Пример простейшего cgi сервера
Думаю многие знают, как работает CGI взаимодействие между клиентом и сервером: клиент получает от сервера и отдает серверу данные через стандартные stdin и stdout. Многие наверное даже сами писали CGI клиентов, ведь по сути — любой скрипт для веб-сервера это и есть CGI-клиент.А многие ли задавались вопросом, как именно происходит эта «магия»? Каким образом стандартные функции для ввода/вывода вместо экрана взаимодействуют с сервером? Результаты поиска ответа в сети меня не удовлетворили и я решил сам написать простейший CGI сервер, который сможет:
Запускать дочерний процес — CGI скрипт
Передавать скрипту переменные окружения и переменные командной строки
Принимать от скрипта ответ
Завершаться, когда завершится процесс клиента
Кроме этого, мне хотелось, чтобы клиент и сервер компилировались как в Windows, так и в Linux.CGI-клиентНачну я все-таки с самого простого и общеизвестного: опишу своего клиента для CGI сервера. Простой «hello world» меня не устроил, потому что нужно было проверить не только возможность передачи сообщений через stdout, но и корректность приема переменных окружения и сообщений из stdin.Кроме этого чтобы убедиться, что получилось самое настоящее CGI взаимодействие, было решено написать не один, а сразу два клиента. На с++ и на python.Исходник CGI-клиента на С++
#include
#ifdef _WIN32
#include
using namespace std;
int main (int argc, char *argv[])
{
//Отдаем в stdout переменные командной строки, которые получили от родителя
cout << "Child process started\n";
for (int n=0; n //Отдаем в stdout переменные окружения, которые получили от родителя
const int nContentLength = atoi (getenv («Content-Length»));
cout <<
"\n" <<
"Content-Length = " << nContentLength << "\n" <<
"VARIABLE2 = " << getenv("VARIABLE2") << "\n" <<
"VARIABLE3 = " << getenv("VARIABLE3") << "\n" <<
"\n\n";
fflush(stdout); sleep (5); //Паузы сделаны для наглядности vector //Получаем из stdin все, что прислал туда родительский процесс
const size_t nBytes = fread (&vBuffer[0], 1, nContentLength, stdin); //Отдаем в stdout то, что только что получили от родителя и добавляем свое
cout << "Request body:\n";
fwrite(&vBuffer[0], 1, nBytes, stdout);
fflush(stdout); sleep (5); //Паузы сделаны для наглядности return 0;
}
Исходник CGI-клиента на Python
#!/usr/bin/python import sys
import os print «Content-Length = » + os.environ[«Content-Length»]
print «VARIABLE2 = » + os.environ[«VARIABLE2»]
print «VARIABLE3 = » + os.environ[«VARIABLE3»] body = sys.stdin.read (int (os.environ[«Content-Length»]))
print body
Пояснения к коду клиентов
Если из CGI-сервера запустить клиента на С++, то на экран выведется информация о переменных командной строки, три переменные окружения с именами «Content-Length», «VARIABLE2» и «VARIABLE3», а также все содержимое которое получено от сервера в stdin.Если из CGI-сервера запустить клиента на Python, то на экран выведется информация о переменных окружения с именами «Content-Length», «VARIABLE2» и «VARIABLE3», а также все содержимое которое получено от сервера в stdin.Надо отметить, что переменная окружения «Content-Length» должна быть сформирована сервером таким образом, чтобы быть числом меньше либо равным количеству байт в stdin. Это необходимо потому, что клиент никаким другим образом не может узнать данную информацию кроме как от сервера. CGI-сервер
В отличии от клиентских скриптов, код CGI сервера в сети найти совсем не просто, поэтому мой код собран из различных обрывистых и часто содержащих ошибки примеров. Кое-что добавил от себя, чтобы было более наглядно.Исходник CGI-сервера на С++
#include #ifdef _WIN32
#include #define pipe (h) _pipe (h, 1024×16, _O_BINARY|_O_NOINHERIT)
#define getpid () GetCurrentProcessId ()
#define dup _dup
#define fileno _fileno
#define dup2 _dup2
#define close _close
#define read _read
#define write _write
#else
#include using namespace std; //Формируем в глобальных переменных тело запроса и его длинну
static const string strRequestBody = »===this is request body===\n»;
static const string strRequestHeader = «Content-Length=» + to_string ((long long)strRequestBody.length ()); //Формируем переменные окружения которые будут отосланы дочернему процессу
static const char *pszChildProcessEnvVar[4] = {strRequestHeader.c_str (), «VARIABLE2=2», «VARIABLE3=3», 0}; //Формируем переменные командной строки для дочернего процесса. Первая переменная — путь к дочернему процессу.
static const char *pszChildProcessArgs[4] = {»./Main_Child.exe», «first argument», «second argument», 0};
//При желании можно запустить интерпретатор какого-нибудь скрипта.
