Последствия пандемии в ИТ: удаленка, зарплаты, вакансии
Про последствия пандемии для ИТ-компаний как-то не принято говорить. Считается, что среди других бизнесов именно программная разработка была лучше всего подготовлена к разобщению мира, закрытым границам и массовому выносу стульев, мониторов и ноутбуков для надомного труда. И первое время, пока вирус косил один бизнес за другим, казалось, что ИТ-сфера справляется с современными вызовами лучше всех. Спрос на программную разработку вырос, но вместе с ним обострилась проблема нехватки кадров, стали разогреваться зарплаты разработчиков, а удаленка постепенно утратила свой шарм. Пандемия сильнее ударила по ИТ, чем кажется. Мы попросили представителей индустрии рассказать о ключевых трендах двух пандемийных лет: что хорошего и плохого появилось в ИТ-индустрии из-за пандемии и могут ли стать произошедшие изменения необратимыми.
«Пандемия сильно поменяла образовательный процесс»
Пандемия отразилась прежде всего на процессе подготовки специалистов. Этот тренд эксперты называют самым важным, ведь он повлияет на разработку в долгосрочной перспективе. Проще говоря, специалисты, которые обучались в разгар пандемии, очень скоро придут в индустрию и возникнет вопрос, а было ли их образование действительно качественным.
«Пандемия сильно поменяла образовательный процесс, и я не уверен, что он вернется до конца обратно в оффлайн. Дело в том, что онлайн-образование — это немного другое образование, а у студентов явно есть потребность в живом общении с преподавателем. Аналогичная потребность есть и у преподавателя. Лекции, которые проводятся онлайн, воспринимаются как видеозапись, нет обратной реакции. И преподаватель не может адаптироваться к группе студентов, потому что они все разные. Я не уверен, что образовательный процесс полностью вернется к формату, который существовал до пандемии», — говорит заместитель директора Института информационных технологий, математики и механики Университета Лобачевского (Нижний Новгород) Дмитрий Шапошников.
«Мы рискуем потерять командную работу»
Еще один тренд пандемии как раз связан с отсутствием достаточной коммуникации. Как и в случае с образованием, проблемы с «обратной» связью есть и в ИТ-компаниях. Заместитель генерального директора SWTecNN Дмитрий Клочков считает, что пандемия частично разрушила налаженный процесс в командном взаимодействии.
«Пандемия подтолкнула руководство компаний к удаленной работе. Во многих компаниях раньше очень сильно сопротивлялись этому. А тут, в момент, когда некоторые предприятия оказались на грани закрытия, именно руководство приняло решение организовать работу удаленно. И у многих это получилось, вплоть до того, что с работы выносили столы и стулья, а не только компьютеры. Во-вторых, многие неохотно уходили из офисов. Есть люди, которые все два года пандемии не переставали работать в офисе, причем не в силу производственной необходимости. Люди слезно просились, чтобы их пустили работать в офисе. И эти две разнонаправленные тенденции поменяли организацию работы. Очень плохо потерять обратную реакцию не только в образовательном процессе. Лучше всего, когда люди объясняют материал возле доски с цветными фломастерами, разговаривают друг с другом. Мы рискуем потерять одну из основных идей программной инженерии — командную работу. Есть ряд задач, по которым можно работать в одиночку дома и общаться только с Jira. А есть ряд проектов, которые не позволяют решать задачи без командного участия. Поэтому те, кто имеет успешный опыт командной работы, хочет вернуться в офис», — говорит Дмитрий Клочков.
По его словам, сейчас многие компании перешли на гибридный режим, когда люди работают в офисе несколько дней в неделю.
«Единственное, о чем мы продолжаем их просить, — это сообщать о своем графике, ведь вирус никуда не ушел. И если человек в назначенное время в офисе не появился, он, скорее всего, заболел. Но очень многие при этом плодотворно работают из дома, приезжая в офис только для настройки оборудования. И этому было достаточно трудно научиться: сложно работать дома и уметь прерываться. За 2,5 года это умение пришло и, думаю, режим работы ИТ-компаний поменяется. Формат работы будет одновременно и офисный, и удаленный», — отмечает эксперт.
«Исчезает потребность в личном общении»
Гибридный режим работы становится устойчивым трендом. А это ведет к сокращению офисных помещений, вряд ли в будущем ИТ-компании смогут похвастаться большими офисами в центре города. Пандемия серьезно сократила офисные метры, и это далеко не предел.
Руководитель центра разработки Artezio в Нижнем Новгороде Дмитрий Паршин рассказывает, что компании уже пришлось отказаться от части офисных помещений в Нижнем Новгороде.
«Мы понимаем, что шансов полностью восстановить формат работы, который был до пандемии, практически нет. Соответственно, нет смысла содержать офисные помещения, которые не востребованы сотрудниками. Люди привыкли работать удаленно, у них практически исчезает потребность в личном общении. Часть рабочего процесса, когда можно было обсуждать задачи за перекурами в непринужденной обстановке, исчезла. И, скорее всего, это усложняет решение рабочих задач и снижает эффективность и производительность. Что касается пандемии, то то заболеваемость есть и в настоящее время, не исключено, что определенные ограничения, связанные с эпидемиологической обстановкой, еще вернутся».
