Проблема, решение и проверка на устойчивость в статике
Салют! В прошлых материалах («Как ведет себя система в условиях кризиса» и «Как развивалась ситуация в кризис 2008») мы разобрали ситуацию, в которой сейчас находится среднестатистический человек с уровнем доходов и уровнем интеллектуального развития выше среднего:
Политика и экономика давит мощным информационным полем и просто «выключить телевизор» больше не помогает Бизнес прививает многим руководителям модель «решать проблему вниз», то есть сбрасывая странные решения и процедуры вниз, на уровень решателей и исполнителей — то есть нас с вами Варианты «Сидеть на попе ровно» или «Притормозить, пока кризис не пройдет стороной» — трагическая стратегия с точки зрения долгосрочных результатов Теперь мы готовы переходить от проблемы к вариантам ее решения. При этом мы свое решение предложили вам сразу «Голову нужно загрузить чем-то полезным: обучение дает полезную нагрузку + при переходе от знаний к действиям дает результаты по занимаемой должности и деньгам».
Мы другого варианта просто не видим, так как вариант «Закрыться от внешнего мира и просто ничего отвлекающего не слушать: БЕБЕБЕ» создает эффект вакуума, в котором человек как существо социальное живет недолго. Кроме того, наш мозг от природы заточен на то, чтобы постоянно переваривать информацию, и в условиях искусственного голода начнет что-то достраивать по обрывкам, так или иначе долетающим извне.
Граничные решения: слушать всё, что идет из мира и не слушать ничего — две неработающие крайности, так как в первом случае ваши входные каналы оказываются перегружены и вы теряете возможность адекватного анализа входного потока информации, а во втором переключаете мозг в режим «прислушивания» и реагируете излишне эмоционально — как на хруст ветки в ночном лесу, когда голова тут же дорисовывает в темноте медведя/маньяка, хотя дней вы этот хруст могли бы даже и не расслышать или не придать ему значения.
Гибридное решение: слушать всё, но фильтровать — очень затратно по ресурсам: вам еще работать и жить когда-то надо. Чтобы оставаться функциональным и контролировать ситуацию нужно умело и постоянно разбираться не только в работе и своих задачах, но также 27/7 быть аналитиком, включенным в информационное поле, чтобы быстро отсеивать неправдоподобные факты и разбираться в том, кто в конкретный момент времени создает информационный вброс или нагнетает панику очередным законом в области налогов для физ.лиц, например.
Дальше остается обычная задача, даже не из теории систем, а из механики:
Двигатель (ваш мозг) кроме бензина, на котором работает, подсасывает воздух из внешней среды. В нормальном режиме воздух этот хороший и все отлично. Сейчас в воздухе, который нужен двигателю масса примесей (паразитная информация, которую мозг перерабатывает также, как и полезную), из-за его качество смеси падает и двигатель в целом работает хуже (вы отвлекаетесь, спорите ни о чем с коллегами, думаете о глобальных и не подконтрольных вам процессах — качество работы и жизни падает) Контролировать всю окружающую среду по определению нельзя: в нее могут сбрасывать отходы все окружающие (даже просто коллеги по работе, не говоря уже о традиционных и интернет СМИ) Не кормить двигатель воздухом — невозможно: работа останавливается, двигатель начинает жадно глотать любой воздух и становится только хуже Что остается? Дать прямо в двигатель воздух из балона: чистый поток информации, который помогает двигателю работать хорошо + уменьшает паразитную и увеличивает полезную нагрузку. Если дать поток воздуха под напором, двигатель перестает подсасывать воздух снаружи, где давление (поток информации) меньше Этой моделью, мы правда говорим о динамике процесса, а это по плану следующая статья этого цикла. Товарищи автомобилисты, субаристы и механики: просьба не бросаться на амбразуру за такое вольное использования вашей любимой модели мира: это такое же описательное применение модели двигателя как в случае глобуса, которым мы описываем нашу маленькую планету. Вернемся к решению и проверим его сначала в статике.
Давайте проверим это решение на устойчивость, чтобы не полагаться только на наши заявления в его работоспособности и рассмотрим условия, при каких оно будет работать.
Загрузка полезной информацией решает только одну задачу — освободить голову от того что вам мешает и отгородить вас от «информационных примесей». Чтобы новая информация привела к значимому результату, нужно еще кое-то.
Из опыта, который получен на пути становления менеджерами, директорами и предпринимателями, из общения со знакомыми топ-менеджерами, сложилась следующая картинка. Чтобы получить какой-то результат в жизни нужно а) делать правильные вещи и б) делать вещи правильно (что и как).
Do the right things + Do the things right.
