Принятие «пакета Яровой-Озерова». Последствия
Что уже произошло в связи с принятием поправок, и что еще должно или может произойти?
7 июля президент РФ Владимир Путин подписал пакет поправок Яровой-Озерова. Поправок довольно много, в том числе, есть и поправки к закону «О связи». О том, что пакет новых законов обязывает операторов связи хранить метаданные пользователей до трех лет и трафик до шести месяцев, слышали все или почти все. Кроме того, известно, что инфраструктура для записи разговоров, электронных сообщений и прочих данных будет оплачиваться операторами.
Это явные последствия принятия этого пакета законов. Но есть еще и последствия, которые только начинают проявляться, и о которых мало кто слышал. Дело в том, что одним лишь повышением тарифов на связь, за счет чего операторы будут компенсировать свои затраты, все это не обойдется. Что уже известно о законе и что только предстоит узнать?
Сроки хранения данных определяет Правительство РФ
Норма по сроку хранения метаданных и трафика пользователей может меняться. В законопроекте говорится следующее: «Порядок, сроки и объём хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации». Сейчас говорят о том, что операторам связи придется хранить метаданные (факт соединения линий связи и сопутствующие данные) три года, а трафик пользователей (текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения) — шесть месяцев. На самом деле, все эти сроки могут меняться — как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
«Это может быть 12 часов, это может быть 24 часа. Закон вообще не регулирует этот вопрос, закон устанавливает только полномочия правительства о том, чтобы оно определилось, при этом мы ограничиваем правительство в своём волеизъявлении», — комментирует ситуацию Ирина Яровая.
Если Правительство РФ ничего не будет изменять, с 1 июля 2018 года операторам придется действовать по указанному выше плану.
Объем хранимых данных — огромен
Операторы РФ из «Большой тройки» посчитали, что если сроки хранения данных, указанные в законе, изменяться не будут, то объем данных придется хранить очень большой. По разным оценкам, это от 5 до 8,6 млн ТБ данных. При этом некоторые компании уже предлагают систему сжатия голоса, которая поможет уменьшить объем хранимой информации в 9 раз. Эта система разработана отечественными специалистами.
Стоимость инфраструктуры для хранения данных превышает доходы операторов
Фото: Интерфакс
Хранить трафик пользователей и метаданные придется не только операторам мобильной связи, а практически всем отечественным телекоммуникационным компаниям. Mail.ru Group оценивает свои затраты на постройку дополнительной инфраструктуры в $1,2-$2 млрд. У других крупных телекоммуникационных компаний сопоставимые оценки затрат.
Операторы мобильной связи говорят, что для них затраты на создание систем хранения данных пользователя сопоставимы с доходами за несколько лет работы. Свои затраты операторы планируют возместить за счет пользователей. А именно — повысить тарифы на связь.
Тарифы на связь вырастут в несколько раз
Пока что операторы связи не приводят точные оценки, но есть мнение, что тарифы на связь подорожают в 2–3 раза. Увеличение цен — прямое следствие гигантских затрат на создание новой инфраструктуры для хранения данных.
«На данном этапе затруднительно спрогнозировать объём роста, но очевидно, что расходы могут быть компенсированы только за счёт стоимости услуг связи, других источников просто не существует. При этом если даже оперировать цифрами, названными Виктором Озеровым (42 млрд. рублей для московского региона для четырёх операторов связи), то даже по таким «скромным» расчетам расходы на всю страну для всех операторов превысят 1 трлн. рублей. Это не может не отразится на стоимости услуг связи», — сказали представители «Мегафона».
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров утверждает, что услуги связи подорожают не менее, чем в четыре раза. Правда, на совещании президента с членами правительства 14 июля он сделал противоположное заявление, сообщив, что не видит угрозы повышения цен на услуги сотовых операторов из-за принятия поправок.
«Процесс принятия закона был такой, что часть предложенных поправок, отраженных в отзывах правительства, было учтено. Часть вопросов с точки зрения правоприменения остались открытыми. Если потребуются дополнительные поправки в соответствующий закон, они будут подготовлены правительством и представлены в осеннюю сессию Государственной Думы», — сказал он.
Никифоров объяснил, что данные пользователей операторы будут обязаны хранить с 2018 года. До этого момента никаких рисков нет.
Телекоммуникационные компании уже начинают уходить из России
12 июля VPN-провайдер Private Internet Access заявил о сворачивании своего присутствия в России из-за принятия упомянутых выше законов.
