Право на компьютерную игру

cff3c060b133b5e2142068a58529a98d.png

Компьютерная игра, как продукт творчества, представляет собой интеллектуальную собственность своего создателя. Разработчик имеет законное право защищать свою идею, персонажей и сюжетную линию от незаконного использования и распоряжаться ими по своему усмотрению.

В этой статье я подробно расскажу, как обеспечить защиту своих прав, как в случае, когда вы являетесь единственным разработчиком, так и если вы работаете в команде.

Компьютерная игра как объект интеллектуальных прав

Компьютерная игра автоматически защищена авторским правом по факту ее создания. Правовую охрану имеет как игра в целом, так и ее отдельные элементы.

Даже если разработчик не обнародовал проект, то есть никому о нем не рассказал, и он хранится на его компьютере в виде кода, он все равно обладает авторскими правами.

Вот пять основных преимуществ, которые авторское право открывает перед разработчиком игры:

✅ возможность контролировать использование игры третьими лицами — автор может разрешать или запрещать воспроизводить игру, распространять (создавать копии) и вносить изменения (дорабатывать код);

✅ заработок — третьим лицам, которые захотят использовать авторскую разработку, придется заключить с создателем лицензионный договор и выплачивать ему вознаграждение; также автор может зарабатывать на продаже игрушек в виде персонажей игры, на выпуске маек и сувениров с элементами дизайна проекта и т.д.;

✅ внимание потенциальных инвесторов и партнеров — когда на рынке IT вас знают как автора разработок, это открывает новые пути для сотрудничества и совместного заработка на новых проектах;

✅ возможность привлекать мошенников к ответственности и взыскивать компенсацию за нарушение авторских прав в размере до 5 000 000 рублей;

✅ право подписывать творчество своим именем.

Защита авторским правом действует на протяжении всей жизни автора плюс 70 лет с года, следующего за годом его смерти. По истечении этого времени разработка становится общественным достоянием.

Правовая охрана отдельных элементов компьютерной игры

Элементы компьютерной игры, которые защищаются авторским правом:

  •  программный код — инструкции, написанные на одном или нескольких языках программирования, которые управляют функциональностью игры;

  • графика и визуал — персонажи, окружение, текстуры, анимации, 3D-модели, уникальные фотоизображения с расширением giff, tiff, jpeg, цифровые движущиеся изображения с расширением mpeg и другие графические элементы, которые все вместе создают уникальную атмосферу игрового пространства;

  • сценарий и сюжет — событийная линия, сценарные диалоги, текстовые элементы, нарративная структура;

  • музыка, аудиоэффекты и видео — короткие и длинные музыкальные треки, живые видео, CGI-ролики, хореографические произведения, пантонима;

  • лор — лирическое наполнение компьютерной игры, история персонажей / игровая легенда;

  • дизайн уровней — оформление и логическая структура уровней игры, ландшафтные особенности игровых карт;

  • интерфейс и элементы пользовательского управления — оформление кнопок, меню, иконок;

  • внутриигровые элементы — игровые артефакты, символика, логотипы героев;

  • инструкции и документация — руководство пользователя, обучающие и справочные материалы по игре;

  • название игры, локаций, имена персонажей.

Список элементов компьютерной игры, охраняемых авторским правом, внушителен. Но главное условие правовой защиты — уникальность. Если загружаете в игру чужие элементы из открытых библиотек, они не будут включены в правовую охрану продукта. И в информации о создателях проекта нужно указать авторов загруженных компонентов.

Как доказать авторство

С одной стороны, безусловная защита авторским правом дает возможность разработчику не регистрировать проект в Роспатенте, а с другой — делает его уязвимым перед воровством.

Если мошенник украдет копию игры, предъявит ее миру и назовет себя автором, настоящему создателю придется потрудиться, чтобы обличить правонарушителя в суде и вернуть себе права.

Чтобы заранее предостеречь себя от таких неудобств, рекомендуем документально подтверждать авторство депонированием или регистрировать продукт в Роспатенте в качестве программы для ЭВМ.

Что такое депонирование

Депонирование — процедура получения доказательства факта владения конкретным лицом определенной интеллектуальной собственностью на конкретную дату. Депонированием занимаются крупные патентные бюро, специализированные агентства и нотариусы.

