Пробуем закрепить принципы работы компании. Пишем свой Манифест

А вы верите в принципы компании?

А вы верите в принципы компании?

Часто слышу и читаю о том, что крупные компании создают свои миссии. Или подобные документы, которые заявляют что-то абстрактное «за все хорошее, против всего плохого» или про то, как они меняют мир, ничего для этого мира и не делая. Все тезисы взяты из головы и совпадения случайны. 

Но есть примеры, когда компании декларируют более «приземленные» и рабочие принципы своей работы или модели действий (никого не рекламирую). Следуют им компании или нет — другой вопрос. Мне было интересно не это, а скорее то, как компании приходят к подобным декларациям. Если и вам интересно это узнать, то делюсь. 

Мы в конце прошлого года тоже подошли к созданию такого документа. Сначала, как бы в шутку, но шутка выросла в документ, который мы назвали «Манифест». Сегодня хотел бы спросить, как вы относитесь к таким документам, считаете ли их создание полезным делом или нет. И будет здорово, если поделитесь почему так считаете. 

Итак. Немного о предпосылках создания Манифеста.

Мы давно занимаемся разработкой и внедрением различных систем для бизнеса. Последние несколько лет работаем в рамках одной платформы. Пилим для нее продукты и проекты. В общем и целом, давно устоявшаяся культура работы. Есть принципы, написанные «кровью» о том, как нужно делать, а как делать не стоит. И вот, в декабре 23-го года решили их формализовать. 

Вначале их выписали, структурировали и поделили по направлениям. Выделили шесть основных направлений: разработка продуктов, дизайн, поддержка, проектное внедрение, продажи и маркетинг, менеджмент и HR. К ним добавили принципы развития компании. Как видение того, к чему сейчас стремимся. Собрали все это дело в один док, добавили дизайн и решили потестить, как оно будет пересекаться с реальными задачами. Документ тестовый. Будем смотреть насколько он будет полезен команде. 

Стоит отметить, что документ предназначается только для внутреннего использования. По крайней мере пока. Но я спросил, могу ли показать его здесь и, получив согласие, публикую.

Также постарался максимально «обезличить» текст и тезисы, поэтому в некоторых местах получилось немного «топорно», но суть я постарался сохранить.

Пройдусь по основным направлениям Манифеста. 

Разработка продуктов

Здесь все просто. Делаем так, чтобы клиенту потом было просто работать с нашими решениями. Есть акценты на low-code, так как мы работаем с low-code платформой. В общем и целом, проект клиента всегда можно захардкодить. Но мы стараемся смотреть «наперед». Сделать так, чтобы клиент мог сам развивать его, перестраивать и масштабировать усилиями своих аналитиков. Если такое решение не «ломает» проект клиента, конечно же. Все хорошо в меру.

Это позволяет нам работать с клиентами «в долгую».

Остальные пункты также затрагивают как работу с клиентом, так и технологии. Важно учитывать современные тенденции, но не «упарываться» в модные решения, только чтобы не отставать от «моды». Если технология позволяет достигать нужного результата, развивать продукты и проекты, улучшать их качество, то да, нужно внедрять. Если только мешает или делает разработку тяжелее, то отбрасываем.

Так выглядят принципы разработки:

967d86e67e4227b527c9066192c8834c.png

Дизайн

Здесь мы ориентируемся на то, чтобы наши продукты были понятны конечному пользователю. Думаю, многие видели сложные b2b продукты, дизайн которых представляет собой нагромождение слабо читаемых элементов. Да и логика движения пользователя по продукту часто диктуется фазой луны, а не существующими правилами построения интерфейсов. 

Частично, это объясняется сложностью продуктов. И мифологической составляющей, что «рабочий инструмент не должен быть удобным, достаточно функциональности». Такое тоже часто слышал. Сейчас этот подход уходит в прошлое, но также встречается. 

Наши принципы направлены на то, чтобы, по возможности, создавать понятные интерфейсы, с которыми сможет работать почти любой пользователь. Это не всегда возможно. Но мы к этому стремимся.

Так мы видим принципы дизайна:

895ea289e0231610e66e6229a72c5c93.png

Поддержка

Наверное прозвучит утопично, но мы стремимся сделать так, чтобы поддержка действительно решала вопросы клиента. И тут важно уточнить, что наша поддержка все-таки не то же самое, что поддержка крупного банка или маркетплейса. Мы не собираем тысячи обращений в секунду, а решаем текущие критические или не очень критические проблемы бизнеса, который работает с нашими продуктами.

Мы здесь не говорим о том, сколько стоит такая услуга, а скорее о том, что мы считаем «правильным» для себя.

