Преподавание английского — самый большой скам 21 века

И это пока никто не понял.

Я 17 лет учил английский язык. Вкладывался гораздо больше, чем другие. Я был лучшим в классе и вузе (по английскому). Я кучу раз брался за приложения. Покупал курсы во взрослой жизни. Даже работал на английском. Нанимал нейтивов преподов.

Но даже в этой ситуации я не получил конечный результат — свободную речь. И я начал думать, а что если весь подход — бред. Что если преподавание это сегодняшняя вера в плоскую землю. И все в неё верят, потому что не доказано обратное.

И с этого началось, что я сам заговорил на английском свободно через 6 месяцев. 

ca5ae0727934db180822c87e118837be.jpg

Потом я провёл несколько десятков и сотен исследований с изучающими язык. Прочёл тонну исследований. Разобрал почти каждую фразу и совет, что дают преподаватели и сверил их с современными данными о работе мозга, нейрообучении.

И здесь расскажу всё.

Нигде так много не учат английский как в РФ

Абсолютно все и почти всегда учат английский язык. В большинстве школ его изучение начинается во 2–3 классе и длится до выпуска.

Безусловно качество часто хромает. Как и качество всего образования в СНГ. Но как будто в английском оно выбивается ещё заметнее.

Занятный факт, среди сотен интервью, что я провёл с теми, кто учил язык. Примерно половина закончили школу\вуз с золотыми медалями, красными дипломами и только один предмет выбивался у них в оценках. Надо уточнить какой именно?

Даже до появление Скайенга — огромного и очень серьёзного фронтлейнера на рынке преподавания английского даже в мире, не только в СНГ. Язык учили все и везде.

Но когда Скайенг вышел на рынок — это стало чуть ли не базой. Многие компании оплачивают, сертификаты везде выигрывают, реклама сыпется из каждого утюга. Кажется почти больше нет людей, хотя бы раз не посетивших урок там.

Почти каждая вакансия, даже без реальной нужды в английском напишет «Знание английского будет преимуществом»

Кажется ни в одной стране мира нет такой повальности изучения языка. Хотя с другой стороны как ей не появится, если потребность у людей большая, а результаты. Про результаты мы ещё позже поговорим.

Резюмируем — преподавание английского это практически БЕЗальтернативный метод. Его жалкие конкуренты — это погружение (поехать в страну, где говорят на английском) или самостоятельное обучение (что чаще всего СИЛЬНО результативнее по статистике).

Огромный шанс, что многие из вас (и я тоже) много раз пытались самостоятельно изучить и много раз не преуспели — я также. При этом 4 из 10 людей взявшихся сами чить язык смогли. Почти все кто «освоили через преподавание» — ОЧЕНЬ много доучивали, переехав в США, Британию или как-то иначе.

И даже когда ты идёшь изучать английский самостоятельно — откуда ты будешь брать способы и подходы? Из видео и статей преподавателей. То есть самообучение чаще — это обучение без преподавателя В КОМНАТЕ. Но по их материалам.

А что если материалы, логика, выводы — неверные? Ну вот просто допустить на секунду эту мысль.

Что почти всё сказанное ими не так. Не так работает, неправильно трактуются исследования, а может и намеренный обман (я не считаю, что намеренный, это просто пример)

  • А что если слова из списков не запоминаются — не потому что ты их не используешь, а идея учить слова из списков неверная?

  • Что если не говоришь ты, не потому что «таланта к языкам нет» -, а тебя не учат говорить, а учат соблюдать Grammar правила словами

И так далее…

Итоги преподавания англа в РФ за 35 лет

Есть несколько разных статистик, которые говорят какой уровень владения английским в СНГ и РФ. Например самая популярная EF EPI — по всем странам, красивые инфографики и все дела.

Я бы и хотел им поверить, но. Россия и Индия там стоят почти на одном уровне. Или Россия и Сербия. Ни логика, ни личный опыт не могут согласиться с такими выводами. За 1.5 года жизни в Сербии я встретил ТРЁХ людей, кто не говорит на англе. Среди прохожих, продавцом в магазине, леди на почте…

Знаете сколько я встретил в РФ говорящих на англе за 28 лет жизни? Тоже троих.