Во всех организациях процедура одинаковая:

  • предоставляете уполномоченному лицу на бумажном или электронном носителе копию материалов, которые хотите депонировать;

  • уполномоченная организация берет копию представленных данных на хранение в своем депозитарии;

  • взамен вы получаете на руки свидетельство о депонировании — письменное заверенное подтверждение о том, что материалы приняты.

  • Свидетельство служит способом подтверждения временного приоритета и может быть представлено в суде в качестве доказательства авторства.

Как это работает

Допустим, мошенник украл вашу разработку, распространяет ее и заявляет, что автором является он. Вы можете подать на него в суд и предоставить свидетельство о депонировании. Арбитраж запросит у мошенника сведения, по которым можно определить, с какого именно времени тот владеет разработкой. Суд сравнит временной приоритет, зафиксированный вашим свидетельством о депонировании с тем, что предоставит оппонент. Кто сможет доказать более длительный срок владения разработкой, того суд и признает автором. По этой причине рекомендуем депонировать авторство как можно раньше, по мере создания элементов игры.

Еще одним доказательством временного приоритета является дата создания файлов, исходники разработки, различные наброски и черновики. Рекомендуем хранить их для доказательства авторства на случай возможного спора.

Альтернативный способ депонирования — отправка почтового отправления с материалами игры самому себе. При получении посылку вскрывать нельзя. Ее хранят закрытой, а отметка с датой отправления служит доказательством временного приоритета в отношении возникновения авторского права.

Достоинства и недостатки депонирования

Достоинства депонирования: стоимость, простота и скорость. Свидетельство выдают за один рабочий день. Процедура подходит для подтверждения прав на небольшие авторские разработки, когда кода не много.

Недостаток — трудоемкость, особенно когда нужно защитить большой проект, состоящий из множества элементов. Придется потрудиться над вычленением кода и других элементов, чтобы подготовить к депонированию. Еще один минус — депозитарии не ведут учет программного обеспечения, поэтому о вашем проекте никто не узнает, например, как если бы вы его зарегистрировали в реестре Роспатента.

Регистрация компьютерной игры в Роспатенте

В нормативных документах нет понятия «компьютерная игра». Зато в статье 1261 ГК РФ есть определение «программного обеспечения для ЭВМ»: «это своеобразный «текст» в виде команд на языке программирования или объектный код». И этот код регистрируют в Роспатенте (ФИПС).

Как зарегистрировать компьютерную игры в ФИПС

Регистрация компьютерной игры в ФИПС занимает около двух месяцев. Процедура состоит из четырех этапов.

1.    Подготовка документов. Заявитель заполняет заявление (образец есть на сайте) и прикладывает к нему материалы, которые хочет защитить. К материалам относят реферат и листинг. Реферат — краткое описание ПО, основные характеристики. Листинг — выдержки из кода либо целый код. Также прилагают подписанное согласие на обработку персональных данных и чек об уплате госпошлины (5000 рублей).

2.    Отправка заявления и документов в Роспатент. Документы отправляют в ФИПС почтой, передают лично либо через электронные средства связи — официальный сайт патентного ведомства или портал «ГосУслуги».

3.    Ожидание ответа. Роспатент не проверяет досконально исходный код, его уникальность, полноту, работоспособность и наличие в нем библиотек. Это облегчает процедуру регистрации. Но для уверенной защиты прав рекомендуем отправлять в ФИПС тот код, который индивидуализирует программу. Чтобы в случае спорной ситуации можно было сравнить ваш код, хранящийся в Роспатенте, с кодом недобросовестного конкурента и провести экспертизу на предмет плагиата.

4.    Получение свидетельства о депонировании. На дату, указанную в свидетельстве, можно обоснованно ссылаться как на доказательство временного приоритета.

Достоинства и недостатки регистрации игры в Роспатенте

Достоинства:

  • разработчик попадает в базу Роспатента, где о нем могут узнать потенциальные инвесторы и партнеры;

  • свидетельство о депонировании выдает государственный орган — Роспатент, что может вызывать больше доверия, чем частные депозитарии.

Недостатки:

  • нужно ждать 1–2 месяца;

  • регистрация защищает только код, а права на дизайнерские элементы нужно подтверждать отдельно, например, через депонирование в частной организации.

