ПП №614 — новый рынок на миллиарды?

В.И. Пронин, Москва 2024 г.

Ключевые слова: среда общих данных, СОД, цифровая среда,   информационная система, информационная модель, технологии информационного моделирования, объект капитального строительства, проектирование в строительстве, сроки строительства, проектная организация, оператор информационных систем.

Введение

1-го сентября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства от 17 мая 2024 г. № 614 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов». Постановление вводится на срок с 1.09.2024 г по 1.09.2030 г.

Этим постановлением вводится новое понятие «оператор информационных систем». Что это может быть постараемся рассмотреть в данной статье.

Перечень сокращений

ОКС — объект капитального строительства

СОД — среда общих данных

ИС — информационная система 

ОИС — оператор информационных систем

Определение понятий

Курсивом выделяю цитаты из ПП (там иногда странно слова составлены, но это оригинал).

Выдержка из текста ПП от 17 мая 2024 г. № 614:

«Формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. № 331, в соответствии с заключенными договорами о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, внесении изменений в такую документацию, строительстве, реконструкции и (или) иными договорами, предусматривающими формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства (далее — договоры).

Использование установленных информационного обмена форматов, и учет необходимых для хронологии внесения изменений, осуществление безопасного хранения и передачи информационных моделей объектов капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, настоящими Правилами и договорами обеспечиваются посредством информационных систем, используемых лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, включающих технические средства, находящиеся в собственности или распоряжении указанных лиц, и используемых для выполнения работ на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства или управления инвестиционно-строительными проектами, а также через операторов информационных систем, осуществляющих деятельность по их эксплуатации.»

Исходя из текста ПП №614:

— еще раз зафиксировали, что такое формирование и ведение информационных моделей (ИМ) ОКС, добавили требования по цифровой информационной модели (см. текст постановления, это не предмет обсуждения в данной статье);

— зафиксировали кто должен заниматься формированием и ведением информационной модели. И вот тут круг лиц сужен относительно прошлой редакции:

  • Застройщик (Заказчик)

  • Технический заказчик

  • Лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций

  • Эксплуатант

Очень хорошо, что появился конечный и понятный список тех, кто отвечает за данный вид деятельности. В прошлых редакциях были указаны практически все участники проекта, а это давало возможность спихивать друг на друга эту задачу. Некоторые заказчики говорили прямо «напишем это в ТЗ на проектирование и пусть проектировщик разбирается».

— определили как (с помощью чего) это формирование и ведение должно производиться — с помощью информационных систем (ну это не удивительно), а также ввели некоторые требования (см. текст ПП) и, вот самое интересное, ввели некоторое новое действующее лицо в проекте «оператор информационных систем» (ОИС), который осуществляет деятельность по эксплуатации информационных систем для формирования и ведения ИМ. 

Также определена (или намечена) зона ответственности этого оператора:

  • использование установленных информационного обмена форматов (ответственность за то, чтобы информационный обмен производился в установленных форматах);

  • учет необходимых для хронологии внесения изменений (фактически регистрация изменений в ИС);  

  • осуществление безопасного хранения и передачи ИМ ОКС;

  • и, очевидно, коли ОИС осуществляет деятельность по эксплуатации ИС у него должны быть эти системы, технические средства и т.д. А также, он должен быть способен предоставить эти ИС в пользование участникам проекта.

Оператор информационных систем новый участник проекта?

Я бы сказал, что обсуждения такой роли в проекте идут достаточно давно. Назвали эту роль несколько иначе, чаще всего встречается BIM-оператор. 

Например:

  • Владимир Малахов в своей статье об этом писал еще в 2016 году. [1]

  • Он же говорит об этом, но уже в мае 2024 года.  [2]

  • Патент Патент 2686006 С1 [3]

В чем отличия предлагаемых идей и того, что появилось в ПП №614?  

По большому счету, они ничем не отличаются. Возможно лишь уточняется на кого нужно повесить обязанности оператора информационных систем. 

Фактически, мы говорим о том, что должны быть компетенции по формированию и ведению информационных моделей, а также программные и технические средства для обеспечения этого вида деятельности. 

Эти компетенции должны появиться на стороне застройщика, технического заказчика или эксплуатирующей организации. Текущее состояние строительной отрасли позволяет говорить, что подобных компетенций и средств на стороне перечисленных участников проекта недостаточно для обеспечения выполнения ПП 331. 

Поэтому и появляется оператор информационных систем.

Рынок услуг оператора информационных систем.

Расчет будет достаточно грубый, но для оценки потенциала рынка его хватит. Основная информация взята из годового отчета Главгосэкспертизы за 2023 год. [5] 

Для определения объема рынка предлагаю оттолкнуться от количества заключений экспертиз. Всего заключений экспертиз (всех, не только ГГЭ):

6a49c5e4d68ed18f39d0491433a633f4.png

В соответствии с актуальной редакцией ПП от 5 марта 2021 г. № 331, обязательное формирование и ведение информационных моделей предусматривается в двух случаях:

  1. В проектах, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

c91f82d60521df1376bea2820d6f45dd.png

Объектов, финансируемых за счет бюджетов, в 2023 году было 50% от общего количества.

  1. Если жилой объект возводится за счет дольщиков (формирование и ведение обеспечивается застройщиков или тех.заказчиком).  

6526d78a7f037bc9aa1943339e22729e.png

Исходя из этих данных, получается, что 27% всех проектов приходится на жилищно-гражданское строительство. При этом порядка 80% из них приходится на долевое строительство. [4]

Опираясь на эту информацию, можно грубо предположить, что формирование и ведение ИМ будет обязательно для 70% от общего количества проектов. Это получается 59 000 проектов в год. 

Постараемся оценить этот рынок в денежном выражении. В данный момент возьмем в расчет стоимость владения системой класса СОД (среда общих данных). Данная система неизбежно потребуется для формирования и ведения информационной модели. [6] На рынке сейчас представлено множество различных систем, которые могут быть использованы для организации СОД. Цены на них отдельно рассматривались в статье «Экономические структуры имплементации коммерческих лицензий СОД строительных проектов». [7].

Нижнюю границу стоимости владения системой СОД можно оценить в 10 000 р. в месяц на один проект. 

59 000×10 000×12 = 7 080 000 000 р. 

Более 7-ми миллиардов рублей в год. Это общий потенциал рынка СОД для формирования и ведения информационных моделей, исходя из затрат на ПО (аренда). При том, это нижняя граница оценки. 

Но услуги оператора информационных систем не будут ограничены одним лишь предоставлением системы для формирования и ведения информационных моделей. Для того, чтобы это все (формирование и ведение) работало как задумано, требуется большая работа специалистов в проекте. Называть их можно как угодно BIM-менеджеры, специалисты оператора информационных систем и т.д.

Для того, чтобы проект развивался по технологии информационного моделирования (формировались информационные модели и т.д.), ему потребуется соответствующее сопровождение. В рамках данной статьи я не буду пытаться описать все процессы и даже малую их часть, но по верхам пройдусь. Смысл в том, что есть взять заказчика, проектировщика, подрядчика и остальных, дать им в работу СОД, ничего кардинально не изменится. Максимум, чего можно достичь таким образом сейчас — перевести бумажный документооборот в электронный. Остальные процедуры останутся прежними, даже хуже — старые подходы будут стараться натянуть на новые инструменты работы. 

Строительная отрасль стоит на пороге смены технологии работы с информацией. Само по себе это не произойдет. Требуется приложить значительные усилия для преобразования процессов, переучивания людей и т.д.

Итак, какое сопровождение требуется, что в идеале должен взять на себя оператор информационных систем (или застройщик, техзаказчик)?

Правильный подход к оказанию услуг оператора информационных систем.

Если мы будем руководствоваться идеями позитивного развития строительной отрасли, повышением производительности труда и т.д., то появление такой роли в проекте, как оператор информационных систем должно положительно сказываться на стоимости, сроках и качестве проектов. Чем может быть полезен ОИС?

93efd9e7b208a94d7bde226b80c18565.png

Как видим список работ достаточно обширен, а подробное их рассмотрение займет немало времени, сейчас мы углубляться не будем. Еще раз подчеркну, что без проведения этих работ новые технологии работы в проекте не смогут быть реализованы. А значит кто-то должен эти работы провести. 

Стоимость подобных работ, оказываемых со стороны оператора информационных систем в строительном проекте, можно оценить по разному. Важно то, что основная часть работ идет при старте проекта и со временем их объем снижается. Можно предположить, что стоимость работ будет начинаться с 300 000р. в месяц и снижаться до 100 000р. Оценка взята из личного опыта, сейчас не сильно важна ее точность. Возьмем 100 000р. в месяц, как отправную точку. Тогда по аналогии со стоимостью эксплуатации СОД (выше) мы получим сумму в 70 млрд.р. в год. Конечно, не все проекты будут проводится с подобным сопровождением. В каких-то компаниях уже достаточно собственных компетенций и работы будут выполняться имеющимся персоналом. Но эти работы все равно будут присутствовать на рынке. 

Каким-то заказчикам и вовсе не будет выгодно содержать у себя эти компетенции, т.к. строительство для них не основной вид деятельности и так далее. 

Опять же я брал достаточно низкую планку для оценки, даже сократив объем вдвое, мы получим внушительные 35 млрд. рублей в год.

Итого более 40 миллиардов рублей в год — потенциал рынка услуг оператора информационных систем, который открывается с вступлением Постановления Правительства от 17 мая 2024 г. № 614.

Условия.

Конечно ПП 614 предъявляет некоторые условия, которые должны соблюдаться при формировании и ведении информационных моделей. Часть из них организационные, другие технические. Рассмотрим все сразу:

  • Для формирования и ведения ИМ должны использоваться ИС, обеспечивающих функции передачи данных между субъектами градостроительных отношений и их регистрации. (в этом условии ничего запредельного нет. Субъекты град.отношений согласно ГК РФ являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. Т.е. нужно обеспечить информационный обмен между всеми и регистрацию такого обмена.)

  • Обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы) и базы данных информационных систем, должны располагаться на территории Российской Федерации и под ее юрисдикцией.

Еще условия:

а) использование классификатора строительной информации, предусмотренного статьей 576 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для формирования и ведения информационной модели объекта

капитального строительства в объеме, закрепленном соответствующей ХМL-схемой;

6) осуществление учета операций по актуализации сведений, документов и материалов, включенных в информационную модель объекта капитального строительства, хронологии внесения изменений (времени и даты совершения операций) с фиксацией содержания вносимых изменений и информации об учетных записях лиц, осуществивших такие операции;

в) определение лиц, ответственных за формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства.

Наиболее интересные условия (номера пунктов ПП 614 сохраню):

8. Сведения, документы и материалы подлежат хранению в составе информационной модели объекта капитального строительства в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации и единой государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ» с момента их включения в такую информационную модель операторами указанных информационных систем и без ограничения срока.

9. Застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, посредством предоставления доступа к информационным системам, обеспечивающим функции передачи данных между субъектами градостроительных отношений и их регистрации и (или) передачи сведений, документов и материалов по телекоммуникационным каналам связи через операторов информационных систем, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил, направляют информационную модель объекта капитального строительства в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня утверждения сведений, документов и материалов, входящих в состав такой информационной модели.

В целом тоже ничего запредельного нет. Вероятней всего нужно будет выстраивать некие интеграции со Стройкомплекс.РФ, чтоб не делать все руками.

Самое непонятное условие тут:

10. Размещение информационной модели объекта капитального строительства осуществляется в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в информационную модель объекта капитального строительства на следующем этапе жизненного цикла объекта капитального строительства возможно только в версию информационной модели объекта капитального строительства, размещенную в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности субъекта Российской Федерации.

Вот что хотели сказать авторы Постановления 10-м пунктом — не понятно. На каком «следующем этапе жизненного цикла»? Как именно предполагается вносить изменения в информационную модель, которая размещена в ГИСОГД? Тут сразу и вопросы доступа и возможностей ГИСОГД по изменению моделей (их там явно нет). 

Думаю по этому пункту будут какие-то изменения, т.к. он сформулирован непонятно. Смысл, вероятно, был в том, чтоб в ГИСОГД хранилась актуальная версия информационной модели ОКС. Тогда нужно формулировку поправить на что-то похожее: «В случае внесения изменений в ИМ ОКС, новая версия направляется в ГИСОГД ….».

Заключение

Даже с этим неясным требованием (п.10 ПП 614) общее впечатление от списка требований не производит впечатление невыполнимого. А значит ПП 614 открывает нам новый рынок услуг в строительстве, легализуя новую роль в проекте — оператор информационных систем.

Заниматься этим видом деятельности может любое юридическое лицо, главное, чтоб были достаточные компетенции и технические возможности (наличие ПО). Капитальные затраты для начала деятельности не требуются. 

Предполагаю, что подобные операторы информационных систем могут быть созданы на базе:

  • Проектных институтов.

  • Вендоров ПО для организации СОД.

  • Интеграторов и консультантов на рынке информационных услуг для строительной отрасли.

  • Компаний, которые оказывают услуги технического заказчика и др.

Список литературы

[1] Владимир Малахов: «В России нет конечных заказчиков, заинтересованных во внедрении BIM-технологий».

Подробнее: https://ok-inform.ru/obshchestvo/expert/79551-vladimir-malakhov-v-rossii-net-konechnykh-zakazchikov-zainteresovannykh-vo-vnedrenii-bim-tekhnologij.htm

[2] Владимир Малахов. БИСКИД-BIM-11: Единое пространство отрасли. Зачем нужен BIM-оператор и каким он должен быть?

https://rutube.ru/video/35d373b44cdd436105ac8a50ca8ddd3e/

[3] Патент 2686006 С1. Авторы: Андреев Олег Петрович , Бочаров Алексей Геннадьевич, Бочаров Михаил Евгеньевич «СПОСОБ И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА»

[4] Марина Скубицкая.»15–20% нового жилья строится без привлечения средств дольщиков» https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2020/10/19/843821–15–20-novogo

[5] Годовой отчет Главгосэкспертизы за 2023 год. https://gge.ru/upload/iblock/324/j1894uhauxkaki2ieg2qarmeutscjen1/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%202023.pdf

[6] Пронин, В.И. Трактовка понятий «технологии информационного моделирования» (ТИМ) и «среда общих данных» (СОД) / В.И. Пронин, Д.В. Медведев // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 2(54). — С. 140–146. — EDN YXDIPD.

[7] Пронин, В.И. Экономические структуры имплементации коммерческих лицензий СОД строительных проектов / В.И. Пронин, Д.В. Медведев, А.А. Ислам // Человек. Общество. Инклюзия. — 2024. — Т. 14, № 4–3(60). — С. 166–176. — EDN AFWSVK.

[8] Требования к средам общих данных. Д.В. Медведев, В.И. Пронин, А.А. Ислам // Человек. Общество. Инклюзия / Human. Society. Inclusion Том 14 (2023). № 4–2 / Volume 14 (2023). Issue 4–2

[9] Медведев, Д.В. Формирование экономических обоснованных требований к средам общих данных / Д.В. Медведев, В.И. Пронин, А.А. Ислам // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 4–2(59). — С. 161–170. — EDN INLKCQ.

[10] Ислам, А.А. Десктопное или веб-приложение для организации СОД ОКС / А.А. Ислам, В.И. Пронин, Д.В. Медведев // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 3–3(57). — С. 128–135. — EDN GHMTFS.

[11] Пронин, В.И. Экономические структуры имплементации коммерческих лицензий СОД строительных проектов / В.И. Пронин, Д.В. Медведев, А.А. Ислам // Человек. Общество. Инклюзия. — 2024. — Т. 14, № 4–3(60). — С. 166–176. — EDN AFWSVK.

[12] Медведев, Д.В. Уровни развития сред общих данных строительных проектов / Д.В. Медведев, В.И. Пронин // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2023. — Т. 13, № 5–1. — С. 434–445. — DOI 10.34670/AR.2023.59.18.018. — EDN FVJNAG.

[13] Пронин, В.И. Организация процесса выбора среды общих данных для проектов объектов капитального строительства / В.И. Пронин // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2023. — Т. 13, № 5–1. — С. 220–230. — DOI 10.34670/AR.2023.54.86.078. — EDN IMVWNL.

[14] Пронин, В.И. Трактовка понятий «технологии информационного моделирования» (ТИМ) и «среда общих данных» (СОД) / В.И. Пронин, Д.В. Медведев // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 2(54). — С. 140–146. — EDN YXDIPD.

[15] Пронин, В.И. Формирование задач для выбора информационной системы из стратегических целей проектной организации / В.И. Пронин, Д.В. Медведев // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 3–1(55). — С. 114–119. — EDN CNMXJI.

[16] Пронин, В.И. Коммерциализация технологий информационного моделирования на примере рынка СОД / В.И. Пронин, Д.В. Медведев, А.А. Ислам // Человек. Общество. Инклюзия. — 2023. — Т. 14, № 3–1(55). — С. 141–149. — EDN CSQNSP.

[17] Особенности хранения проектной информации в среде общих данных строительного проекта / В.И. Пронин, Д.В. Медведев, А.А. Ислам // Человек. Общество. Инклюзия / Human. Society. Inclusion Том 15 (2024). № 1–2 / Volume 15 (2024). Issue 1–2

© Habrahabr.ru