Привлечение средств для проектов будущего
Сбор средств на основе блокчейна становится все более популярным — в 2016 году десятки миллионов долларов были инвестированы в рамках различных ICO (Initial Coin Offerings), а в 2017 году этот показатель увеличится еще больше по мере развития технологии.
Наряду с остальными новыми технологиями и проектами, сбор средств на основе блокчейна становится все более популярным по мере набирания оборотов и де-факто становится основным методом привлечения средств в инновационные криптовалютные проекты. Это технология для широких масс — блокчейн обещает отказ от посредничества в финансовых операциях и многое другое, поэтому, вероятно, следует ожидать, что инвестиции и разработки также придут из широких масс. Крупные корпорации разрабатывают свои собственные технологии распределенного реестра, но реальные инновации происходят в отдельных сегментах, разбросанных по всей сети.
Рентабельность инвестиций
Итак, что же побуждает инвесторов вкладывать деньги в эти проекты? В 2016 году было несколько семизначных проектов по сбору средств, некоторые из которых собрали миллионы долларов — или, по крайней мере, их эквивалент в биткоинах, поскольку биткоин и другие криптовалюты — это стандартное средство инвестирования в такие проекты. Биткоин — по-настоящему международная валюта, не имеющая никаких ограничений по передвижению или размеру вложений, а потому он является идеальным способом для вложений инвесторов по всему миру.
Это ультрасовременный сектор, и такие проекты были бы невозможны десять или даже пять лет назад. Конечно, инвесторам хочется быть первыми участниками таких инициатив. Но для многих инвесторов — или спекулянтов — это просто способ получения потенциальной прибыли. Все они наблюдали многократный рост рыночной капитализации биткоина в 10 000 раз после того, как он впервые попал на биржи, а другим крупным проектам удалось вырасти в 10 или 100 раз. Иные, конечно, не смогли достичь и таких показателей. Одни провалились из-за недостатка опыта или маркетинга, другие оказались откровенным мошенничеством. В 2016 году как минимум один крупный проект потерпел катастрофический провал. Всегда существует соотношение риск/прибыль, и жадность может завести инвесторов в ловушку. Вполне вероятно, что эти ожидания — и обычно получаемые прибыли — приблизятся к здравому смыслу в течение ближайшего года. Это разница между копеечными акциями и транснациональными компаниями; ICO делают шаг в сторону мейнстрима.
Как бы то ни было, этот сектор уже сильно изменился за последние один-два года. Он становится более профессиональным. Давно прошли те времена, когда анонимный разработчик мог собрать десятки или сотни BTC (десятки или сотни тысяч долларов) на форуме. В наши дни успешные проекты содержат гораздо больше информации о технологиях и опыте разработчиков, а также гораздо лучше рекламируются. Чем более прозрачна и профессиональна компания и ее команда, тем больше средств они смогут собрать, при прочих равных условиях.
Краудфандинг против ценных бумаг
Одним из основных изменений за последние годы стало развитие нормативно-правовой базы. Были проведены границы между приемлемым и неприемлемым. Стало ясно, что выпуск или даже покупка ценных бумаг за пределами существующих нормативных баз чреваты проблемами — особенно для резидентов США.
Крипто-токены имеют разные формы. Некоторые имеют сходство с ценными бумагами: их можно перепродавать с выгодой для себя в случае, если стоимость токенов, выпущенных проектом, возрастет. Это нормативно-правовой кошмар для эмитентов, и они столкнутся с большими проблемами, если Комиссия по ценным бумагам или аналогичные органы проявят к ним интерес. Те немногие, кто решается пойти этим путем, предпочитают либо оставаться анонимными (что влияет на их способность эффективно привлекать средства), либо являются резидентами юрисдикций, которые еще не запрещают этого.
Поэтому большинство компаний стараются выпускать токены, которые специально структурированы не как ценные бумаги. Например, они не дают права на получение дивидендов, права голоса, права проверять отчетность компании и т.д. Они также являются неотъемлемой частью функционирования проекта: в приложении используется тот самый токен, который использовался для сбора средств. Как правило, спрос на них на внешнем рынке появится после запуска продукта, поэтому вознаграждения держателей токенов будут поступать не от дивидендов, а от усиленного спроса на покупку, вытекающего из транзакций клиентов или пользователей. С нормативно-правовой точки зрения, это совсем иное дело. Вместо ценных бумаг, такие токены становятся более похожи на цифровые продукты, такие как загрузки электронных книг или музыки, только они могут торговаться на открытом рынке.
Оценка ICO
Сбор средств на основе блокчейна — это золотая лихорадка. Конечно, любая форма инвестирования несет в себе определенный риск, но одни проекты — состоятельны, а другие представляют собой лишь мираж. Одно из изменений, произошедших с 2014 года, когда началась волна состоятельных ICO, — это уровень профессионализма, который разработчики и компании проявляют в своих предложениях. Тогда было возможно собрать сотни тысяч и даже миллионы долларов с помощью всего лишь нескольких публикаций на форуме и наполовину убедительного технического описания.
В настоящее время фирменное описание (включающее техническую и финансовую части) — всего лишь отправная точка. Ключом к успеху являются проработанный сайт и маркетинговая деятельность — если они не выглядят профессионально, то и проект, вероятно, выглядит так же, и инвесторы это понимают. Некоторые разработчики или вся команда проекта должны раскрыть свои личности — им нужно публиковать свои резюме или профили LinkedIn и гарантировать, что они — это именно они, и они несут полную ответственность за проект. Они должны иметь соответствующий и подтвержденный опыт и, в идеале, хорошую репутацию как в крипто-секторе, так и в выбранной ими сфере бизнеса: репутация в этой сфере очень важна — гораздо важнее квалификации или образования. Они также должны быть готовы к непосредственному взаимодействию с сообществом, на платформе Slack (чаще всего) и на форумах, а также в видеороликах и онлайн-консультациях AMAs (Ask Me Anything). Все это — обязательная часть подготовки к запуску проекта в 2017 году, и любой проект, не желающий заниматься этим, вызовет сомнения у инвесторов.
Число мошеннических проектов уменьшается по мере роста регулирования этого сектора и образованности инвесторов. Однако суть криптовалюты — в децентрализации, поэтому решения этой проблемы, включающие аудит и одобрение проектов конкретными сторонами, часто непопулярны и не вызывают доверия — и становятся причиной провала. Одной из альтернатив является децентрализованная система репутации. В одной реализации токены распределяются в криптовалютном сообществе пропорционально объему имеющейся у участников валюты. Затем они смогут голосовать за жизнеспособность новых проектов на основании владения этим токеном. Таким образом, это своего рода общественный процесс «знай своего клиента» (Know Your Customer). Он не идеален, но ничего идеального не бывает — и он предлагает альтернативную модель традиционному нормативному регулированию, которая не очень хорошо работает в этом секторе.
Мы все еще только в начале пути, но 2017 год обещает стать очень важным для сбора средств на основе блокчейна.