Правительство одобрило программу беспилотников на трассе М-11 «Нева»

Правительство Российской Федерации одобрило 5,2 млрд рублей на реализацию программы «Беспилотные логистические коридоры» (БЛК), в которую входит запуск грузовых беспилотников по трассе М-11 «Нева» протяженностью 669 км, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Проект призван снизить себестоимость грузоперевозок на 15%.

6d13cfc2420972ba42b0da570e9b9eaf.jpeg

По данным «Ведомостей», 4,9 млрд рублей выделено из фонда национального благосостояния, еще 300 млн рублей взяты из федерального бюджета. 

Из материалов Минтранса, посвященных БЛК, известно, что 3 млрд от этой суммы необходимы для создания инфраструктуры связи, установки радиометок, строительства центров управления трафиком и перехватывающих парковок. 200 млн рублей отведены для разработки ПО для беспилотников, 240 млн ― для оборудования обходного участка М-11 вокруг Твери. 

Кроме этого, 1,4 млрд рублей уйдет на тестовые испытания беспилотного транспорта, еще 400 млн потребуется для стандартизации технических регламентов беспилотников. Также проект предусматривает инвестиции Ozon и Wildberries суммой на 600 млн рублей. 

Согласно документам, которые подготовил Минтранс и с которыми ознакомились «Ведомости», деньги из федерального бюджета будут выделяться на возвратной основе. 

Проект БЛК предполагает, что проезд беспилотников по платной трассе будут оплачивать грузоперевозчиков, а оператор дороге будет обеспечивать услуги государственного оператора беспилотного транспорта. 

Программа рассчитывает добиться минимального тарифа стоимостью 2,45 рублей за 1 км пути беспилотного транспорта по прошествии 12 лет государственных инвестиций в БЛК по нулевой ставке. Если БЛК будут реализовывать с привлечением облигаций по ставке купона 8,8% годовых со сроком погашения 10 и 20 лет, то тариф для беспилотников возрастет до 4,17 и 2,67 рублей соответственно.

Предполагается, что себестоимость инфраструктуры «Невы» на 100 км пути составит 126 рублей, еще в 75 рублей оценивают эксплуатацию беспилотников. 

Таким образом, себестоимость 100 км пути беспилотника составит 3288 рублей. Для сравнения: на сегодняшний день себестоимость проезда грузовика с водителем равна 3869 рублям, что на 581 рубль дороже непилотируемого транспорта.

Сейчас водитель грузовика получает в среднем 739 рублей на 100 км. Водитель беспилотника, который будет выводить грузовик на трассу и уводить его по прибытии, будет получать 148 рублей на 100 км. 

Кроме этого, снизится стоимость обслуживания беспилотника: расходы на страховку станут меньше на 5%, на топливо ― на 12%, на обслуживание и ремонт ― на 20%.

Для осуществления БЛК создан консорциум, состоящий из «Камаза», Volvo, X5 Retail Group, «Почты России», «Деловых линии», Globaltruck, Первой экспедиционной компании, «Сберавтотеха», «ВТБ инфраструктурного холдинга», «Национальных телематических систем», Государственной транспортной лизинговой компании, «Автодора» и ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Со временем этот список будет дополняться.

Запуск проекта состоится не позднее 2024 года и впоследствии покроет 19,5 тыс. км федеральных трасс страны. Вероятно, БЛК запустят в экспериментальном режиме уже в следующем году. 

Собеседник «Ведомостей», принимающий участие в разработке проекта грузовых беспилотников, отмечает, что транспорт будет окупаться в те моменты, когда водитель обычного грузовика останавливается для отдыха или сменяет напарника. Учитывая что время в пути по «Неве» занимает не более одного рабочего дня, то БЛК можно будет продлить до более отдаленного населенного пункта, например, Екатеринбурга, чтобы программа стала абсолютно профицитной.

© Habrahabr.ru