«Российским правительством был принят новый закон, который предписывает, что каждый провайдер обязан регистрировать весь российский интернет-трафик и хранить эту информацию сроком до года… Как только мы узнали о произошедшем, мы сразу же закрыли наши российские шлюзы и больше не будем вести дела в данном регионе», — сообщил провайдер.
Абонентов, возможно, смогут штрафовать за использование мессенджеров с поддержкой технологии шифрования
Есть мнение, что после принятия поправок практически любого человека смогут оштрафовать за использование мессенджера, в котором реализована технология шифрования. Дело в том, что текущее законодательство требует сертификации программ. За работу с несертифицированными программами пользователь может получить штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей. Поправки Яровой-Озерова добавили изменения в в статью 13.6 Кодекса об административных правонарушениях.
Эти изменения могут привести к тому, что взыскание за работу с мессенджерами с шифрованием сможет наложить любой полицейский. И он же будет вправе конфисковать смартфон. Понятно, что сертифицировать мессенджеры будут далеко не все разработчики.
В то же время, есть и мнение, что пока смартфон за пользование несертифицированными приложениями никто не сможет отобрать. По крайней мере, пока.
«При детальном изучении поправок становится ясно, что все не так однозначно. Штраф прописан за несертифицированное оборудование, и в списке, уже имеющемся, мобильные телефоны и смартфоны не указаны. И приложения тоже, поскольку оборудованием они не являются. То есть изъять у вас телефон и оштрафовать полицейский не сможет. Но если вы, скажем, установили дома роутер несертифицированный, то за это вас оштрафовать могут. Однако я не стал бы так уж расслабляться относительно приложений. Это, скорее, беспокойство на будущее. Правительству достаточно внести в вышеуказанный список «мобильные телефоны». И вот тогда опасность получить штраф за мессенджеры точно появится», — комментирует ситуацию Михаил Салкин, юрист, учредитель региональной общественной организации Московский правозащитный центр.
Подорожают услуги «Почты России», а посылки могут начать принимать в открытом виде
Эксперты Национальной ассоциации дистанционной торговли подсчитали, что расходы российских компаний, доставляющих посылки и письма, могут составить 180 млрд рублей. Дело в том, что поправки касаются не только хранения данных. С 1 июля 2018 года операторы почтовой связи будут обязаны использовать различное оборудование для исключения возможности пересылки оружия, взрывчатых веществ и других запрещенных к пересылки веществ и предметов.
Если это оборудование нужно будет ставить в каждое из 42000 отделений «Почты России», то только затраты этой компании на закупку такого оборудования составят 500 млрд рублей. Еще 100 млрд придется тратить в год на эксплуатацию новой инфраструктуру и оплату труда персонала, ее обслуживающего.
Есть выход, который позволит несколько снизить затраты — в этом случае посылки и письма будут принимать в открытом виде, что позволит проверять содержимое на месте. Аналогичное оборудование придется покупать и другим компаниям, у которых есть лицензия на оказание услуг почтовой связи. Все это может удвоить стоимость доставки посылок.
Количество покупок в интернет-магазинах может снизиться на 30–40%
Поскольку дорожает логистика, то может случиться так, что доставка некоторых товаров из интернет-магазинов будет стоить дороже, чем сами товары.
Представители компании SPSR считают, что количество интернет-покупок не снизится. Дело в том, что и раньше многие операторы принимали меры против пересылки запрещенных предметов. И издержки на исполнение новых законов не выглядит капиталоемким. Плюс ко всему, государство, по словам директора по безопасности SPSR Express Дмитрия Мананникова, не требует устанавливать оборудование для досмотра отправлений в каждой точке.
Представители «Евросети» считают, что новые законы все же повлияют на стоимость доставки в сторону увеличения.
Если компания использует собственную логистическую инфраструктуру, стоимость доставки посылок не должна значительно вырасти — с этим согласны представители Ozon.ru, KupiVIP и некоторых других интернет-магазинов.
Но первый заместитель гендиректора онлайн-магазина »220 вольт» Леонид Довладбегян утверждает, что подорожание доставки будет иметь виляние и на ассортимент интернет-магазинов, и на их обороты. По его мнению, пострадают и такие трансграничные операторы, как AliExpress, eBay, LeEco. У этих компаний может быть отток клиентов из России, которые смогут дешевле купить товары в розничном магазине.
