Приход Uber коррелирует со снижением «пьяных» ДТП в городе

87700f9762957677f643fb604081decb.jpg

Алкоголь — одна из основных причин смертей во многих странах, и одновременно главная причина дорожно-транспортных происшествий. Например, в США 31% смертей на дорогах произошли, когда водитель был пьян (9967 из 32 675 смертей в 2014 году). Власти пытаются решить проблему преимущественно репрессивными методами, ужесточая наказание для пьяных водителей, ограничивая продажу алкоголя, повышая цену и повышая возраст, с которого этот мощный наркотик доступен молодым людям (в США — с 21 года). Некоторые из этих мер снижают количество случаев пьяного вождения (например, повышение цен и допустимого возраста снижают смертность на 27% и 18%, соответственно), другие — никак не влияют (например, ужесточение наказания).
Несмотря на все эти меры, в последние 50 лет алкоголь по-прежнему остаётся основной причиной ДТП и смертности на дорогах. Интересно, что власти практически никогда не использовали для уменьшения смертности под воздействием алкоголя «альтернативные методы», то есть не предлагали более приемлемых альтернатив пьяному вождению. И вот помощь совершенно неожиданно пришла откуда не ждали. Примерно с 2011 в некоторых городах и районах городов США количество ДТП с участием пьяных водителей снизилось на 25–35%. Что характерно, это часто произошло именно после того, как в этих городах и районах начал работать Uber и другие сервисы вызова такси одной кнопкой на смартфоне.

Доступность такси для граждан (в том числе для граждан в состоянии алкогольного опьянения) значительно повышается благодаря таким сервисам за счёт 1) упрощения вызова; 2) уменьшения времени ожидания такси; 3) сниженных цен.

Конечно, доказать взаимосвязь этих двух явлений — доступности такси и уменьшения «пьяных» ДТП — не так просто. Кандидат экономических наук (Ph.D. по экономике) Джессика Линн Пек (Jessica Lynn Peck) из аспирантуры Городского университета Нью-Йорка в своём рабочем докладе постаралась собрать достаточно статистических данных, чтобы доказать наличие такой корреляции в Нью-Йорке. Она сравнила доступность сервиса Uber в разных районах города (Манхэттен, Бруклин, Квинс, Бронкс), а в качестве контрольной группы взяла статистику «пьяных» ДТП в районе Нью-Йорка, где Uber гораздо менее распространён (Статен-Айленд) или округов штата, где Uber вовсе запрещён из-за лобби таксистов.

9bba4c3f274c4db7af179a7121b6c889.png

Графики внизу сравнивают статистику по четырём округам штата Нью-Йорк с округами, где Uber недоступен или мало распространён.

63f3dfb5418f40d4a4f2d8f38e3bb035.png

Данные довольно убедительно показывают наличие корреляции между доступностью сервиса Uber и статистикой ДТП под воздействием алкоголя.

Uber начал работу в Нью-Йорке в марте 2011 года, а в других районах штата он по-прежнему нелегален. Статистика по ДТП в базу поступает с некоторым опозданием. Например, сейчас доступны данные Департамента транспортных средств штата Нью-Йорк за 1989–2013 гг. Но уже по этим данным видно, что статистика ДТП пошла вниз примерно после мая 2011 года.

3295eced2923426180d954654528a297.png

Эта научная работа — одна из первых, где изучается влияние доступности такси на количество происшествий с участием пьяных водителей. Эпизодические проявления такой корреляции были заметны давно. Ещё в мае 2014 года сама компания Uber заявила, что в городах её присутствия снижается число «пьяных» ДТП. В том случае они привели пример Сиэтла, где после прихода Uber количество задержаний за вождение в пьяном виде снизилось примерно на 10%, то есть примерно на 0,7621283 в день.

c389abb74207c5ac601a6b9c6f38a416.png

Естественно, такие измерения не представляют научной ценности, и тогда они не были приняты всерьёз. Представители полиции сказали, что уменьшение арестов может быть связано с государственной инициативой Project Zero. Да и вообще, хотя количество случаев вождения в пьяном виде снижается с 2011 года, оно всё равно далеко до рекордно низкого уровня 2008 года, хотя в то время Uber даже не существовал.

То есть вполне у этой тенденции могут быть другие причины.

Но вскоре подтверждающие данные стали поступать из других городов. В июле 2014 года руководитель отдела глобальных операций Uber Райан Грэйвс (Ryan Graves) признался, что в Лос-Анджелесе в выходные дни примерно 20% поездок Uber приходится на время между полуночью и 4 утра. А ведь из статистики известно, что на выходных именно это время является пиковым по количеству дорожно-транспортных происшествий и арестов за вождение в пьяном виде. Кстати, именно в это время Uber повышал тарифы примерно в три раза, учитывая обстоятельства — повышенные расходы на уборку салона от блевотины (менеджер сказал, что только за прошлый месяц в Мехико произвели 45 чисток салона по этой причине) и др.

Но даже с повышенными тарифами сервисы вроде Uber и «Яндекс.Такси» во многих ситуациях доступнее, удобнее и дешевле, чем обычное такси с вызовом по телефону, особенно если вы с трудом можете сформулировать заказ и не знаете свой адрес.

© Geektimes