Другие способы защиты прав на компьютерную игру

Владение правами на компьютерную игру открывает возможности для ее коммерциализации. Можно зарабатывать не только на продаже лицензий, но и на создании смежных продуктов по мотивам вашей разработки:

  • фильмов и сериалов — «Мортал Комбат», «Обитель зла: Раккун-Сити», «Братья супер Марио» сняты по сюжету популярных игр;

  • сувенирной продукции с атмосферным принтом игровой тематики;

  • одежды с элементами лор.

Но для выхода на такой уровень монетизации творчества мало защитить игру депонированием или регистрацией в Роспатенте. Для этого нужно воспользоваться более сильными способами защиты: патентованием и регистрацией товарного знака.

Разберем каждый способ отдельно.

Патентование компьютерных игр

Патентование — получение монополии государства на коммерческое использование зарегистрированной разработки. Обычно патентуют промышленные образцы, изобретения и полезные модели, но некоторые элементы игры тоже можно зарегистрировать:

  • персонажей — их можно зарегистрировать в качестве промышленного образца;

  • игровую механику при условии, что она уникальная — регистрируют в качестве изобретения;

  • неочевидные принципы взаимодействия между игроками — регистрируют как изобретение.

Наличие патента на персонажа дает право единолично зарабатывать на продаже изделий с игровыми изображениями. Вы сможете запрещать другим лицам изготавливать и продавать любые изделия с дизайном, напоминающим запатентованных героев вашей игры.

Патент на уникальную игровую механику дает монополию на ее использование. Другие разработчики не смогут без разрешения правообладателя использовать в своих проектах похожие алгоритмы. В противном случае, им грозит привлечение к ответственности.

Как запатентовать элементы игры

Патентование — сложная процедура, подразумевающая тщательную подготовку документов.

Шаг 1: проверка на патентоспособность. Роспатент тщательно проверяет материалы, представленные для патентования. Орган ищет в российских и международных базах наличие уже зарегистрированных элементов, которые могут быть похожи на те, что хотите зарегистрировать вы. Если такое сходство найдется, он откажет в регистрации и сумму уплаченной госпошлины не вернет. Поэтому рекомендуем самостоятельно провести предварительную проверку элементов, которые хотите запатентовать, в реестрах ФИПС и других открытых базах. Это поможет не потерять деньги и сэкономить время.

Шаг 2: подготовка документов. Заполните заявку на выдачу патента и составьте описание объекта. К описанию приложите формулу, если речь идет об оформлении прав на игровую механику, и рисунки, если речь идет о патентовании персонажа. Возможно, на этом этапе вам понадобится помощь патентного поверенного, который это сделает за вас. К готовой заявке приложите чек оплаты госпошлины.

Шаг 3: отправьте документы в Роспатент. Это делают лично либо через патентного поверенного.

Шаг 4: ответы на вопросы эксперта Роспатента. Если при заполнении документов эксперт ФИПС обнаружит неточности, он запросит уточнения. Ответ нужно дать быстро, иначе заявку отклонят. При обращении к патентному поверенному ответственность за этот шаг ложится на специалиста.

Шаг 5: получение патента. Если заявка соответствует правилам, эксперт ФИПС одобряет ее и выдает патент.

Шаг 6: поддерживать патент в действии. Патент на изобретение выдают на 20 лет, а на промышленный образец — на 5. Правообладатель обязан ежегодно уплачивать госпошлину для поддержания документа в силе.

Достоинства и недостатки патентования

Достоинства патентования элементов компьютерной игры:

  • патент дает более сильную правовую защиту в сравнении с депонированием;

  • процедура открывает возможности для ведения бизнеса по-крупному;

  • правообладатель попадает в реестр Роспатента, и его контакты видны потенциальным партнерам и инвесторам.

Недостатки:

  • можно защитить только отдельные элементы, а не всю игру (код нельзя запатентовать);

  • регистрация может занять 6–12 месяцев;

  • человеку, не разбирающемуся в праве, сложно самостоятельно подать документы в Роспатент;

  • нужно ежегодно оплачивать госпошлину;

  • срок действия патента ограничен.

Защита компьютерной игры товарным знаком

Товарный знак (ТЗ) — уникальное обозначение продукта, бренда, с которым покупатели ассоциируют сам продукт или компанию. Регистрацией занимается Роспатент, после процедуры выдают свидетельство о регистрации товарного знака.

В качестве ТЗ можно зарегистрировать:

  • имена персонажей, названия локаций;

  • изображения персонажей, их 3D-модели;

  • название игры;

  • логотип проекта;

  • уникальные графические элементы;

  • авторские музыкальные композиции.

