Постановка целей по технологии SMART: критерии, процесс целеполагания и возможные ошибки

169f479d3737c377f22da46070df9855.jpg

Почему важно уметь правильно ставить рабочие цели в компании? Дело в том, что постановка целей — один из основополагающих факторов деятельности в коллективе. Такая процедура позволяет четко определить, в какую сторону вы двигаетесь и чего именно хотите достичь. Ясная, четко поставленная цель станет ориентиром, помогающим принимать верные решения и планировать свои действия.

Сегодня поговорим о технологии SMART и как она помогает грамотно ставить цели в компании.

Целеполагание является важным в рабочем процессе и по другим причинам. Оно помогает:

  • работать усерднее, находя новые способы достижения поставленной цели,

  • быстрее и проще разработать план действий для достижения задуманного,

  • сфокусироваться на приоритетах, выведя нужные задачи на первый план,

  • правильно определить сроки, в которые результат будет достигнут.

Главный момент, который нужно учитывать в целеполагании — цель должна быть коллективной. Это, конечно, не исключает наличие индивидуальных целей, но все они должны в итоге работать на достижение общей. Именно конкретные и четкие задачи позволят сотрудникам сосредоточиться на поиске эффективных решений и максимально сконцентрироваться на результате.

В этой статье мы расскажем о методе постановки целей по технологии SMART: рассмотрим е особенности, поделимся алгоритмом и предупредим о возможных ошибках.

Критерии целеполагания методике SMART

Само название метода — англоязычная аббревиатура, состоящая из первых букв критериев, которые необходимо учитывать при постановке целей:

S — Specific

M — Measurable

A — Achievable

R — Relevant

T — Time bound

Рассмотрим каждый из них подробнее:

Specific — конкретный

Цель должна быть сформулирована так, чтобы каждый понимал её одинаково без необходимости углубляться в детали. Для этого задача должна:

  • содержать точный ответ на вопрос «что делать?» — например, повысить средний чек при заказе через сайт;

  • подразумевать один конкретный результат, а не несколько разных: например, повысить средний чек — это одна цель, а повысить средний чек и увеличить продажи — две разные цели.

Measurable — измеримый

Речь идет о том, что результат должен иметь критерии для оценки — KPI. Например, поставлена цель «увеличить средний чек на 30%». Если чек вырастет на 30%, то задача выполнена на 100%, а если на 15% — то лишь наполовину. Такой подход поможет не только оценить, насколько сотрудники справились с задачей, но и поставить цели на будущее, с новыми KPI.

Achievable — достижимый

SMART‑цель должна укладываться в реалистичные сроки и опираться на объективные показатели: например, предыдущий опыт или средние цифры по рынку.

Не стоит устанавливать отделу продаж план в три раза выше, чем в предыдущем месяце, если до этого их показатели росли примерно на 20–30% в месяц.

В таком случае возрастет риск не добиться нужных результатов и, вдобавок, демотивировать команду. При этом, занижать цели тоже не нужно. Они должны быть амбициозными, чтобы компания росла, а команда развивала свои навыки.

Relevant — значимый

Важно, чтобы цель соответствовала глобальной стратегии и миссии компании. В случае, если перед компанией стоит задача выйти на новый рынок, то каждая микроцель (запуск кампании в соцсетях, коллаборация с другими брендами и т. д.) должна приближать команду к достижению глобальной задачи.

Time bound — ограниченный по времени

Оптимальные сроки для целей по SMART — три, шесть или двенадцать месяцев. Если выбрать слишком короткий период, за это время будет сложно достичь каких‑то значимых результатов. За чересчур длинный срок о цели могут забыть, или же она вообще потеряет смысл. Также, если забыть установить срок выполнения задачи, то сотрудники будут откладывать ее выполнение и переключаться на другие, с понятными приоритетами во времени.

Алгоритм постановки целей по технологии SMART

Целеполагание по данному методу проводится в несколько этапов:

Проведение исследования.

