Пристегните ремни: как изменится облачная индустрия
В кризис специалистам из самых разных сфер приходится адаптироваться к новым условиям. Сегодня мы поговорим про облако — о том, как держат удар IaaS-, PaaS- и SaaS-провайдеры.
Фото Kristopher Allison Unsplash.com
Прогнозы и реальность
Прогнозы экономистов на 2020 год были довольно сдержанными. Эксперты Международного валютного фонда (IMF) отмечали, что глобальный экономический рост в 2020 году составит 3,6%. Это могло бы быть на 0,3% выше, чем годом ранее. В США, где уровень безработицы достиг минимального за 70 лет значения, тоже не видели причин для пессимизма. В свою очередь, в Минфине говорили об ускорении темпов роста ВВП на 2%, а в Минтруда — о снижении уровня безработицы.
В облачной индустрии все выглядело еще лучше. Только за 2017-й год общемировая выручка поставщиков IaaS-решений выросла на целых 45%. Похожая картина наблюдалась и у нас в России — за 2018 год объем отечественного рынка облачных услуг, включая публичные и частные облака, превысил 804 млн долларов (на 24% больше, чем в 2017 году). Эксперты ожидали, что в этом году рост продолжится, но сегодня над прошлогодними экономическими прогнозами можно только посмеяться.
Фото Allie Unsplash.com
Вирус, появившийся на новостном радаре в начале года, быстро распространился за пределы Юго-Восточной Азии. Первый удар приняла индустрия туризма, за ней последовало все, что связано с проведением массовых мероприятий, а затем и другие сферы.
Рекордно высокая занятость сменилась рекордно высокой безработицей — за несколько месяцев потеряли работу более 36 млн американцев, 60% британских бизнесов либо вынужденно закрылись, либо отчитались об убытках. В свою очередь, впервые за 40 лет китайская экономика рискует уйти в минус, а Банк России оценил падение ВВП в 2020 году в 4–6%.
Будущее многих отраслей и индустрий находится в подвешенном состоянии. Но как обстоят дела в облачной сфере? Можно ли говорить о том, что в этой области, несмотря на обстоятельства, продолжается устойчивый рост? И есть ли тут подводные камни?
Облако vs. кризис
Один из глобальных кризисов, который застала облачная индустрия, произошел в 2008 году. В то время провайдеры быстро укрепили свои позиции. IaaS-, PaaS- и SaaS-поставщикам удалось привлечь клиентов за счет сокращения издержек компаний, предпочитавших платить только за используемые мощности (модель pay as you go). И эта история повторяется.
Аналитики из IDC говорят, что глобальный экономический кризис, спровоцированный эпидемиологической катастрофой, ускорил рост облака. По их словам, несмотря на общее снижение деловых затрат, бюджеты, отведённые на оплату SaaS-решений, только растут. По данным MarketsandMarkets, аналогичную картину можно пронаблюдать в секторе IaaS и PaaS.
Это обусловлено тем, что виртуальная инфраструктура не привязана к падениям конкретной отрасли — облачными вычислениями пользуются компании из самых разных сфер: от ретейлеров и турфирм до ИТ-корпораций и промышленных предприятий. Даже если первые попадают под самое жесткое влияние кризиса, вторые — все чаще переходят в облако.
Разработчики продуктов IaaS, PaaS и SaaS идут навстречу клиентам и понимают, что у них сейчас трудности. Они предлагают новую функциональность, упрощающую дистанционную работу и учебу. Так провайдеры надеются привлечь новую аудиторию — тех, кто до кризиса сомневался в целесообразности миграции. И пытаются помочь клиентам перенести свою деятельность в онлайн, плюс — адаптироваться к изменившимся требованиям регуляторов.
[У клиентов «Актиона» не возникло сложностей с информационной и правовой поддержкой при переходе в режим самоизоляции — наша справочно-образовательная система доступна из облака, и, в отличие от продуктов конкурентов, срочно устанавливать ее на домашний компьютер не потребовалось. Это позволило менеджерам, кадровикам, предпринимателям и юристам продолжить работу на «удаленке» в привычном режиме].
Наконец, провайдеры стараются быть в авангарде борьбы с эпидемиологическими сложностями — их вычислительные мощности помогают анализировать медицинские данные — ряд западных IaaS-поставщиков сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения и научными центрами. Они также запускают фонды для разработки инструментов, диагностирующих заболевание.