Свидетельство о регистрации товарного знака дает правообладателю единоличное право размещать зарегистрированные элементы на упаковке коммерческих продуктов, сайте, вывеске магазине, в рекламе.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрация состоит из пяти шагов.

Шаг 1: проверка различительной способности элемента в реестрах Роспатента. ФИПС откажет в регистрации и не вернет госпошлину, которую нужно внести при подаче документов, если выяснит, что элемент, который хотите зарегистрировать как ТЗ, неуникальный. Чтобы не потерять время и деньги рекомендуем перед подачей документов самостоятельно убедиться, что в базе Роспатента нет похожих ТЗ. Ищите с учетом кода МКТУ.

Шаг 2: подготовка документов. Заполните заявку на регистрацию ТЗ, подготовьте описание регистрируемого обозначения, укажите перечень товаров и услуг, в отношении которых собираетесь использовать ТЗ. Также приложите подтверждение на согласие обработки персональных данных и квитанцию об оплате госпошлины — 35 000 рублей (оплачивают частями).

Шаг 3: передайте документы в Роспатент. Это делают лично либо через патентного поверенного.

Шаг 4: дождитесь результата экспертизы. ФИПС анализирует документы и проверяет соответствие вашего товарного знака установленным правилам — насколько он уникален, соответствует принципам морали, не содержит ли запрещенных элементов. Экспертиза длится 6 месяцев.

Шаг 5: получение свидетельства на товарный знак. Если с документами все в порядке, специалист регистрирует ТЗ и публикует сведения о нем в официальном бюллетене, а заявителю выдает свидетельство.

Срок действия свидетельства — 10 лет, потом можно подать документы на продление. Ежегодную пошлину за поддержание свидетельства в силе платить не нужно.

Плюсы и минусы регистрации элементов игры в качестве товарного знака

Достоинства регистрации:

  • ТЗ дает более сильную правовую защиту в сравнении с депонированием;

  • процедура дает возможность размещать название игры на коммерческих продуктах;

  • правообладатель получает единоличное право использовать зарегистрированный объект и требовать компенсацию с тех, кто разместит ТЗ на своих товарах без разрешения;

  • свидетельство на ТЗ можно продлевать неограниченное количество раз.

Недостатки:

Как полностью защитить права на игру

Полностью защитить права на игру — значит получить охранные документы на максимальное количество элементов проекта и приобрести статус правообладателя.

По умолчанию правообладатель — это автор. Если над игрой работал только один человек, то все права принадлежат ему и для защиты нужно:

1.    депонировать визуальные элементы проекта и зарегистрировать код в Роспатенте;

2.    выбрать, какие элементы зарегистрировать в качестве товарного знака, а какие — запатентовать.

Если над игрой работала команда энтузиастов, то каждый имеет права только на тот элемент, который он создал. Но, например, ведущий разработчик может выкупить у других права на все компоненты игры и стать единственным правообладателем. Для этого составляют договор об отчуждении исключительного (имущественного) права. Это дает возможность законно распоряжаться чужим объектом интеллектуальной собственности, в том числе монетизировать на свое усмотрение.

Авторство выкупить не получится — право на авторство не отчуждаемо. Если правообладатель купил у разработчика права на игровой элемент, он все равно должен указывать в качестве автора имя разработчика, а не свое.

Если игру создали по заказу организатора, который поставил разработчикам техническое задание, тогда правообладателем по умолчанию является организатор. Авторские права по-прежнему остаются у разработчиков, но распоряжаться имущественными права на проект они не могут. То же самое касается, если игра была создана сотрудником в процессе исполнения трудовых обязанностей. Правообладатель в этом случае — работодатель. Это установлено статьей 1240 ГК РФ.

Чтобы в спорной ситуации наниматель имел возможность доказать законность своих притязаний на проект, он должен:

1.    предварительно заключить договор отчуждения прав с каждым из программистов (фрилансеров), а также хранить технические задания, по которым велась разработка;

2.    указать в трудовом договоре и должностной инструкции, что создание объекта входит в обязанности сотрудника, если тот числится в штате;

3.    выплатить автору вознаграждение за труд;

4.    подписать акт-приема передачи по мере готовности проекта.

