Проба пера или решение для локальных объявлений?
Привет, уважаемый читатель!
Хочу поделиться своими мыслями и сформированными решениями на базе Telegram каналов, ботов »… и вообще» :) Речь в статье пойдет про размещение объявлений в районном канале. Про районный я, конечно, «загнул» — по меркам Москвы 12 корпусов это просто «двор».
Немного предыстории
В 2016 году я заселился в один из жилых комплексов Москвы по очень вкусным ценам, которые сейчас только снятся новоселам. Тогда этот комплекс продавался через аукционы на повышение, и, был не так востребован из-за новизны способа реализации. Однако, постепенно он заселялся. По моим ощущениям, к 2019 году был серьезный наплыв покупателей.
С самого начала я горел идеей сформировать сообщество — чатики по интересам, доски объявлений, клубы и прочее. Но, мои фантазии на эту тему разбились о жестокость настоящего. Все люди разные, и сформировать дружный коллектив, состояний из совершенно разных слоёв общества для меня оказалось непосильной задачей. Однако, некоторую экосистему для общения внутри я сформировать сумел.
Сейчас, общее количество пользователей сообщества насчитывает более 1300 человек. Из них в информационном поле чата находятся чуть больше 900 человек. И, по счастливой случайности, этого оказалось достаточно для экспериментов!
Суть эксперимента
Среди разных чатов и каналов явную популярность заслужил канал с объявлениями ЖК. Он был простой, но структурированный. Публиковать в него напрямую нельзя, но можно создать объявление через telegram-бота. При этом, на первых этапах эксперимента публиковать имели возможность только те, кто явно проживал в жилом комплексе. Размещение было немного сложным, но все справлялись, а позже, привыкли.
Так выглядит размещение объявления старым способом. Тут нужно выбрать рубрику.
А так предлагается вводить текст объявления и добавлять фотографии.
Не всё было гладко с пользовательским интерфейсом. Кнопки Telegram часто пропадали и закрывались клавиатурой (особенность UI), из-за чего пользователь не мог понять, что делать дальше. А нужно было всего лишь нажать «Опубликовать».
Этот способ подачи объявлений существует до сих пор, и многие им пользуются по привычке, но существует и другой — как раз ради него этот материал и создаётся.
Адаптивное размещение или WebApp
Кто следит за развитием Telegram знает, что в версии Bot API 6.1 заявили поддержку адаптивных UI, открывающихся в отдельном браузере, что позволяет расширить возможности стандартного интерфейса пользователя. Это названо WebApp. Очень крутое решение, респект Павлу за такое нововведение!
Мне показалось тогда, что это ровно то, что нужно для доски объявлений — упорядоченная форма с понятными полями для ввода. И, как оказалось, такой вариант размещения пользователям зашел куда лучше. Давайте сравним UI на скринах выше с этим:
Интерфейс размещения объявления через WebApp Telegram.
Только возник один нюанс — размещение фотографий не было так удобно, как хотелось. Его пришлось реализовать отдельно, через пересылку фото боту напрямую. Заодно, Telegram оптимизирует фотографии самостоятельно, не требуется раздувать backend для ресайзинга:
Интерфейс бота для загрузки фотографий
Как Вы уже можете заметить, сервисные сообщения бота сделаны фотографиями. Мне показалось, что именно таким образом пользователь сконцентрируется на них. Бывало, что объемные сервисные сообщения пропадали, а авторы объявлений не вчитывались и бросали размещение на середине.
Наконец, самое интересное, на мой взгляд, это формирование самого объявления в канале. Здесь хочется остановиться подробнее, но тогда будет много текста, поэтому, пройдемся по основному, а детали можем обсудить в комментариях.
Как выглядит объявление
Давайте сразу визуализируем объявление и пройдемся по его частям:
Пример размещенного объявления.
Форма объявления типовая: Рубрика … Заголовок … Текст … Цена. Кажется, тут всё как на Авито :). Однако, есть важное — «связаться с автором».
Я сильно боялся, что пользователи не поймут, что туда нужно нажимать, но была и ещё одна преграда — это необходимость нажимать кнопку «Старт» у бота.
Тут нужно снова сказать спасибо Павлу Дурову и его команде, за упрощение UX. Они внедрили «автонажатие» кнопки «Старт» в мобильных версиях, что сильно упростило пользовательский путь.
Стоит отметить, что нажатие на дополнительную ссылку, хоть и кажется лишним шагом, но играет очень важную роль. С её помощью собирается отклик по объявлениям — кто, когда и сколько раз пытался получить контакты по объявлению. Эти данные очень важны для аналитики, показывают «живость» аудитории, предпочтения пользователя и главное, для продавцов — возможность «догнать» покупателей, предложив человеку скидку или другой бонус, если покупатель не дошел до автора объявления.
Вот так выглядит функция «кто интересовался» для авторов объявлений.
А что дальше?
Мне кажется, что реализованная доска объявлений — достойный вариант реализации локальных «купи-продай». Но я могу быть ослеплён своим детищем, и не замечать негативных эффектов от такого.
Я хотел бы обратиться к Вам, глубокоуважаемая аудитория, за конструктивной критикой решения по размещению. Возможно, именно Вы направите мою идею в правильное русло.
Я хочу сделать из этого решения продукт! Будет ли он востребован? Думаю, что да, так как есть определенные предпосылки. Например, Авито. Крутая компания, которая развилась очень сильно, задавив весь рынок частных досок объявлений и форумов. Однако, ниша районных чатиков, образовавшаяся не так давно — не занята.
Другой вопрос, подходит ли моё решение для этой ниши? Давайте поговорим об этом в комментариях…
Вопросы и пожелания, которые не хотите оставлять в комментариях Вы можете написать на help@zapdeg.ru
Спасибо за терпение и то, что дочитали до конца!