Я долго искал статистику, которая будет хоть ± похожа на правду. И нашёл. Нашёл подборку исследований на википедии.

da995710b570daa00384d1c386e4e136.png

Безусловно у неё много особенностей и минусов. По разным странам считали по разным методам. Где-то в 2021 последний раз обновляли, где-то в 2015. При этом я вижу эти цифры СИЛЬНО ближе к реальности, чем EF, который считает каждый год.

Итак на 2021 год в РФ владели английским языком менее 5% населения. Это практически худший показатель среди крупных и известных стран. Страны богаче — знают лучше, страны беднее — лучше. Страны в Африке — лучше, в Азии — лучше, в Европе лучше. Только в Китае знают хуже…

Я веду много дискуссий на эту тему и аргументы звучат так:

  1. Ну в Европе много путешествуют поэтому знают

  2. А в Сербии субтитры у фильмов поэтому

  3. А Мадагаскар бедный — поэтому

  4. А Индия бывшая колония, поэтому

И подобные аргументы имеют долю правды — безусловно. Но каждый из них объясняет отдельный случай, но не общую картину. Это получается всем чем-то «повезло» — кроме нас? Нас с Китаем вернее…

Проблема только в том, что те из нас, кто делает также — смотрит фильмы с сабами годами, много путешествуют и учат много язык Тоже почти не говорят. Безусловно у них цифры лучше, ну допустим 10%… Но это всё равно показатель в 5 раз меньше, чем в Германии. На 5% меньше, чем в Казахстане.

И это при ПОВАЛЬНОЙ моде последних 30 лет на западное, на америку, на фильмы и песни, игры и моду из Америки. На отсутствии переводов многого…

И это при повальном преподавании англа. У большинства курс начинался со 2–3 класса.

ЛЮБОЙ предмет, который в школе мы учили долго, как бы плохо мы это не делали, мы всё равно имеем базовые знания и уровень. Мы можем говорить про Географию, вспоминать цифры и даты событий. А на английском дальше London из э кэпитал не ушли…

Это не просто так.

В чём отличие изучения языка в СНГ и в мире?

Я допустил мысль, что преподавание слепо. Особенно русскоязычное.

На хабре есть потрясающая статья.

Разработчик из Яндекса устроился в Лондонский офис Амазон и рассказал, что там с английским.

И КАЖДЫЙ мой знакомый — из Apple, Citadel, Google говорили мне примерно тоже самое, когда я задавал прямой вопрос. Но это ПРЯМО противоположно с тем, что говорят преподаватели.

Сотрудники FAANG: У нас не проверяли англ на собесе

Преподаватели: Без C1 вас даже в среднюю компанию в USA не возьмут

Я только за последнюю неделю видел такие твиты и треды в количестве трёх штук от преподавателей. И я начал искать ответы — почему так?

И начал смотреть как изучают язык в разных странах. Смотрел видеоуроки в Финляндии, спрашивал как учат в Сербии, гуглил подходы в ОАЭ.

И раз за разом натыкался на один термин — правильно зелёной ручки. Я где-то видел его в умных книжках, но точно не понял о чём оно. Пошёл гуглить.

Метод «зеленой ручки» заключается в том, чтобы фиксировать внимание ребенка не на ошибках, а на успехах. На том, что получилось лучше.

af15abd9a344ae8b09da474cd7a70f20.png

После прочтения я пересмотрел как выглядят уроки в Финляндии и понял, что учитель почти ни разу не сказал: «Вот тут у тебя ошибка, вот здесь не так»,  — этого практически не было. Наоборот, ребёнок договорил мысль и учитель говорит: «Ты отлично сказал первую часть, очень хорошо подобрал синонимы для этого слова».

Когда я первый раз смотрел — из этих слов я интуитивно понял, что во второй части фразы ребёнка была какая-то ошибка и оговорка, что можно улучшить. Но учитель вслух этого не произносила.

Тогда для меня это открыло целый мир. Я начал вспоминать как выглядели мои уроки английского.