Ответственность за нарушение прав на компьютерную игру

Нарушением прав на компьютерную игру считают:

1.    пиратство — изготовление контрафактных копий, распространение взламывающих программ, создание игр-клонов;

2.    разработку новых игр с использованием в них чужих защищенных элементов;

3.    трансляцию игровых стримов без разрешения правообладателя;

4.    несанкционированное размещение игры на площадках App Store, Google Play, Steam, Origin.

Правообладатель имеет право подать иск в суд с требованием уничтожить контрафактные копии проекта и выплатить компенсацию. Для выплаты компенсации достаточно иметь документы, подтверждающие права на игру, и доказательства факта правонарушения. Это установлено статьей 1252 ГК РФ.

Возможный объем денежной компенсации определен статьями 1301 и 1311 ГК РФ. Правообладатель имеет право выбрать один из трех способов расчета выплаты:

  • в пределах диапазона 10 000 до 5 000 000 рублей — точную сумму определяет суд;

  • в двукратном объеме стоимости выявленных контрафактных экземпляров игры;

  • в двукратном объеме стоимости права использования игры.

Судебная практика за рубежом и в России

Вот три ярких судебных случая, демонстрирующих важность правовой защиты исключительных прав на компьютерную игру.

Случай 1: незаконная публикация игры. В 2020 году ООО «Танки Онлайн» подало иск в Мосгорсуд против компаний ОВХ САС и IT-SOFTKOM Privat Enterprise за публикацию игры на своих сайтах без разрешения. Так как ООО «Танки Онлайн» документально подтвердило статус правообладателя, суд встал на его сторону.

Случай 2: нарушение прав на механику игры. В 2009 году компания Tetris Holding подала иск против Xio Interactive. Суть претензии: Ответчик разработал игру Mino, в которой форма падающих блоков и игровое поле очень похожи на те, что использованы в игре «Тетрис». Так как Tetris Holding предоставила в суде патент, подтверждающий защиту игровой механики «Тетрис», суд встал на ее сторону.

Случай 3: нарушение прав на товарный знак. В 2015 году американская компания видеоигр Rockstar Games подала иск против BBC (британская телерадиокорпорация) за несанкционированное использование последней торгового знака «Grand Theft Auto». Правонарушение произошло во время создания документального фильма, посвященного играм «The Gamechangers». Сторонам удалось прийти к мирному урегулированию вопроса: BBC вырезало из видео контент, нарушающий права.

Как нельзя создавать игру

Иногда создатели игры по незнанию сами нарушают чужие права и после несут за это ответственность. Нельзя создавать игры:

  1. с чужими объектами интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя;

  2. с образами медийных личностей в качестве прототип персонажа без письменного разрешения этих личностей;

  3. по мотивам других произведений (фильмов, книг) без разрешения правообладателей этих произведений.

Примеры успешных кейсов, демонстрирующие, как можно создавать крутые проекты в сотрудничестве с правообладателями.

1.    Образы медийных личностей в играх: Рами Малек в игре Until Dawn; Шон Бин в Hitman 2, Киану Ривз в Cyberpunk 2077.

2.    Игры по мотивам известных произведений. В 2022 году разработчик Avalanche Software выпустил релиз игры «Хогвартс. Наследие». Игра была выпущена с учетом интересов правообладателя Warners Bros.

Помощь патентного поверенного в защите прав на компьютерную игру

Чтобы эффективно обходить конкурентов, корректно извлекать выгоду из разработок и не терять деньги из-за пиратства, заранее позаботьтесь о правовой охране каждого элемента компьютерной игры. Максимальная защита прав через депонирование, регистрацию кода в Роспатенте, оформление свидетельства на товарный знак и патентование позволяет беспрепятственно работать на рынке игровой индустрии, чувствовать себя защищенным и хорошо зарабатывать на любимом деле.

Самостоятельно разобраться в юридических аспектах достаточно сложно. Поэтому пока вы усердно трудитесь над кодом, патентный поверенный может помочь:

1.    составить список игровых элементов, подлежащих охране;

2.    выбрать эффективную стратегию правовой защиты;

3.    подготовить и отправить документы в ФИПС для получения патента, свидетельства о депонировании и регистрации товарного знака;

4.    составить образцы договоров для сотрудничества с другими разработчиками и правообладателями.

Законное оформление прав дает возможность позиционировать себя на рынке как серьезного разработчика компьютерных игр. Для оформления и защиты прав на интеллектуальную собственность рекомендую обратиться к квалифицированному юристу.

© Habrahabr.ru