Сначала нужно изучить продукт и компанию, рынок и конкурентов, а также — найти проблемные места и точки роста (например, уровень продаж или мотивация сотрудников).

Формирование целей.

Для каждой проблемной точки должна быть поставлена одна цель с одним достижимым результатом.

Проверка целей на соответствие методу SMART.

Для проверки нужно последовательно задаться следующими вопросами:

  • Достаточно ли конкретная и точная формулировка у цели? Нет ли у неё двойного значения или расплывчатых определений?

  • По каким KPI будет оцениваться результат?

  • Реально ли достичь цели в указанные сроки и с имеющимися ресурсами?

  • Как достижение этой цели поможет бизнесу? Соответствует ли она стратегии компании?

Назначение исполнителей.

Даже если цель ставится для всей команды, нужно распределить коллег таким образом, чтобы каждый сотрудник отвечал за определенный этап и отчитывался о результатах. В противном случае возможно возникновении ситауции, когда коллеги будут перекладывать ответственность друг на друга.

Установка сроков и точек контроля.

Помимо определения финального срока, при работе с масштабными задачами допускается установить промежуточные даты — с их помощью легче контролировать процесс работы над задачей. В случае, если вводные данные изменятся, будет легче скорректировать сроки и используемые ресурсы.

Фиксация договоренностей.

Поставленную задачу необходимо оформить в текстовом виде, добавив в ее «карточку» срок выполнения. Для этого подойдет рабочий онлайн‑органайзер: Trello, Google Calendar или Jira.

Возможные ошибки при постановке целей по SMART

Поскольку технология работы с целями по методу SMART непростая и многоэтапная, в процессе, конечно, возможно допустить различные ошибки. Рассмотрим их подробнее и расскажем, что делать, чтобы их избежать.

Завышенные ожидания

Связана эта проблема, в первую очередь, с недостаточно четкой и детальной постановкой цели. Задача руководителя в этом случае — объяснить всё так, чтобы каждый понял механизм дальнейших действий правильно. Также стоит дополнительно обсудить сроки выполнения задачи и инструменты, которые понадобятся для ее решения.

Чтобы не допустить подобной проблемы, советуем задавать исполнителям соответствующие вопросы в открытой форме.

Отсутствие гибкости

В процессе работы над задачей вводные могут меняться — урезается бюджет, уходит часть исполнителей или стратегия компании меняется в целом. Для руководителя проекта важно вовремя отслеживать такие изменения и уметь перестраивать цели и рабочие процессы. В некоторых случаях от поставленной задачи и вовсе придется отказаться. К примеру, в компании ведется работа над внедрением локального ПО с дополнительными серверами и собственной службой поддержки, и в какой‑то момент становится ясно, что дешевле и проще воспользоваться облачным сервером, арендуя его у сторонней компании.

Отсутствие мотивации

Иногда бывает так, что даже при четко сформулированной цели и сроках у сотрудников отсутствует мотивация к выполнению задачи — так происходит, если они не видят каких‑либо ощутимых преимуществ в итоге. В таком случае рекомендуется выделить премию за достижение цели или ее части.

Много разных целей в одной

Слишком объемную задачу лучше разделить на несколько мелких и распределить их между разными сотрудниками, а не отдавать все это одному человеку.

Нереалистичные сроки

Как мы уже говорили, срок выполнения задачи должен быть реалистичным — не стоит давать две недели на выполнение процесса, который раньше занимал два‑три месяца. Кроме того, при постановке сроков по задаче рекомендуем закладывать дополнительное время на случай форс‑мажора — хотя бы пару недель.

Надеемся, данное руководство по постановке целей принесет вам пользу. Целеполагание по технологии SMART улучшает планирование рабочих процессов, повышает мотивацию сотрудников и способствует успешному завершению проектов. Это, в свою очередь, создает базу для устойчивого развития компании в современной динамичной среде.

© Habrahabr.ru