Мы уже говорили, что устойчивый способ уменьшить количество «экспортируемых» сверху головняков и иметь возможность влиять на процессы в той системе, в которой вы находитесь (компания или отдел) — это движение вверх. Мы собрали за 7 лет работы простые рекомендации, которые помогают нашим студентам двигаться, получать новые позиции и проекты, реализовывать необходимые изменения.
Наш список получился простым и коротким: 7 правильных вещей и 8 принципов, как делать эти вещи правильно.
Какие 7 правильных вещей нужно делать:
Давать результат: результат надо давать, серебряной пули «как иметь должности и свершения не прикладывая работы» мы не знаем Обеспечивать прозрачность процесса: что такое прозрачность и что про нас думают в каждую единицу времени подчиненные и руководители + как это влияет на результаты и удовольствие по дороге Обеспечивать доверие заказчика, начальника и команды: есть такая штука как «налог на доверие» и инога он зашкаливает настолько, что работа превращается в адский ад, когда даже думать не хочется о том, как сделать что-то по-другому, только бы дождаться вечера и домой Работать с заказчиком: доверие, ожидания, как вести себя в случае проблем, как переносить сроки и аргументировать точку зрения Работать с руководителем: доверие, ожидания и все тоже самое, с поправкой на то, что это ваш босс и от того не легче Работать с командой: любой менеджер или тим.лид «стоит на плечах» своей команды; почему у одних менеджеров команда — это двигатель к результатам, а у других якорь, который прочно крепит лодку к середине болотца… Работать с собой: нет ничего грустнее и противнее, чем крутой специалист, который потратил кучу времени и сил, чтобы стать руководителем или потянуть большой кусок работы и… сдох на этой вершине, потратив все силы пока карабкался наверх Как делать вещи правильно: 8 основных принципов роста
1. Работать в долгую
Так или иначе, если вы хотите качественно вырасти, то вы не сможете этого сделать без помощи других людей.
Это не означает, что вам обязательно нужно слезно молить их о помощи. Это означает, что их мнение о вас и вашей работе влияет на ваше будущее.
Помните старый факт про то, что все люди в мире связаны друг с другом не более чем пятью рукопожатиями? Сейчас мы не просто связаны, мы еще можем и общаться — через соц.сети. И если кто-то захочет получить о вас отзыв как о человеке, он это сможет сделать за 2 минуты. За 1-ю минуту он найдет, кому написать, и за 2-ю минуту получит отзыв.
Если вы дадите результат за счет того, что втемную поиспользуете коллег или заказчика, то что случится с карьерой, когда это станет известно?… А это точно станет известно.
Если вы хотите выйти на новый качественный уровень, то с людьми стоит работать в долгую, думая наперед о том, какое влияние ваши действия окажут на ваши отношения с людьми. Из этого принципа вытекает следующий:
2. Отказаться от манипуляций
Манипуляция — это скрытое воздействие на человека, чтобы достичь каких-то своих целей. Мы не будем сейчас уходить в технические приемы, разбирать легкие манипуляции и тяжелые. говорить об уровнях картины мира, ролях, которые играет манипуляторы… Мы зацепимся за ключевое слово — скрытое.
Все скрытое рано или поздно становится явным. И когда человек, остыв от дискуссии, поймет, что решение он принял на эмоциях, а эмоции у него вызвали вы, у него возникнет ощущение, что его провели. Или обманули.
Как это скажется на ваших долгосрочных отношениях? Что он потом будет говорить, если его попросят дать на вас отзыв?…
Кроме того, стоящие люди начнут вокруг попадаться все реже и реже. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на работу с неприятными людьми. Людьми, которые крадут твой позитивный настрой и твои хорошие эмоции.
И здесь же стоит заметить, что некоторые люди также крадут время. Отсюда выведем еще два принципа:
3. Писать по делу
Удивительно наблюдать, сколько людей ругаются в почте. соц.сетях и прочих форумах. Мы стараемся не писать негатив — по нескольким причинам:
а. Это затягивает решение вопроса — у человека включаются эмоции, и тут же отключается логика. Дальше он начинает защищаться из своего трофейного какашкомета, все дальше отдаляясь от сути обсуждения.
б. Непонятно, как человек это воспримет. Если у него не дай бог, случится гипертонический криз, или он, придя домой, сорвется на детях — не хорошо это. Зачем, чтобы оно случилось из-за вас? Кроме всего прочего, у человека остается эмоциональный осадок. А если мы работаем вдолгую, то этот осадок должен быть позитивным, а не негативным.
в. Все, что написано в интернете, остается в интернете. Значит, наши дети, когда подрастут, могут захотеть почитать, что там писали их папа и мам. Очень хочется, чтобы со страниц написанного они увидели спокойных, позитивных, уверенных в себе людей, а не скользких троллей.