В РФ дискуссия об ошибках имеет два мнения:

  1. Ошибки надо исправлять сразу же — как человек сказал, перебить и поправить

  2. Ошибки говорить после фразы, дать договорить

Почти все преподаватели словами проговаривают фразу: «Это моя главная задача — указывать на твои ошибки».

Дальше я начал вспоминать свои ощущения, когда меня поправляли. Чем больше этого происходило — тем дольше и чаще я задумывался как говорить. Тем тщательнее продумывал фразы, прежде чем сказать и. тем хуже говорил. Больше пауз, страшнее начать. Меньше ходил на занятия.

В этот период я начал разговаривать с зеркалом каждый день. И сказал себе: «Так, попробуем игнорировать ошибки вообще. Их просто нет».

Через 6 месяцев я созвонился с британским тренером по фитнесу (он нашёл меня в линкедине и предложил free сессию). Этот разговор разделил мир на ДО и ПОСЛЕ.

Моя история изучения англа

Как я упоминал я учил английский 17 лет.

Всё началось в 2 классе школы, я был отличником и вдруг получил двойку по новому предмету — английскому. У меня сгорело, мне дали по голове дома и с 3 недели 2 класса я сделал так, что знал английский лучше всех в классе.

Даже самые ботанистые леди спрашивали у меня как будет слово, какое правило и т.п. Я читал все доски с правилами в классе. Я заучивал все слова и вызывался каждый раз отвечать на вопросы учителя на английском.

Я даже участвовал в British Bulldog — большая олимпиада вроде Русского медвежонка, но по английскому. Я был единственным в школе, кто сам выстрелил себе в ногу, вызвался участвовать.

4d803853edf6b80faf4a9b6ba05515cb.jpg

Началась учёба в вузе — мне уже мало было быть лучшим в группе. Я скачал LinguaLeo и учил в нём слова, проходил курсы в 2013 году.

Я ходил на встречи филологического факультета с гостями из Британии. 

В том же году меня пригласили по обмену учиться в Турции (как одного из главных активистов школы), но одно из условий было — свободный английский. Как вы понимаете, его не было. Даже при всём вышеперечисленном.

Я окончил вуз в 2017 году и пошёл работать. 

f24a00d0ec8806044e63eef78c1b7a0a.jpg

LinguaLeo помнит мои изученные слова примерно за 5 лет.

cda96638f8de81dd4328b18c5e2bfd22.jpg

Уже в 2018 я снова задумался о языке и купил курс на полгода в частной школе. На старте учёбы они определили меня в Elementary группу. В конце оценивали как Intermidiate +

Стал ли я знать и уметь в английский лучше? Определённо! Было ли что-то похожее на свободный язык? Ни разу.

Снова группа, в этот раз сильнее — ничего. Самообучение — ничего. К 2020 году я уже построил неплохую карьеру. Пришёл в айти. Начал нанимать себе персональных преподавателей. Я решил попробовать с нейтивами.

Первым был британец Сэм — довольно нудный парень. Ну хоть игры любил, иногда их обсуждали. Но я прям чувствовал, что не хочу идти на уроки. Потом другой Билл — возрастной американец (от компании), тоже не зашло. Потом Доминик — клёвый парень из Мичигана. С ним было круто.

С ним я учил почти полгода и мне очень нравилось. Я ходил к нему после адского рабочего дня — не пропуская.

В этот момент я уже работал в международной крипте и собеседовал COO убера к нам. CMO Bank of America. Увольнял американское кадровое агентство…

136e6fecc8764971f0e167fd23a91804.jpg

Я в целом даже говорил. Но тот же вопрос — было ли что-то похожее на свободную речь? Нет.

Мне нужно было СИЛЬНО готовиться. Я всё время хотел перенести. Я потел как не в себя, если мне задавали неожиданный вопрос — я терялся из-за языка. При том, что уровень у меня был уже B2. С ним были согласны все преподы, тесты. Без исключений…

Где-то в этот момент я выгорел и ушёл из найма, переехал в Кыргызстан из РФ. У меня появилось время и я начал думать — читать про правило зелёной ручки и пробовать говорить перед зеркалом не обращая внимания на ошибки.

Как я сказал — был разговор с британским спортивным тренером. Я проснулся за 2 минуты до звонка, не готовился вообще. Никогда особо не обсуждал спорт на английском.