Оборудования для создания инфраструктуры хранения данных нужного масштаба пока нет ни в России, ни за границей
По словам замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева, оборудования в нужном количестве для создания инфраструктуры хранения данных отечественных пользователей пока нет нигде — ни в России, ни за границей. «Вопрос с оборудованием гораздо сложнее [чем с ПО], потому что, насколько мы видели оценки, когда этот вопрос обсуждался, такого класса оборудования и в таком количестве и за рубежом нигде, на самом деле, на сегодняшний день нет, — заявил чиновник.
Аналогичное мнение высказал и глава Минкомсвязи Николай Никифоров. Министр заявил, что в большинстве случаев российская промышленность еще не производить подходящее оборудование. На это президент РФ ответил, что нужно оперативно подготовить производство такого оборудования. А для этого нужно «загружать свои предприятия, тем более это хороший, гарантированный заказ».
Уже известно, что список компаний, которые могут выполнить задачу хранения огромного количества данных, будет составлять подгруппа «Интернет + суверенитет» рабочей группы администрации президента под председательством его помощника Игоря Щеголева. Илья Массух, руководитель этой подгруппы, считает, что в России есть производители нужного оборудования: это Kraftway, «Аквариус», Национальная компьютерная корпорация, «Т-платформы», госкорпорация «Ростех». Массух заявил, что выбор производителей оборудования будет открытым.
Также Илья Массух отметил, что поскольку хранить трафик абонентов должны операторы, лицензирование оборудования не требуется. По его словам создание системы хранения, которая сможет вместить нужное количество информации (правда, без видео), обойдется в несколько десятков миллиардов рублей.
Сенатор Озеров, один из соавторов пакета поправок, о которых идет речь, заяил, что если задача заместить импортное оборудование для хранения переписки, разговоров и контента будет поставлена «Ростеху», то эта задача «непременно будет решена».
По мнению операторов связи, единую систему хранения трафика отечественные операторы могут создать. Но сейчас реализации этого плана мешает отечественное законодательство. Дело в том, что персональные данные абонентов запрещено передавать третьим лицам.
В тоже время министр министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в ходе всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» заявил, что для разработки оборудования для хранения данных в соответствии с антитеррористическим пакетом законов не предусмотрен государственный заказ. «Нет. У нас нет госоператоров», — заявил министр. Он также поддержал идею разработки оборудования для хранения данных несколькими отечественными компаниями.
Никифоров говорит, что сначала операторы вместе с ведомством должны разработать техническое задание. Затем компании, представившие образцы оборудования «лучше и дешевле», смогут выиграть соответствующие тендеры. «Но это не госзаказ. Это вопрос самих операторов, как они будут закон исполнять», — подчеркнул министр.
Российские разработчики уже рекламируют свои решения под «закон Яровой»
Некоторые отечественные компании адаптируют свои решения к новым реалиям. Так, компания Spirit, которая специализируется на разработке и лицензировании программных движков для передачи голоса и видео по IP-сетям предлагает новый речевой кодек. Этот кодек, по словам руководства компании, позволяет записать в 1 МБ памяти почти 2 часа речи.
«Для кодеков, предназначенных для запоминания мультимедийных данных (в частности, речи), нет необходимости сохранять малую алгоритмическую задержку, важную для двусторонней коммуникации в реальном времени, что позволяет путем более эффективной обработки сигнала повысить качество декодированной речи», — объясняют специалисты компании.
Другая компания, «Рэйдикс», предлагает программно-определяемые СХД, которые не привязаны к определенному оборудованию и совместимы со стандартными серверами. Руководитель компании говорит о том, что это решение позволяет «на порядок» сократить расходы на хранение больших данных.
Вероятно, свои услуги по разработке оборудования и ПО, необходимых для реализации закона «Яровой-Озерова» вскоре станут предлагать и другие отечественные компании.
Закончить этот материал можно словами главы Минкомсвязи. Он говорит, что поправки в «пакет Яровой» могут быть внесены в Госдуму осенью. Насколько можно судить, особых изменений ожидать не стоит. «Часть вопросов с точки зрения правоприменения остались открытыми. Если потребуются дополнительные поправки, они будут подготовлены, внесены в правительство и представлены в Госдуму на осеннюю сессию. Но позицию тех, кто сегодня дает различные эмоциональные оценки, не разобравшись в вопросе, мы не разделяем», заявил министр. Сейчас большинство государственных органов действительно перестали давать «различные эмоциональные оценки» изменениям в законодательстве, и начали активно работать над реализацией этих поправок.
О каких последствиях принятия поправок автор не упомянул в этом материале? Если что-то пропущено, пишите об этом в комментариях, существенные моменты будут добавлены.