Практика в IT-функции «Северстали» для студентов: как устроена и почему важна
Привет, Хабр! Меня зовут Ульяна Иванова, и я расскажу о том, как мы находим перспективных студентов и развиваем их потенциал в IT-функции «Северстали».
Состояние рынка сейчас таково, что многие работодатели не берут к себе на практику студентов, считая это нерентабельным. Ведь студент может и не вернуться, а потраченное на него время пропадёт впустую, что на самом деле иногда бывает. Но, поделившись своими результатами, мы хотим показать, что студенческая практика — полезный инструмент привлечения и повышения узнаваемости бренда, которым не стоит пренебрегать.
Практика в числах
Не будем томить и сразу перейдём к нашим достижениям за последние два учебных года:
• более 200 студентов прошли практику в IT-функции «Северстали»;
• мы поработали со студентами из 23 учебных заведений и пяти городов: Воркута, Воронеж, Москва, Санкт-Петербург, Череповец;
• 70% студентов получили оценку «отлично» за прохождение практики и 30% — «хорошо»;
• 15% практикантов стали сотрудниками IT-функции «Северстали» после окончания практики.
Ознакомившись с материалом ниже, вы поймёте, за счёт чего были достигнуты эти показатели.
Как проходит практика
Вопреки ожиданиям, процесс практики — это не только выход студентов на рабочие места, но и большая подготовительная работа, которая, как айсберг, становится видна только при погружении. Наш процесс проходит в восемь этапов:
1. Понимание количественной потребности в практикантах. До начала учебного года мы собираем количественную потребность в студентах на практику, а также перечень учебных заведений, с которыми будем сотрудничать. Мы определяем наиболее подходящие направления подготовки, учитывая программу обучения, интересы и навыки студентов.
Кроме того, сбор пожеланий руководителей по количеству практикантов позволяет обеспечить равномерную нагрузку на сотрудников, которые будут заниматься подготовкой студентов.
2. Передача потребности в учебные заведения. После того, как заявки собраны, их необходимо передать в интересующие нас учебные заведения.
3. Отбор студентов на практику. Возможно, кого-то это удивит, но мы действительно ведём отбор студентов и попутно даём им возможность получить опыт прохождения собеседований.
Это очень полезный инструмент, благодаря ему мы отбираем тех ребят, которые замотивированы пройти практику максимально эффективно, а наши сотрудники не получают кота в мешке на три-четыре недели. К тому же ребята могут понять, насколько их интересы совпадают с интересами будущего руководителя, ещё до начала практики.
Для нас важно, чтобы ребята знали зоны своего развития и смогли подтянуть свои soft и hard skills в выбранной IT-области. Ведь всегда есть шанс, что студент вернётся к нам спустя год. Поэтому по итогам прохождения интервью мы даём развивающую обратную связь.
4. Согласование и подписание договора. Конечно, никакое сотрудничество не возможно без подготовки и подписания документов с учебным заведением.
5. Подготовка к выходу студента на практику. Самая жара наступает за три недели до выхода студента. Часть направлений практики подразумевают подготовку студентов и на территории металлургических цехов, ведь там тоже нужны айтишники. Поэтому некоторым нашим ребятам нужно проходить медкомиссию и дополнительное обучение по охране труда. Безопасность — наш основной приоритет.
Когда мы разобрались с охраной труда, начинаем плотно работать со студентом и его руководителем по практике.
Для руководителей мы проводим встречи, где обсуждаем процесс и обозначаем зоны ответственности. Отдельным пунктом мы рассказываем, как развивать ребят поколения Z: на что стоит обращать внимание и какие особенности нужно учитывать в работе с ними.
В первый день студент должен уйти от нас с полным пониманием своих действий: куда отнести документы, где пройти вводный инструктаж по охране труда и получить пропуск и т. д.
Обычно на этом этапе у ребят возникает много вопросов, которые плюс-минус всегда одни и те же. Положа руку на сердце, могу признаться, что отвечать каждый раз одно и то же здорово утомляет, ведь ребят много и они приходят в течение всего года.
Чтобы оптимизировать своё рабочее время, мы внедряем в процесс телеграм-бота. Его задача — отвечать на самые частые вопросы. Причём в определении этих вопросов и тестировании бота активно участвовали наши практиканты.
Возможно, в будущем мы поделимся с вами результатами внедрения бота в наш процесс практики.
6. Практика. Ура, мы дошли до этого!