Но во время звонка я 15 минут разговаривал. Разговаривал совершенно не напрягаясь. Мне даже было весело. Он прекрасно меня понимал, я объяснял ему дикие тонкости — например, что у меня РПП и мне сложно контролировать сколько я ем.

В конце разговора я набрался смелости и спросил: «А как бы ты оценил мой уровень языка*»

Он ответил: «Обычный уровень в Лондоне. Я бы даже не подумал, что ты турист. 7 из 10»

И я понял, что не только я почувствовал себя нормально и свободно говорящим. Для собеседника это выглядело также…

Я сломал преподавание языка и стал Fluent

В эти полгода, когда я отказался от всех подходов преподавателей, я пересмотрел абсолютно каждый совет, который слышал за жизнь.

  1. Учить слова из списков

  2. Надо говорить правильно

  3. Надо использовать сложные слова

  4. Надо сложные времена

  5. Тебя не поймут если скажешь без to be

  6. Нельзя говорить she про кошку

И ещё сотню других. Я смотрел на каждый совет с точки зрения не «да, это факт», а скорее «дайте пруфы, что это правда»

И 9 из 10 я не нашёл ни единого пруфа.

She в английском говорят каждый день. Далеко не только про кошку, а даже про крепость.

Сложные времена используются ТОТАЛЬНО редко, чаще в однотипных фразах «Have you been in Paris?»

Источник. Исследование: Most common English verb tenses

Источник. Исследование: Most common English verb tenses

Вообще никто не смотрит на правильности речи. В мире нет культа «говорить правильно на втором языке» (в некоторых странах есть такой культ первого языка, но нигде кроме РФ и Китая нет про второй язык)

В Америке нет культа правильности даже к первому языку. Есть культ понятности — тебя должно быть понятно всем.

Словарный запас большой нужен — бред

Исследование: Goulden, Nation, & Read, 1990; Zechmeister, Chronis, Cull, D«Anna, & Healy, 1995. — средний хорошо образованный нейтив знает 20000 языковых семей.

Исследование: How much vocabulary is needed to use English? Replication of van Zeeland & Schmitt (2012), Nation (2006) and Cobb (2007). — Высокообразованные не-носители английского языка, получающие высшее образование на английском имеют 8000–9000 языковых семей в своём Vocabulary.

Исследование: What vocabulary size is needed to read unsimplified texts for pleasure? David Hirsh, Paul Nation, 1992.

Согласно исследованию от I.S. P. Nation: 3000 семей слов достаточно, чтобы понимать 95% речи в неподготовленной беседе. (Подготовленная — это книги, сериалы и т.п).

И так далее. Также я придумал, что стоит качать каждую часть языка отдельно. И расписал для себя упражнения для Writing, reading, Speaking и т.п. Которые за короткий срок смогли дать мне тот итог, который я ждал от преподавания десятилетиями, но не получил.

А потом меня попросили помочь. Сначала друг, потому девушка. Потом я написал пару постов в Линкедине и вдруг несколько десятков людей попросили…

И в какой-то момент я набрался храбрости и сделал из этого продукт.

В нём у меня получилось помочь тем, кем я был сам. Людям кто думал «языки не моё». Тем кто десятилетиями тратил силы на преподавателей и не получал почти ничего, кроме разочарования в себе. Тем кто пробовал десятки подходов, школ и ничего…

Я сфокусировался на почти противоположных вещах, нежели преподаватели:

  1. На понятности

  2. На ощущении комфорта и свободы в разговоре

  3. Не нервах, перфекционизме

И эффект стал просто космическим.

Упражнения, которые я упоминал для Fluent английского у меня в тг в оформленном документе.

Я жалею, что потратил 17 лет настолько неэффективно и не хотел бы, чтобы кто-то повторял этот путь. Кто-то быстро сверит сказанное мной с опытом и поймёт насколько всё это в точку, кто-то укатится в логические искажения и скажут «ты мне предлагаешь говорить как гастарбайтер» — так всегда бывает. Для меня главное, чтобы те, кто упёрся в потолок и устал тратить силы — увидели для себя решение.

Классного дня)

© Habrahabr.ru