Предпринимательская прокрастинация: почему она не похожа на обычную и от нее страдает 80% предпринимателей

Обычную прокрастинацию знают все — это чай с сериалами вместо работы. А вот предпринимательская прокрастинация выглядит совершенно иначе, и потому ее трудно распознать. Что это такое, как ее обнаружить и обезвредить?

59c23f523a73c91b6d31eec266b19134.jpg

Феномен прокрастинации

Простыми словами прокрастинация — это когда вы вместо того, чтобы делать дела, которые считаете нужными, занимаетесь чем-то другим. Убираетесь, вместо того чтобы писать диплом, смотрите сериалы, вместо того чтобы делать рабочий проект.

За прокрастинацию принято себя гнобить, но как и любое неодобряемое поведение она очень логична. Вы избегаете тех дел, которые не приносят радости и грозят неприятностями в будущем, и заменяете их на дела более приятные или, как минимум, более безопасные. Скажем, оттягиваете сдачу проекта, поскольку боитесь столкнуться с критикой. Или бесконечно долго делаете отчет, отвлекаясь на соцсети, поскольку считаете заполнение табличек редкостной бессмыслицей.

В этом плане предпринимательская прокрастинация очень похожа на обычную прокрастинацию.

Но есть нюанс

Особенности предпринимательской прокрастинации

Большинство людей находятся в ситуации, когда им кто-то спускает задачи. Студент пишет диплом не по своей воле. Руководитель раздает задачи сотрудникам, и тем приходится их делать. Собственно, психологический конфликт, ответом на который становится прокрастинация, обычно выглядит так: «Мне тут сказали сделать бессмысленную и безрадостную задачу, которую я бы в жизни не стал делать, но которую надо сделать, поэтому я буду всеми силами ее оттягивать и саботировать».

Предприниматель же сам определяет, что и как ему делать, поэтому предпринимательская прокрастинация начинает играть новыми красками.

Предпринимательская прокрастинация — это когда предприниматель делает, что угодно кроме тех по-настоящему важных вещей, которые способствуют росту бизнеса

Это, кстати, очень хорошо объясняет, почему можно быть очень деятельным прокрастинатором, который все время занят, но едва сводит концы с концами.

953b2098d21414bb813f1aaa7545397e.jpg

У предпринимательской прокрастинации есть 3 популярные причины.

Причина прокрастинации №1. Вам комфортно, когда кто-то ставит вам задачи

Это может показаться странным. Ведь обычно люди затевают бизнес, чтобы чувствовать больше свободы, не играть по чужим правилам, реализовывать свои задумки. Однако если вы вышли из найма, где была понятная рамка и понятные задачи, бремя свободы может тяготить. И вот тогда предприниматель испытывает соблазн стать в роль исполнителя и подчинить себя клиентам.

«Пусть клиенты говорят, что мне делать, и я буду это делать», — думает предприниматель и по сути получает вместо одного работодателя сразу несколько. Теперь он может не принимать решений о развитии своего бизнеса, а сфокусироваться исключительно на развитии клиентов.

Признак, что вы имеете дело с предпринимательской прокрастинацией тут один. Вместо того, чтобы работать над своим бизнесом, вам хочется сбежать в клиентские проекты, поскольку там вам комфортно, там вы ощущаете себя полезным. И, наоборот, вам становится не по себе, когда приходится принимать решения про свой бизнес.

Причина прокрастинации №2. Вы делаете то, что нравится, а не то, что надо

Свобода предпринимательства может оборачиваться тем, что предприниматель фокусируется на том, что обожает делать и не делает то, что способствует росту бизнеса. Как-то раз у меня была возможность наблюдать, как ребята пилят стартап, последовательно совершая все ошибки, которые только можно, и упорно отказываясь делать то, что нужно.

Поскольку они любили придумывать идеи и пилить код, то они придумали идею, не стали ее проверять и стали сразу пилить продукт. Они отказывались хоть кому-то показывать продукт, пока он не будет полностью готов, постоянно дополняли его новыми фичами, не думали о том, как будут заводить и удерживать пользователей в продукте, зато потратили кучу сил, придумывая идеи для креативной рекламной кампании (но так, чтобы денег на нее почти не потратить). Результат: 2 года разработки и несколько десятков миллионов слитых впустую.

658db8d6b1545e18379c9a1dd826f3ea.jpg

Но это фееричный пример, а обычно все выглядит не как Рагнарёк. Просто предприниматель фокусируется, например, на том, чтобы довести продукт до совершенства, но игнорирует маркетинг и продажи. Или с любовью полирует сайт, где знает каждый пиксель по имени и не обращает внимания на тот факт, что это знание никак не увеличивает его прибыль.