Ребята попадают в гущу событий уже в самый первый день практики. После оформления мы, HR-специалисты, встречаем их с небольшим приветственным подарком (согласитесь, приятно получить от практики не только опыт и знания, но и немного мерча) и рассказом о компании.
Чтобы практика проходила максимально эффективно, у нас предусмотрены контрольные точки. Их прохождение оценивается баллами, из которых и складывается итоговая оценка за практику. Такой подход позволяет лучше структурировать работу и материал практики.
7. Сбор обратной связи. В конце практической подготовки мы собираем обратную связь у всех участников процесса, чтобы понять, как развивать практику в дальнейшем. Мы также уточняем, готовы ли руководители и студенты продолжать совместную работу на практике в новом учебном году, чтобы сформировать видение на совместную работу в будущем.
8. Диалог о карьере. Это один из наших особых инструментов, задача которого — помочь студентам разобраться в непростом мире трудовых взаимоотношений. Любой практикант, получивший оценку «отлично», может проконсультироваться с нашим экспертом по вопросам трудоустройства.
Почему практика — это важно?
Кроме измеримых результатов работы с практикантами, есть также и те, что измерить так просто не получится. Представим ситуацию: студент прошёл у нас практику, где успел поучаствовать в интересном для себя проекте, освоил полезные навыки и получил хорошую оценку. Дальше он приходит в учебное заведение и встречает своих одногруппников и преподавателей. И, естественно, ребята начинают делиться своим опытом.
Как правило, студенты особенно активно обсуждают впечатления: о компании, работе с руководителем и полученных знаниях. И вот наш студент рассказывает своим друзьям, что практика прошла отлично, руководитель отвечал на все вопросы и включил в работу над чем-то интересным, а новые знания действительно полезны и на их основе можно написать сильный дипломный проект.
Что дальше? Студент сдаёт свой отчёт по практике на кафедру, где уже сотрудники вуза или ссуза сделают логичный вывод: в IT-функции «Северстали» со студентами проводят тщательную работу, следовательно, эту работу нужно продолжать.
Так о нас формируется положительное мнение в студенческой среде. Ребята, которые через пару лет пойдут трудоустраиваться, уже будут знать, что в IT-функции «Северстали» их готовы развивать. Положительное мнение сформируется и у учебного заведения, где все сотрудники, ответственные за практику, будут заинтересованы направлять нам самых мотивированных на работу студентов. В долгосрочной перспективе этот эффект, безусловно, будет очень ощутим.
При этом наше взаимодействие с учебными заведениями не ограничивается практикой. Для привлечения студентов наши сотрудники регулярно принимают участие в карьерных форумах, хакатонах, а также проводят прямые эфиры о профессиях, лекции и многое другое.
В чём плюсы практики для компании?
Как говорили в начале, 15% практикантов становятся нашими сотрудниками. Для бизнеса это будет ключевым показателем эффективности и главным аргументом в пользу проведения практик для студентов. Однако главный аргумент — не значит единственный. Вот, чем ещё эта работа полезна компании:
Присутствие в учебных заведениях. Мы часто участвуем в мероприятиях учебных заведений-партнёров. Такие встречи полезны как для нас, так и для студентов. Мы формируем базу потенциальных кандидатов и повышаем узнаваемость бренда. А студенты получают возможность пообщаться с нашими сотрудниками, узнать о современных информационных технологиях, которые делают производство стали цифровым и безопасным, а ещё влюбиться в нашу корпоративную культуру.
Помощь студентам. Современный мир профессий огромен, и порой студенту очень сложно определить для себя, чем он хочет заниматься. Практика же позволяет сделать первый шаг в профессию, который даст понимание «моё/не моё» и поможет при дальнейшем трудоустройстве студента.
Кадровый резерв для стажировки и позиции джунов. У нас сохраняются результаты практики студентов и их контакты. Так мы можем быстро найти подходящих и уже проверенных кандидатов для нашей стажёрской программы «IT Hub «Северстали» или на позиции младших специалистов.
А что же в итоге?
Наш процесс практики для студентов уже пережил множество итераций и неоднократно менялся, и то, как он выглядит сейчас, — результат долгой работы и постоянных улучшений.
Производственная практика — это полезный инструмент для поиска будущих сотрудников, который также позволяет делиться опытом с молодыми специалистами.
Нас радуют полученные результаты, поэтому мы планируем продолжать работу со студентами и дальше улучшать существующий процесс.
А вы проходили практику где-либо? Поделитесь своим опытом в комментариях!