Проблемы вызванные появлением ChatGPT в сфере образования
В прошлый раз я приводил примеры того, каким образом ChatGPT может повлиять на различные профессии. Дальше я хочу обсудить не пользу от технологии, а наоборот — последствия и проблемы, которые из-за неё или уже возникли, или могут возникнуть в ближайшее время. По плану, в этой части я хотел пройтись по всем проблемам, связанным с ChatGPT, однако, в процессе написания, понял, что некоторым аспектам лучше посвятить отдельные цельные статьи. Поэтому здесь мы говорим об образовании и начнем 2 часть, но все еще её не заканчиваем.
На какие профессии повлияет ChatGPT.
Какие проблемы с появлением этой технологии есть уже здесь и сейчас. Вы здесь
Спекуляции о будущем развитии и интеграции данной технологии
Disclaimer: Я являюсь больше разработчиком мобильных приложений, а не специалистом в области ИИ — поэтому текст данной серии статей ориентирован больше на гипотетические размышления, чем на точные технические детали. Если вы можете опровергнуть что-то из написанного мной — жду вас в комментариях!
План на 2 часть
Если хотите перейти сразу к контенту — кликайте сюда. Тут опишу свои планы. Чтобы информация была более удобной и структурированной, я разделил данную часть на подчасти. Сегодня мы поговорим только о первой, но остальные можно выделить уже сейчас.
Образование — как технология повлияет на жизнь в школах и университетах, какие последствия можно ждать как учителям, так и их ученикам. Сегодня мы обсудим это.
Ненадежность ответов — как нюансы работы ChatGPT могут привести к серьезным ошибкам в профессиональной деятельности, в обучении и научном просвещении.
Человеческие коммуникации в интернете — последствия как для социальных платформ, так и для информационных ресурсов.
Проприетарность технологии — в чем опасность того, что OpenAI вовсе не Open, как создатели бота определяют его судьбу, проблемы для развития технологии.
Доступность технологии — сложности монетизации данного продукта для повсеместной интеграции, проблемы ограничения доступа к технологии (привет, моя первая статья про получение доступа).
Самосознание ИИ — очень сложная для обсуждения тема, которую, однако, нельзя пропустить. Постараюсь написать общие опасения сообщества, не впадая в полемику, так как ступишь чуть влево-вправо и можешь дать неправильное впечатление.
Кстати, спасибо за комментарии к прошлой статье, благодаря им мой материал будет более подробным!
Образование
Влияние ChatGPT на процесс обучения я бы, без сомнения, приравнял к влиянию, связанному с появлением сначала интернета, а затем и смартфонов. Но возможно, что ChatGPT повлияет на обучение даже сильнее.
Данная часть и опасения основаны не только на моих личных выводах, уже 7 декабря появилась статья в издании Вести образования, где учитель высказывает свои опасения.
Но что это за влияние, как оно действительно может изменить подход к обучению?
Всех нас объединяет одно — все мы (надеюсь) были и школьниками, и студентами. Мне, как и многим другим, при этом удалось побывать еще и преподавателем. И разобравшись в возможностях ChatGPT, персоны ученика и учителя сразу начали спорить друг с другом.
Как ученик, я помню ощущение тяжести, возникающее от сложных заданий и соблазн найти способ решения этой задачи как можно быстрее. И, как преподаватель, понимаю, что в этом нет ничего плохого, если студент ответственно относится к обучению. Все мы этим занимались по какому-то из предметов, и я считаю, что образование как раз должно заставлять тебя учиться правильно решать поставленные задачи самым эффективным способом.
Как это проявляется? Рассмотрим пару примеров:
Если задали написать программу — мы ищем аналогичные решения в интернете.
Плохие студенты просто копипастят код и сдают (но валятся на вопросах).
Хорошие разбираются в решении, и сами его реализовывают. Либо копипастят, но с полным пониманием происходящего — что тоже неплохо, так как главное понять концепцию — в будущем ты с этим пониманием просто быстрее сможешь решить поставленную задачу.
Если задали написать сочинение на литературное произведение — тут появляется большой соблазн найти уже готовый обзор на него.
Плохие студенты скопипастят и сдадут (но спалятся при проверке).
Хорошие прочитают мысли автора и из них синтезируют уже собственные мысли, где-то добавив что-то свое.
Если задали решить набор сложных задач по высшей математике — не зная решения есть соблазн искать его в интернете
Плохие студенты либо найдут решение и перепишут его, либо прогонят задания через какой-нибудь Wolfram Alpha и выберут его решение не разбираясь.
Хорошие студенты, скорее всего, точно так же найдут примеры решения аналогичных задач и, разобравшись в них, проведут аналогичные вычисления самостоятельно.
Что же происходит теперь?
С появлением ChatGPT учителя станут более недоверчивыми к своим ученикам: сочинение, решение математической задачи, написанная программа — все это может быть написано ботом. Отсюда возникают следующий мысли:
Не станет ли больше жульничества?
Раньше мухлевать в решении задач было сложно — вам все равно приходилось, во первых, знать где искать информацию, во вторых, найти ее, и в третьих, понять, как списать так, чтобы тебя не спалили.Сейчас же «порог входа» в жульничество становится намного проще. И любой ученик при использовании технологии может выдавать результаты не хуже среднего, даже если он абсолютно не разбирается в вопросе.
А остается ли тогда вообще смысл в проверке письменных домашних заданий?
Если ты никак не можешь проверить оригинальность письменной работы — то для проверки тебе придется обсуждать каждую задачу с каждым учеником очно. Иного способа проверки не будет.
Учителя и процесс обучения явно не способны справиться с таким объемом проверки. А значит стоит ждать либо повышения жульничества в процессе обучения (и соответственно повышения неквалифицированных людей с корочкой, подтверждающей отсутствующие знания), либо смены подхода к постановке заданий. Какой смены — большой вопрос, который предстоит решить министерству образования.
Как поменять подход к домашним заданиям так, чтобы ученик действительно изучал материал, а не поддавался соблазнам?
Однако, учить все равно надо. И при этом не стоит забывать, что учиться может быть ещё и интересно.Каким же образом можно продолжать учить студентов так, чтобы они были вовлечены в процесс обучения и при этом не были заинтересованы в использовании ChatGPT?
Если дойдет до ограничений, то точно ли стоит запрещать использовать такие технологии?
Это, конечно, банальное сравнение, но всем нам учителя в детстве говорили о том, что в кармане у нас ни калькулятора, ни словаря, ни переводчика никогда не будет. Но всем понятно, что в кармане мы уже давно носим все это и не только.
Если данная технология действительно может помогать в обучении и давать студенту более быстрый доступ к информации и объяснению примеров — то возможно есть смысл наоборот показать ее своим ученикам, объяснить как ей пользоваться в положительном ключе для помощи в обучении.
Ведь если она действительно приобретет массовый охват — то те, кто не пользуется ChatGPT или аналогами, будут просто позади других людей в своей скорости обучения.
Увидимся в следующих частях :)