Самое интересное, что если указать на этот факт, предприниматель включит рационализацию и объяснит, почему так важно уделять время сайту (возить команду на ретриты, расставлять мебель по фэншую, никому не показывать продукт, пока он не станет идеальным).

b87c53e058f02fe09ec90d2e90f1b002.jpg

Причина прокрастинации №3. Нет связи между усилиями и результатом

Большинство малых бизнесов — это хаотичный набор телодвижений, которые, если повезет, в результате принесут прибыль.

ad10cb4217898ed6c2e3a08a0cf5264e.jpg

И вот, когда вы 1–2–3 года занимаетесь всем и сразу и не понимаете, что из этого важно, а что нет, организм включает защитные системы и начинает саботировать:

— нет, я не буду внедрять новую систему мотивации;

— нет, я не прописывать регламенты для сотрудников;

— нет, я не буду делать ремонт в офисе;

— нет, я не буду запускать рекламу;

ведь неизвестно, что из этого положительно повлияет на прибыль.

Что же поможет справиться с прокрастинацией? Есть одно средство, которое будет полезно во всех трех случаях.

Ясность в бизнесе

У всех трех причин прокрастинации есть одно общее свойство — не понятно, какие именно действия способны увеличить прибыль, поэтому проще:

  • уйти в клиентские проекты;

  • полировать сайт и делать другие увлекательные вещи;

  • экономить энергию и не делать лишних телодвижений.

Поэтому первое с чего стоит начать — это понять, какие усилия приносят результат, а какие нет. И чем предпринимателю точно не стоит заниматься самому. Вот 3 действия, с которых можно начать.

Оцифровать свои действия

Время кажется доступным и дешевым ресурсом, хотя по факту оказывается самым дорогим. Поэтому очень полезно замерить, сколько времени вы тратите на задачи, которые делаете лично, а потом умножить эти часы на ставку часа специалиста и сравнить с отдачей, которую вы получаете от этих дел.

Допустим, вы потратили 12 часов, полируя сайт. При часовой ставке 450 рублей, вы бы потратили 5 400 рублей. Отдали бы вы эти деньги стороннему специалисту за такую работу? Стоила она того? Если нет, то, может, ее вообще не стоило делать?

Пока писал статью, увидел пост Паши Молянова, основателя агентства Сделаем, который идеально иллюстрирует, как важно анализировать, куда направлен фокус усилий предпринимателя. Всегда полезно сопоставлять свои телодвижения и отдачу, которую они должны принести.

7e71c9efe9d6838d32266f8065f398a7.jpg

Важный момент. Иногда хочется позаниматься не особо полезной для бизнеса работой просто для души. Это нормально. Просто важно честно признаться, что это скорее хобби, чем реальная работа, и не ждать, что она принесет результат.

Оцифровать результаты по направлениям

Редкий бизнес имеет одно направление или продукт. Например, маркетинговые агентства, и сайты делают, и рекламу настраивают, и стратегии разрабатывают, и еще продают свои курсы. В результате возникает чувство: «Мы столько всего делаем, а прибыли особо не видим». Чтобы это чувство не приводило к прокрастинации, важно разобрать усилия и результаты в разрезе проектов.

ecc3ce2d3dfabb59fda70d5af45e5faa.jpg

Это позволит увидеть, куда вы вбухиваете силы, но не получаете отдачи или вовсе получаете убыток. Усилия, кстати, стоит оценивать как в деньгах, в том числе оцифровывая время сотрудников компании, так и в моральных усилиях, поскольку бывают проекты, которые формально выгодны, но очень тяжело даются команде.

Оцифровать результаты по функциям бизнеса

Бизнес-процессы можно разложить на кучки в зависимости от функций, например, привлечения клиентов или найма сотрудников. Для небольших компаний целесообразно выделить 7 функций.

  1. Стратегическое управление — здесь все, что относится к управлению бизнесом в целом. Цели, планирование, стратегическое управление компанией.

  2. Маркетинг и пиар — здесь все активности, связанные с привлечением целевой аудитории.

  3. Продажи — здесь все действия, которые конвертируют целевую аудиторию в клиентов.

  4. Персонал — здесь все процессы, связанные с наймом сотрудников, введением в должность и увольнением.

  5. Финансы — хотя абсолютно все процессы имеют финансовое изменение, финпланирование, управление дебиторской и кредиторской задолженностью и финансовыми потоками лучше вынести отдельно.

  6. Производство (продукт) — здесь находятся все процессы по оказанию услуг и производству продукта.

  7. Поддержание качества — здесь собраны процессы, которые помогают поддерживать качество продукта/услуги. Сбор обратной связи от клиентов, обучение сотрудников производства, внедрение стандартов и т.д.

Функцию может выполнять сам предприниматель, специальный сотрудник или целый отдел.

Каждая функция должна работать на измеримый результат, который ценен для бизнеса. Например, результат функции «Поддержание качества» — это сотрудники, которые производят продукт, соответствующий требованиям клиентов.

Когда у вас есть KPI по каждой функции, вы можете сравнить усилия (денежные и моральные затраты), которую вы вкладываете в каждую функцию, и отдачу от нее. В результате становится понятно, что чинить или оптимизировать, а что уже работает как надо.

Хотя финансовая прозрачность — не единственный способ победить прокрастинацию, она необходимое условие, чтобы начать действовать эффективно, зарабатывать больше, видеть смысл в своих действиях и меньше суетиться.

Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.

© Habrahabr.ru