Принудительное замедление старых iPhone повышает шансы на принятие законодательства о праве на ремонт

a_fw7gess1bjiqbkuf2dbqa9ul0.jpegДва дня назад корпорация Apple призналась в наличии недокументированной функции в iOS, которая снижает тактовую частоту процессора, если в смартфоне установлен старый аккумулятор. Такое поведение операционной системы обнаружили пользователи Reddit. Когда информация распространилась в социальных сетях, то «яблочной компании» пришлось давать объяснение. Нужно признать, оно выглядит вполне правдоподобно.

Apple объяснила, что замедляет старые смартфоны вовсе не для целей запланированного устаревания, как можно было подумать. Оказывается, это делается во избежание непреднамеренного отключения смартфона на морозе. В расчёт берётся не только заряд/напряжение батареи, но и температура окружающей среды. Чем холоднее — тем больше Apple замедляет iPhone. Алгоритм по замедлению процессора стал работать с обновления iOS 10.2.1, вышедшего в январе 2017-го.

Казалось бы, Apple подумала о пользователях и внедрила им полезную функцию. Можно только приветствовать подобную инициативу заботливой компании. В самом деле, телефон лучше знает, с какой скоростью ему работать. Однако почему-то не все пользователи проявили радость по этому поводу.
Владельцы независимых ремонтных мастерских сказали в интервью Motherboard, что уже заметили повышенную активность владельцев iPhone, которые просят заменить аккумулятор. Замена батареи вне срока гарантии в США у компании Apple обойдётся $79. Причём аккумулятор меняют только если телефон не пройдёт проприетарный диагностический тест. Иначе замена запрещена.

Заменить батарею своими силами не каждый сможет, потому что она прочно приклеена к корпусу — требуется набор специальных инструментов, чтобы вскрыть корпус и отодрать батарею. Плавить клей нельзя, потому что рядом аккумулятор, который опасно разогревать. Но есть растворы, которые растворяют фирменный клей Apple. Хотя компания и скрывала его состав, но ремонтники разобрались. Естественно, что в таких условиях пользователи обращаются в независимые сервисные мастерские, там замена стоит около $40.

Возникла ситуация, когда пользователи продукции Apple опять стали бессильными заложниками производителя, который производит манипуляции с их смартфонами не спрашивая согласия владельцев. Секретность со стороны Apple может стать козырем в руках активистов, которые борются за принятие законов о «праве на ремонт». 2018-й год должен стать решающим в борьбе этих активистов с мощным лобби чиновников, которые получают деньги от Apple за блокирование этих законопроектов в рамках официально разрешённой в США процедуры лоббирования.

В 2017 году 12 штатов выдвинули законы о праве на ремонт, но из-за лоббирования ни один не прошёл. В начале 2018 года во многих штатах будет предпринята новая попытка. Принудительное замедление смартфонов со стороны Apple пришлось как нельзя кстати. Оно может помочь протолкнуть всё-таки закон хотя бы в нескольких штатах.

Законопроекты о «праве на ремонт» предлагают внести поправки в действующее законодательство относительно продажи электронной техники. Поправки упрощают ремонт техники в сторонних мастерских: производитель обязан предоставлять всю необходимую документацию для проведения такого ремонта в независимых мастерских, а также предоставить независимым ремонтным мастерским и индивидуальным лицам те же самые программные инструменты и обновления программного обеспечения, необходимые для ремонта, которые производитель предоставляет своим избранным партнёрам.

Нынешний скандал с принудительным замедлением iPhone ещё раз подтверждает точку зрения активистов из организации Repair.org, которые обвиняют Apple в запланированном устаревании техники: «Если бы Apple действительно заботилась о сроке жизни батареи, она бы поощряла замену аккумулятора, — говорит Гэй Гордон-Бирн (Gay Gordon-Byrne), исполнительный директор Repair.org. — Apple явно получает большую финансовую выгоду, когда люди решают, что их телефоны слишком медленные, и направляются в Apple Store за покупкой нового телефона».

Организация Repair.org объединяет интересы сторонних независимых мастерских, которые занимаются в том числе ремонтом техники Apple.

В самом деле, Apple никогда не призывала пользователей менять аккумуляторы через 1,5−2 года использования устройства, хотя это самое разумное и естественное поведение со стороны владельца старого смартфона. Вероятно, компании действительно выгодно, чтобы пользователь купил новую модель, а старую выбросил или отдал начинающему пользователю Apple. Тем более что цикл выпуска новых моделей как раз предусматривает, что новая модель выходит на рынок именно тогда, когда на старой модели начинают садиться аккумулятор, а сейчас ещё и замедляется процессор. Всё как будто случайно складывается в пользу покупки новой модели.

Эта история должна стать хорошим примером при объяснении пользователям, почему так важна работа независимых мастерских по ремонту фирменной техники, даже если сама фирма против.

© Geektimes