г. Публичные дискуссии точно так же могут увидеть ваши будущие работодатели или клиенты. Захотят ли они после этого с вами работать? Никто не скажет заранее.
Если в почте начинается конфликт — гораздо лучше позвонить или подойти к человеку лично. Конфликт тут же рассасывается.
4. Говорить коротко
Когда-то давно наш хороший знакомый директор сформулировал свое жизненное кредо: «Говорить поменьше, делать побольше.» Люди могут слушать вас долго и внимательно, но смотреть все равно будут на дела.
Поэтому не стоит много времени тратить на обсуждения. Потратьте их лучше на дела. А чтобы слова занимали меньше времени — к разговорам надо готовиться. Подбирать аргументы, продумывать беседу, уметь выцеплять конструктивное зерно в словах собеседника, уметь конкретизировать свою и его точку зрения. Но этому можно научиться, это не сложно.
5. Ничего не забывать
Лучший способ испортить отношения с людьми — это забыть то, что пообещали. расхождение ожиданий с реальностью всегда рождает неприятные чувства: несправедливость и обиду.
Как там говорил в старом советском анекдоте офицер: «Товарищ курсант, если у вас голова как унитаз, в которой ничего не задерживается, то заведите записную книжку. А лучше две — как у меня.»
Записывайте, ставьте напоминалки в календарь и телефон, выполняйте обещания. Именно так накапливается кредит доверия. который потом многократно возвращается.
6. Быть понятным7. Быть последовательным
Жизнь — не сказка, а мы с вами не сто баксов, чтобы всем нравиться. Принятие неприятных решений — это часть игры. И вы обязательно будете делать что-то, непритное другим людям: сокращения, увольнения, принятие других решений и т.д.
Но людям не нужна приятность — им нужна понятность и ожидаемость вашего поведения. Приятная неожиданность — это хорошо. А неприятная — несправедливо. Объясняйте свои действия и делайте это загодя — тогда люди будут воспринимать это с пониманием, а ваш накопленный кредит доверия не сольется в один момент из-за непроговоренного решения.
8. Экология и карма
Вы верите в карму? Глупый вопрос для людей, получивших техническое образование, и полагающихся на знания, а не на веру. Но в работе с людьми это понятие точно есть. Называется оно по-разному: кредит доверия, как-то еще. Сути это не меняет.
По результатам общения с вами люди, ваших действий, люди начинают относиться к вам либо лучше, либо хуже. И дальше вам становится либо легче с ними работать и договариваться, либо сложнее.
Мысль в том, что если уж вы работаете с людьми в долгую, то довольно глупо не думать об этой карме. Народная мудрость сформулировала это еще очень давно: «Не гадь там, где живешь.» Мы скажем современнее: «Будьте экологичны.» Но суть та же.
Подводя итог.
Понимание правил и моделей не говорит, что нужно делать. И тут пропасть или фазовый переход между знаниями и действиями.
Короткая иллюстрация: многие из нас могут пояснить и разобрать принцип работы двигателя внутреннего сгорания, но с чего начинать, что в каком порядке вытачивать и как собирать, чтобы получить работающий двигатель — непонятно. Нет процесса, последовательности, пошаговой формулы.
И об этом: как происходит переход от принципов к практике, как заставить знания работать, что помогает нам в реализации долгосрочных проектов и как более трети наших студентов добиваются нетипичных и, порой, по настоящему удивительных результатов мы и поговорим в следующем выпуске этого цикла.
Что мы разобрали на текущий момент:
Как ведет себя система уровня государство или бизнес по отношению к вам в момент кризиса Как развивалась ситуация в 2008 и контр-примеры кризисного мышления, поведения и результатов Решение в статике: контр.загрузка информацией, которая проверена и полезна в перспективе (знаниями) Что еще будет в этом цикле материалов:
Решение в динамике: ваши усилия должны капитализироваться. Переход между теорией и практикой — увеличение ваших доходов и смена позиций на более ответственные. Наше предложение: долгосрочная программа обучения и перехода. 16-го декабря (ВТ), в 11–00 МСК мы проведем онлайн-презентацию новой годовой программы обучения Школы менеджеров Стратоплан, которая была спроектирован нами с учетом всех тех принципов и идей, которые мы разбираем в этом цикле материалов. Регистрируйтесь сейчас, чтобы не пропустить и не забыть: это бесплатно и занимает менее 30 секунд: attendee.gotowebinar.com/register/1202720948275279617 Не переключайтесь. До связи!
—С уважением, Александр Орлов, Слава ПанкратовШкола менеджеров Стратоплан