Эксперты отмечают, что кризис играет на руку облачной индустрии, и провайдеры выйдут победителями из всей этой ситуации, а сложности, которые они испытывают с ростом нагрузки, только помогут укрепить интернет как таковой (повысить качество предоставляемых услуг, расширить сетевую инфраструктуру). Но нельзя забывать и об обратной стороне медали и возможных рисках.
Непредсказуемые последствия
В то время как большие игроки могут подстроиться под условия повышенной нагрузки, стартапы и малый бизнес теряют конкурентоспособность. Крупные провайдеры привлекают больше клиентов, они обладают более мощными финансовыми и инфраструктурными ресурсами, однако малые бизнесы могут не пережить такую турбулентность. Есть вероятность, что вирус «расчистит» игровое поле облачной индустрии и укрепит положение крупных корпораций и монополистов этого рынка.
Но если нестабильная обстановка в мировой экономике затянется и обанкротится критический процент компаний из самых разных отраслей, «под раздачу» попадут и облачные ИТ-гиганты. Даже если этого сценария удастся избежать, их клиенты могут просто отказаться от IaaS- и SaaS-решений, когда все вернется на круги своя. Об этом говорит все больше экспертов — они ставят под сомнение сохранение спроса на сервисы для дистанционной работы после окончания кризиса. Такие системы подходят не всем и даже могут вызвать эмоциональную перегрузку.
Фото Mike Petrucci Unsplash.com
Как будут развиваться события, сказать сложно, но можно попробовать оценить устойчивость облачного рынка к кризису по пяти критериями, которые предлагает Investopedia.
Эксперты говорят, что пережить сложности получится, если:
- Вы продаете товары или услуги первой необходимости;
- Работаете с компаниями, которые не подвержены экономическому спаду;
- Занимаетесь ремонтом или обслуживанием критически значимых систем;
- Выполняете обязательные функции (обеспечиваете безопасность граждан);
- Предоставляете какие-либо специализированные услуги.
Второй и пятый пункт облако с легкостью закрывает за счет своей бизнес-модели. Провайдеры предлагают сервис, способствующий сокращению издержек, что в условиях кризиса очень важно. Клиентами IaaS-, PaaS- и SaaS-поставщиков выступают компании из огромного количества областей. Среди них с большой долей вероятности оказываются фирмы, которые кризис не затронул или затронул в меньшей степени. Но с остальными критериями все не так однозначно.
Фото Taylor Vick Unsplash.com
Кевин Сюй (Kevin Xu), основатель издания Interconnected, обратил внимание на то, что облачных провайдеров сложно отнести в категорию поставщиков услуг первой необходимости (первый пункт).
Кроме того, далеко не все из них занимаются обслуживанием критических систем (третий пункт из списка), хотя почти вся офлайновая инфраструктура крупных городов завязана на облако. Без таких систем сложно представить работу транспорта, видеонаблюдения и других правительственных сервисов. И, по-видимому, наше государство делает ставку именно на такой путь развития этой сферы — буквально в прошлом году Минкомсвязи утвердило проект разработки единой облачной платформы. Для этого оно привлекает провайдеров, которые получат масштабные гос. задачи (п. 4).
Получается, что облачная индустрия уверенно проходит только по трем из пяти критериев (и то, если брать не вообще всех облачных провайдеров, а только наиболее крупных). Будет ли этого достаточно?
Постоянная адаптация
Эксперты говорят, что экономика планеты еще долго не вернется на прежний уровень, и многие компании (по большей части малый бизнес) будут вынуждены закрыться. В России картина выглядит не менее удручающей — специалисты из Института исследований ВЭБ.РФ отмечают, что экономика страны во втором квартале 2020-го может упасть на 18%. И ожидают сокращение ВВП по итогам года.
Сама по себе модель облачных сервисов достаточно устойчива к таким явлениям — она доказала это еще в 2008 году. Тогда ряд западных провайдеров сообщали, что их доходы выросли более чем на 40%, а после кризиса рынок сохранил тенденцию к росту. Но как показывает наш анализ ситуации, на этот раз все может сложиться иначе, если индустрия не будет гибкой.
Скорость адаптации к условиям сегодняшнего дня становится ключевым аспектом выживания любых бизнесов. Мы в «Актион» помогаем управленцам и специалистам из разных сфер научиться делать это эффективным образом [например, подписка на «Актион 360» дает возможность не только получать доступ к профильным журналам, судебной практике и справочным системам, но и консультироваться с экспертами по любым вопросам, связанным с ведением бизнеса — с учетом всех последних законодательных изменений и новых требований].
P.S. Как наладить работу в постоянно меняющихся условиях: курсы «Актиона».