Сейчас принципы поддержки выглядят следующим образом:

ba3022e8646bdb243308e141c0038666.png

Проектное внедрение

Это одно из ключевых наших направлений. И в основном, принципы «крутятся» вокруг потребностей клиентов. Тут важно понимать, что, закрывая потребности клиента, мы создаем доверительное отношение, с их стороны и хорошие рекомендации. А в перспективе, это дает нам закрытие наших финансовых целей, рост зп и стабильность.

Принципы внедрения:

c7cb64ee6083c0bf8466a6c605b59e3b.png

Продажи и маркетинг

Принципы продаж также давно сформированы, а вот маркетинг довольно новое для нас направление. И здесь нам было важно сразу создавать такую систему, для зародившегося маркетинга, которая отвечала бы принципам прозрачности и честности.

Главный принцип: мы не врём своим клиентам. Да, иногда может казаться, что ради продажи можно и соврать, но это ложное ощущение. Краткосрочно так можно получить выгоду, но в долгосрочной перспективе было бы сложно строить отношения с клиентами. А очистить репутацию гораздо труднее и затратнее, чем если сразу строить прозрачные отношения.

Наши сейлзы всегда могут оценить, когда клиенту действительно подойдет наш продукт, а когда нет. И мы не станем навязывать именно свое решение. Отказываться от проекта тоже не станем, если клиент просит, но «впихивать» ненужное это точно не про нас.

Сами принципы:

8c0f17136a74660c76f058f24f8e418b.png

Менеджмент и HR

Мы не особо известная компания. Сейчас у нас нет потока соискателей, которые бы ломились к нам, а мы ходили бы и выбирали. Все как у всех. Люди откликаются на вакансии, собеседуются. Кто-то остается с нами и включается в работу, а кто-то уходит. Это понятно.

Но один из важнейших принципов, которые мы применяем при поиске новых сотрудников — «Мы принимаем в команду людей, а не скиллы». Скиллы тоже важны, но человеческие качества нам важнее. Тут речь не про то, как смешно человек может рассказать анекдот или как душевно с ним можно пообщаться. Не только и не столько об этом пункт. Речь про то, хочет ли человек учиться новому, решать задачи, и как он «вольется» в наши процессы. Будет ли комфортно работать нам с ним и ему с нами. Это важно. Так строится классная команда.

А что касается управления, то менеджер, как правило, не только администратор, но еще и очень компетентный специалист. Большая часть наших менеджеров выросли с рядовых позиций. Проявляя инициативу, экспертность в своих задачах и беря ответственность. И это показывает, что наш подход работает. Мы закрываем нужные нам позиции и растем органически.

Вот как описали принципы менеджмента и HR:

56bf887fed104aea750110f290e47d99.png

Принципы развития компании

Сейчас мы не особо большая команда. Но мы точно знаем, куда хотим прийти и в какую компанию вырасти. Как писал выше, наш рост идет органически. Появляются новые зоны ответственности, новые функциональные роли. Они заполняются действующими сотрудниками, на их место приходят новые и т.д.

При этом мы постепенно осваиваем и новые направления. Такие, как маркетинг или формирование продуктовых команд. Пробуем новые подходы в работе. Большинство инициатив идут от рядовых сотрудников, и это радует. 

Я не хочу сказать, что у нас идеально выстроены процессы. Или, что у нас идеальный менеджмент. Или какая-нибудь «бирюза». Нет, до такого нам еще очень далеко. Но то, как мы сейчас работаем, да и отдыхаем (корпоративы, игры, настолки и т.п.), все это уже сейчас выстраивается в устойчивую, человечную и прозрачную систему. Очень здорово быть причастным к этому.

И принципы развития:

e92f19dc9fe28dcfcf58ead88d034009.png

Зачем все это было?

Я сам сомнительно отношусь к некоторым практикам в IT. Когда «пихают» модные методологии туда, где они не нужны или создают подобное Манифесту, просто ради того, чтобы оно было. Мне же видится, что документ, который мы сейчас создаем, более функциональный. Возможно, это искажение восприятия, но принципы рабочие. Формулировки не идеальные, к этому мы пока и не стремимся. 

Планируется, что Манифест будет экономить время. Я и мои коллеги тратим много времени на объяснение причин новичку, джуну, мидлу, учредителю, почему мы должны поступить в той или иной ситуации именно так. А сейчас можно будет посмотреть в манифест, и множество вопросов сойдут на нет.
«Это так, мы должны стремиться к этому». Конечно, всегда есть исключения, но требуют обсуждения именно они, а не рядовой кейс в повседневной работе.

В общем, хотелось бы узнать у пользователей Хабра, как вы относитесь к подобным документам? Есть ли у вас в компаниях такие и работают они или нет? Какие принципы считаете важными для себя, может личные принципы или заложенные в культуру компании?

Заранее благодарен за ответы.

© Habrahabr.ru