
Проблема тут в том, что вкладывать друг в друга компоненты вы можете практически как угодно, и число различных комбинаций растёт экспоненциально от глубины. В результате тайпскрипт выжирает всю память и падает. А если и не падает, то начинает дико тормозить.
Но даже если вы дождётесь вывода типа, то сообщения ошибки вас не обрадуют, ибо из него не будет понятно где и почему возникла ошибка.
Лучше в таком случае использовать императивный подход, где вы берёте фактический тип написанного пользователем JSON, в типогуарде проходитесь по нему и переданному компоненту и генерируете новый не рекурсивный тип, где оставлены лишь валидные поля и значения. А на не валидных тайпскрипт не сматчится и сообщит об ошибке.
function $mol_style_define<
View extends typeof $mol_view,
Config extends StylesGuard<
View,
Config,
>
>(
view: View,
config: Config
)
{
Details: {
foo: 'bar',
},
}
⇩
{
Details: {
foo: never,
},
}
Работает такой подход гораздо быстрее и кушает меньше памяти. Важно б этом помнить, когда пишете сложные типы, иначе придётся ждать подсказок по несколько секунд и порой получать фигу.
Если просто возвращать never для не валидных значений, то сообщения об ошибке хоть и будут иметь координаты, но не будет понятна причина, почему написанный код не валиден.
Вместо never
лучше возвращать специальный тип, который ни с чем не сматчится и в котором литералом прописать суть сообщения об ошибке и дополнительную информацию.
В примерах мы сначала попытались навесить стили на несуществующий атрибут, потом на свойство, которое возвращает не компонент, а в конце — просто написали какую-то балалайку, которую не удалось распознать ни как имя компонента, ни как имя элемента, ни как имя свойства.
Кстати, об атрибутах. В $mol_view они задаются как метод возвращающий словарь из строки в примитив.
attr *
^
mol_link_current <= current false
⇩
attr() {
return {
... super.attr(),
mol_link_current: this.current(),
}
}
Для описания стилей для атрибутов просто вкладываем друг в друга: собачка → имя атрибута → значение → (стили, элементы и прочий фарш).
{
'@': {
mol_link_current: {
true: {
zIndex: 1
}
}
}
}
Разумеется есть предопределённый список всех псевдоклассов и псевдоэлементов, которые можно использовать на любом уровне…
{
':hover': {
zIndex: 1
}
}
Так же можно вкладывать медиа-запросы. Это гораздо удобнее, чем в CSS, где медиа-запросы пишутся вне и требуют повторения селектора внутри.
{
$mol_scroll: {
overflow: 'scroll',
'@media': {
'print': {
overflow: 'visible',
},
},
},
}
Наконец, с помощью угловой скобочки можно задавать стили лишь для непосредственно вложенных элементов.
{
'>': {
$mol_view: {
margin: rem(1),
},
$mol_button: {
margin: rem(0),
},
},
}
- Каскадные переопределения стилей
- Тайпчек всех ключей и значений
- Подсказки по всем ключам и значениям
- Описание всех свойств
- Понятные сообщения об ошибках
- Удобство описания стилей
- Рантайм чтение стилей до рендеринга (полезно для виртуализации)
- Типизация всех свойств (прогресс 10 из 500)
- Добавить все функции
- Поддержать анимации
- Типизированные выражения в calc (а не строка)
Ести вас заинтересовал мой расказ и вы хотели бы попробовать поиграться с этим, но не готовы ещё перейти на $mol, то можете воспользоваться библиотекой mol_style_all
, позволяющей описывать CSS-свойства.
import {
$mol_style_unit,
$mol_style_func,
$mol_style_properties,
} from 'mol_style_all'
const { em , rem } = $mol_style_unit
const { calc } = $mol_style_func
const props : $mol_style_properties = {
margin: [ em(1) , rem(1) ],
height: calc('100% - 1rem'),
}
codesandbox.io/s/molstyleall-ked9t
Там, конечно, нет генератора CSS, так как он сильно завязан на то, что генерирует $mol_view. Тем не менее, если вы заходите добавить эту функциональность к своему любимому фреймворку, то заходите к нам в чат mam_mol — вместе подумаем, как бы это сделать.
К сожалению, материала оказалось слишком много, поэтому пришлось разбить выступление на две части. Это была лайтовая чать про использование, а следующая уже будет хардкорная, где мы поговорим про программирование на типах и как реализовывать всё то, о чём я рассказал…
- Сравнение типов
- Типофункции
- Типотесты
- Типошибки
- Типогуарды
- Фильтрация интерфейсов
- Брендированные примитивы
- Хороший доклад. Хотелось бы побольше конкретных примеров. Вот у нас есть отрисованный дизайн, и вот, что мы написали, чтобы получился pixel-perfect.
- Очень быстро говорит! Не успеваешь понять и думаешь, что надо пересматривать и гуглить.
- Не работал с ТС, поэтому не могу обьективно оценить ценность трудов Дмитрия.
- Для меня не сильно профильно, непонятно и не очень интересно.