Президент Coursera рассказала о слушателях, монетизации и рынке онлайн-образования
Coursera, один из лидеров на рынке онлайн-образования, работает с 2012 года. Сейчас аудитория сайта – более пятнадцати миллионов человек, из них триста тысяч живут в России, а триста пятьдесят тысяч – слушают русскоязычные курсы от Высшей школы экономики, Московского физико-технического института, Санкт-Петербургского государственного университета и других российских вузов. У компании более сотни партнёров среди высших учебных заведений во всём мире, а работодатели уже учитывают онлайн-образование соискателей.
Монетизация Coursera основана на оплате дипломов, а само прохождение большей части курсов – бесплатно. Бизнес-модель позволила компании привлечь сто тридцать пять миллионов инвестиций от венчурных фондов.
Президент Coursera Дафна Коллер рассказала о новом рынке интернет-курсов, который может охватить миллиард человек.
Фото: Антон Беркасов для РБК
Слушатели и монетизация
В среднем 85% слушателей Coursera – взрослые люди. Им нужна обновляемая и современная информация. Не у всех есть возможность вернуться в обычный вуз после сорока лет, а онлайн-курсы позволяют им получить знания для выполнения своих рабочих обязанностей. В Китае больше молодёжи, которая использует курсы для дополнения университетской программы, а в России больше профессионалов.
Более половины пользователей проходят курсы, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Четверть пользователей учатся или готовятся к поступлению в колледж, а остальные – хотят расширить горизонты. Основную выручку Coursera получает от покупки сертификатов профессионалами. Половину выручки забирают вузы, но для вузов главное – повышение узнаваемости, хотя популярные курсы и могут существенно дополнить бюджет факультета.
Среди пользователей Coursera есть люди, которые прослушали от ста до ста пятидесяти курсов, что является полным эквивалентом университетского курса компьютерных наук.
Дафна Коллер рассказала РБК, на какой рынок рассчитывает компания. Каждый год до четырёхсот пятидесяти миллионов человек получают высшее образование, и каждый из них мог бы быть слушателем онлайн-курсов. Если добавить к этому числу людей, которые не имеют возможности получить образование, то потенциальная аудитория составляет до миллиарда человек.
Темы для курсов
Coursera изучает тенденции на рынке, проводит маркетинговые исследования о профессиональных компетенций, анализирует данные поиска на собственном сайте, собирает данные с сайтов вакансий и определяет, какие навыки чаще всего упоминаются, а какие навыки являются редкими – если вакансии подолгу остаются незаполненными. Компания просит сто двадцать семь университетов производить такие курсы, и партнёры идут навстречу, рассказвыает Дафна Коллер. Компания не сотрудничает с нанимателями.
На вопрос о том, бывают ли совсем непопулярные курсы, Дафна ответила что даже самые странные курсы находят аудиторию в размере нескольких тысяч человек. На сайте был курс по теории Галуа по-французски и курс по нанотехнологиям на арабском, который читал профессор из израильского университета.
Инвестиции
Многие организации на рынке онлайн-образования относятся к НКО – некоммерческим организациям. Coursera сразу пошла по коммерческому пути: «устройчивая система должна производить достаточную ценность, чтобы люди были готовы платить». Компания пока убыточна, но надеется в ближайшие годы выйти на прибыль благодаря специализациям, за которые люди готовы платить, и росту на международных рынках. Единственной стратегией выхода Дафна Коллер видит публичное размещение.
Инвесторы, среди которых Kleiner Perkins Caufield & Byers и New Enterprise Associates, не давят на компанию. Аудитория Coursra выросла за девять месяцев в полтора раза, а рост выручки обгоняет число пользователей.
Онлайн-образование в цифрах. РБК
© Megamozg