Про Apple Watch
Тут на одном форуме, где обсуждали мою статью про забег Windows в мобильной отрасли, немного обиделись и в ответ потребовали объяснить, зачем Apple «лезет» в рынок смартчасов. (кстати, про шансы Windows, как оказалось, я относительно недавно писал статью, в которой сам же излагал, почему у нее еще есть шанс. видимо, я сам в своем прогнозе уже разочаровался).
Вообще, конечно, уже в самой постановке вопроса раскрываться отсутствие понимания вопрошающим как рынка умных часов, так и того, как работает Apple, выпуская свои продукты на рынок. Разумеется, понимание того и другого не гарантирует успешного прогнозирования успеха или провала часов на рынке, но позволит представить себе немного, как будет развиваться этот рынок в ближайшее время.
Но, как минимум, можно легко себе представить, что текущий рынок смартфонов радикально отличается от рынка смартчасов в настоящее время: в тот момент, когда рынок смартчасов только-только зарождается и на нем даже сложно назвать какого-то определенного лидера (разве что Pebble, в какой-то мере), смартфоны — это довольно «взрослый» рынок, с большим проникновением продукции среди потребителей, на котором уже есть четко установившиеся лидеры, как по платформам, так и по производству смартфонов. Безусловно, возможность «to disrupt» этот рынок сохраняется у всех его участников, но достичь этого будет довольно непросто, что неменяющаяся доля рынка Windows только подтверждает.
С смартчасами же ситуация абсолютно другая, и она гораздо больше напоминает мне рынок MP3 плееров, когда на него вышел iPod — есть несколько производителей, которые делают продукты, больше заточенные на гиков (сложный UI, геморройная интеграция, и тд), и тут приходит Apple, и делает этот рынок наконец-то по-настоящему массовым, предлагая простой, красивый, удобный и дорогой гаджет (кто не читал вопли про 400 долларов за MP3 плеер на форумах в 2001 году — тот, считай, не видел настоящего народного возмущения). После этого, в фарватере Apple туда выдвинутся всевозможные часы-трекеры, которые есть уже сегодня на рынке, подтягивая дизайн и функциональность из часов Apple и предлагая «то же самое» за меньшие деньги. Я не зря взял в кавычки фразу «то же самое», это как iPhone и Android в первые год-два: вроде бы Android был «то же самое», что и iPhone, но на самом деле разница как между настоящей женщиной и транссексуалом — все вроде такое же, но есть нюансы.
Про возможную ограниченность функциональности часов по сравнению даже с тем, что уже есть сейчас на рынке, могу привести аналогию с другим продуктом Apple — iPhone. Да, есть много всевозможных «фишек», которые можно добавлять в продукт перед его выпуском бесконечно, и все время откладывать запуск продукта при этом. Но рынок-то не стоит на месте, и поэтому Apple работает по-другому: Apple идеально вылизывает ключевую (core) функциональность продукта, фокусируясь при этом на общих впечатлениях пользователя. Именно на том, что заставляет пользователя говорить «вау, круто!», и показывать это другим людям вокруг, рассказывая о том, как там все здорово, легко и просто. Когда базовая часть аудитории — гики, эксперты, любители экспериментов, opinion leaders и проч — будут «очарованы» этим экспириенсом, начинается массовая фаза, в процессе которой Apple постепенно добавляет функциональность, которая может быть востребована пользователями (в случае с Apple они еще может быть очень долго будут упрашивать ее добавить, как тот же copy-paste в iPhone). Это естественный ход эволюции продукта, ну и плюс маркетингу же надо что-то продвигать с выходом новых версий.
А есть еще фактор luxury рынка, о котором мы вообще мало что знаем, особенно как это все сыграет на перекрестке технологий и премиального продукта (вестимо ли, золотые смартчасы за 17 тысяч пока что не пытался продавать ни один производитель компьютеров или смартфонов). Вообще, есть ощущение, что если у Apple получится —, а я, честно сказать, пока не уверен в будущем успехе Apple Watch — то Apple, возможно, окажется единственным среди производителей потребительской электроники, способным провернуть такое. Аргументы из серии «но Apple Watch за 350 долларов и за 17 тысяч долларов делают одно и то же!» не считается, прежде всего, потому что это не рынок дешевых смартфонов или других гаджетов — дешевые часы за 20 долларов и простой Rolex за 5 тысяч долларов тоже будут делать одно и то же (показывать время), на этом рынке правила другие, и если судить по реакции экспертов именно часовой отрасли, они там реально напряглись. До выхода часов в продажу осталось вообще совсем немного времени, так что уже скоро узнаем, способна ли Apple Тима Кука