//Тогда первый аргумент — путь к интерпретатору, второй — к скрипту
//static const char *pszChildProcessArgs[3] = {«python»,»./test.py», 0}; //Это функция, которая породит дочерний процесс и передаст ему переменные из родительского
int spawn_process (const char *const *args, const char * const *pEnv)
{
#ifdef _WIN32
return _spawnve (P_NOWAIT, args[0], args, pEnv);
#else
/* Create copy of current process */
int pid = fork ();
/* The parent`s new pid will be 0 */
if (pid == 0)
{
/* We are now in a child progress
Execute different process */
execvpe (args[0], (char* const*)args, (char* const*)pEnv); /* This code will never be executed */
exit (EXIT_SUCCESS);
} /* We are still in the original process */
return pid;
#endif
} int main ()
{
int fdStdInPipe[2], fdStdOutPipe[2];
fdStdInPipe[0] = fdStdInPipe[1] = fdStdOutPipe[0] = fdStdOutPipe[1] = -1;
if (pipe (fdStdInPipe) != 0 || pipe (fdStdOutPipe) != 0)
{
cout << "Cannot create CGI pipe";
return 0;
} // Duplicate stdin and stdout file descriptors
int fdOldStdIn = dup (fileno (stdin));
int fdOldStdOut = dup (fileno (stdout)); // Duplicate end of pipe to stdout and stdin file descriptors
if ((dup2(fdStdOutPipe[1], fileno (stdout)) == -1) || (dup2(fdStdInPipe[0], fileno (stdin)) == -1))
return 0; // Close original end of pipe
close (fdStdInPipe[0]);
close (fdStdOutPipe[1]); //Запускаем дочерний процесс, отдаем ему переменные командной строки и окружения
const int nChildProcessID = spawn_process (pszChildProcessArgs, pszChildProcessEnvVar); // Duplicate copy of original stdin an stdout back into stdout
dup2(fdOldStdIn, fileno (stdin));
dup2(fdOldStdOut, fileno (stdout)); // Close duplicate copy of original stdin and stdout
close (fdOldStdIn);
close (fdOldStdOut); //Отдаем тело запроса дочернему процессу
write (fdStdInPipe[1], strRequestBody.c_str (), strRequestBody.length ()); while (1)
{
//Читаем ответ от дочернего процесса
char bufferOut[100000];
int n = read (fdStdOutPipe[0], bufferOut, 100000);
if (n > 0)
{
//Выводим ответ на экран
fwrite (bufferOut, 1, n, stdout);
fflush (stdout);
} //Если дочерний процесс завершился, то завершаем и родительский процесс
#ifdef _WIN32
DWORD dwExitCode;
if (!:: GetExitCodeProcess ((HANDLE)nChildProcessID, &dwExitCode) || dwExitCode!= STILL_ACTIVE)
break;
#else
int status;
if (waitpid (nChildProcessID, &status, WNOHANG) > 0)
break;
#endif
}
return 0;
}
Пояснения к коду сервера
Сервер писался так, чтобы его можно было скомпилировать как в Windows, так и в Linux, поэтому первые несколько строк это кроссплатформенные определения.Дальше в глобальных переменных задается: тело запроса который будет послан скрипту (строка »===this is request body===\n»), длина сообщения запоминается в переменной strRequestHeader
переменные окружения в виде массива строк {strRequestHeader.c_str (), «VARIABLE2=2», «VARIABLE3=3», 0}
переменные командной строки в виде массива {»./Main_Child.exe», «first argument», «second argument», 0}
При такой инициализации сервер будет взаимодействовать с процессом »./Main_Child.exe». Так я назвал скомпилированного клиента на С++.Если в качестве переменных командной строки задать массив {«python»,»./test.py», 0}, то сервер будет взаимодействовать со скриптом на питоне. После глобальных переменных я написал кроссплатформенный вариант функции _spawnve. Если коротко — то эта функция создает процесс, память которого полностью идентична текущему процессу и передает новому процессу другие переменные командной строки и окружения. Заканчивается сервер функцией «main», большую часть которой (как можно догадаться по английским комментариям) я взял из разных сторонних источников. Из кода этой функции видно, что «вся соль» перенаправления ввода/вывода между процессами организована с помощью «pipe» (каналов).Механизм каналов довольно простой и стандартный, он почти одинаково реализован как в Windows так и в Linux. Чтобы связать эти два подхода, в самом начале исходника я добавил простое переопределение:
#ifdef _WIN32
#define pipe (h) _pipe (h, 1024×16, _O_BINARY|_O_NOINHERIT)
#endif
В конце функции «main» организован бесконечный цикл, в котором сервер принимает от клиента ответ и передает этот ответ на экран. Выход из цикла произойдет когда клиентский процесс завершится. Заключение
Несмотря на свой солидный возраст, CGI — интерфейс остается одним из самых распространенных интерфейсов межпроцессного взаимодействия. Подавляющее большинство веб-серверов и веб-сайтов взаимодействуют именно с помощью этого интерфейса. Надеюсь данная статья будет полезна тем, кто захочет понять, а может и реализовать в собственных проектах не только клиентскую, но и серверную часть CGI.Все исходники можно найти: тут.В папках «cgi_main» и «child» находятся проекты для Visual Studio.Чтобы запустить пример под Линукс, достаточно скопировать содержимое папки «src» и запустить скрипт «compile.py». Должно получиться что-то вроде этого: