Поставщик IT-решений Softline официально подвел итоги IPO

Поставщик IT-решений Softline официально подвел итоги IPO. Капитализация компании, исходя из цены размещения — $1,5 млрд. Softline планирует привлечь $400 млн. Привлеченные средства планируется направить на M&A и общекорпоративные цели. Ранее основатель Softline Игорь Боровиков сообщал, что компания в ближайшие 3 года планирует выйти на рынок 30 новых стран. Продающие акционеры и Softline с момента допуска к торгам возьмут на себя обязательство не продавать акции компании в течение 180 дней, lock-up для топ-менеджмента — 360 дней.

ee4c57f009759a9eaac73880006f660f.jpg

Перед сделкой Боровиков, который является бенефициаром, владел 78,8% Softline Holding Limited через Softline Group Inc, Da Vinci Capital — 11,4%, у Broadreach Limited, бенефициаром которой является сооснователь группы МДМ Сергей Попов — 5,4%.

Условные сделки Softline начались на Лондонской фондовой бирже 27 октября. На Московской бирже старт торгов запланирован на 1 ноября.

По итогам финансового года, закончившегося 31 марта 2021 года, оборот группы составил $1,8 млрд, из которых 48% пришлось на продажи продуктов и услуг Microsoft. Скорректированный показатель EBITDA группы составил $52 млн.

В Сети мнения насчет покупки акций Softline разнятся. С одной стороны, у компании виден рост прибыли за 2020 год. Стоит учитывать, что основной рынок у Softline — это Россия. Как указано выше, 48% прибыли приходятся на продукты и услуги Microsoft. Помимо Microsoft в зарубежных партнерах у Softline числятся IBM, Cisco, Dell, HP и Apple. В условиях современного импортозамещения это может негативно сказаться на прибыли, особенно на государственном сегменте рынка поставок программного обеспечения, оборудования и связанных с ними услуг. 

С другой стороны, IPO Softline уже привлекает около 400 миллионов долларов, поэтому может дать дополнительный толчок для развития компании. Так, например, компания Groupon заявила об IPO, имея убытки в размере $413 млн, что позволило ей привлечь около $700 млн. У SoftLine не все так плохо.  По итогам отчетного года, который закончился 31 марта 2021 года, выручка Softline достигла более $1,5 млрд, увеличившись на 11% относительно 2020 года.

Несмотря на рост выручки, на фоне повышения себестоимости продаж операционная прибыль Softline по итогам отчетного года сократилась на 15% — до $25,2 млн. Более того, Softline отразила чистый убыток по итогам года в размере $2,2 млн по сравнению с прибылью $9,5 млн за предыдущий год. При этом возникновение убытка отчасти связано с выплатой налогов, штрафов и пени за предыдущие годы на сумму $18,5 млн. Без учета этих выплат скорректированная чистая прибыль компании составила бы $16,3 млн и даже превысила бы прошлогодний результат. 

Задолженность по налогам возникла после завершения выездной проверки в 2020 году за период с 2014 по 2016 года. Претензии были связаны с операционными расходами, которые налоговая служба сочла не подлежащими вычету для целей налогообложения. В итоге всю задолженность за этот период Softline выплатила в ноябре 2020 года. Еще некоторых экспертов по ценным бумагам смущает операционная прибыль в $25 млн при при выручке в $1,5 млрд в год,   то есть маржа <2%. При этом для российских компаний такая выручка считается огромной.

Кстати, насчет IPO российских компаний. В 2011 году «Яндекс» продал акции на биржу NASDAQ — его оценили в $8 млрд и компания привлекла $1,3 млрд. HeadHunter в рамках вторичного размещения в 2020 году привлекла $220,1 млн, а вся компания была оценена в $675 млн на той же NASDAQ. 

Некоторые специалисты по ценным бумагам считают, что Softline хотят продать значительно дороже, чем она стоит на самом деле. Для оценки компании был заложен сценарий с долгосрочным ростом выручки на 10% в год и целевой операционной маржой операционной прибыли в 1,9%. При параметрах модели текущая полная стоимость компании оценивается в $1 млрд, за вычетом долга — $0,8 млрд, то есть на 47% ниже ожидаемой оценки на IPO.

© Habrahabr.ru