«Есть чисто психологическое выгорание»
Один из негативных трендов пандемии — психологическая усталость от удаленной работы. Если в самом начале пандемии удаленка воспринималась очень позитивно, то спустя несколько лет слышать восторженные отзывы приходится не часто.
Дмитрий Клочков считает, что пандемия стала причиной психологического выгорания людей.
«Они не могли не переключиться на режим круглосуточной работы. Это когда ты встал и сел за компьютер, поел ― и снова к компьютеру. Люди от такого режима действительно уставали. Посещение офиса в этом плане предусматривает какую-то разрядку. Но все сугубо индивидуально: кто-то не сумел организовать свою работу, кому-то до сих пор приходилось помогать и учить».
Это мнение подтверждает и Дмитрий Паршин.
«Были случаи выгорания от неумения организовать свой рабочий день либо невозможности создания для себя нормальной рабочей обстановки дома. Происходит некое размытие границ рабочего дня, когда ты можешь заниматься работой, а когда должен посвятить время домашним проблемам. Очень часто возникал эффект, когда человек должен был работать больше, так как он теряет ощущение времени, которое он отработал. Вроде он понимает, что должен отработать восемь часов, но где эти часы начались, где закончились ― неизвестно. И это подсознательно заставляет человека работать больше. Это, конечно, отрицательный момент удаленки», — сказал он.
«На удаленке работают с меньшей производительностью»
Стоит отметить, что еще до пандемии в контексте перехода на удаленную работу и сокращенную неделю были опубликованы исследования шведской компании, где отмечалось, что после трех месяцев на удаленке наблюдается снижение производительности труда. Якобы проходит эйфория, удаленка становится привычным, а иногда обременительным делом. Но у всех компаний условия работы разные, равно как и тип задач. Какие-то подразумевают тесную работу в команде, обсуждения на разных стадиях проекта. А есть проекты, на которые команда собирается из людей, работающих удаленно.
«Все очень индивидуально, но в целом у меня впечатление, что люди по тем или иным причинам на удаленке работают с меньшей производительностью, если бы они приходили в офис. У нас были просьбы от сотрудников, которым нужно было вернуться в офис, чтобы создать для себя формальные временные рамки работы и отдыха. Четкой грани между семьей, работой и отдыхом в удаленке не хватает. И многие люди лишились иллюзий, что они обладают способностями к самоорганизации в таких условиях. До пандемии удаленка рассматривалась часто как некий бонус для сотрудника. Многие полагали, что могут работать вне офиса, и добивались того, чтобы им разрешили работать из дома. Сейчас удаленка стала привычкой, и люди не хотят от нее отказываться. Но если мы говорим с точки зрения организации рабочего процесса и эффективности работника, то я считаю, что удаленка — это в большинстве случаев отрицательный результат», — рассказывает Дмитрий Паршин из Artezio.
«В идеале работнику достаточно найти любой свободный «терминал»
С начала этого года многие ИТ-компании заговорили, что нужно постепенно возвращаться к проверенной временем модели работы в офисе. Но, если объявить удаленку можно было довольно быстро, то собрать людей в офисы оказалось не самой простой задачей. Проблема в том, что формат удаленной работы оказался довольно популярным. Это стало причиной появления нового пандемийного тренда — гибридного формата работы.
«Мы с радостью вернем в офис всех желающих. Для тех, кто желает работать в гибридном формате, мы хотим организовать работу так, чтобы человек мог работать не только из офиса или дома, но и из любого места, где есть доступ в интернет. То есть мы бы хотели под каждого специалиста сохранить на сервере его рабочее окружение, с которым он мог бы продолжать работать из любой точки. Увы, пока с реализацией этой идеи у нас есть определенные проблемы. Те ИТ-продукты, которые доступны и экономически оправданы, очень ущербны в своей функциональной реализации. Продукты, которые полностью соответствуют нашим запросам, пока не доступны по экономическим причинам. Есть разные варианты решения задачи, включая выдачу персональных ноутбуков. Но это не дает того уровня свободы, на который нам бы хотелось выйти. В идеале работнику достаточно найти любой свободный «терминал», ввести пароль и спокойно продолжать работать с того места, где он закончил раньше. Может быть, в связи с распространением удаленки для айтишников сделают доступный, простой и функциональный продукт, который позволит это реализовать», — сказал Дмитрий Паршин.
«Локальный зарплатный максимум в ИТ»
За последние два года зарплаты в ИТ существенно выросли. Рост стал следствием кадрового кризиса на рынке. Благодаря пандемии вырос спрос на цифровые инструменты и решения со стороны бизнеса. Многие ИТ-компании получили дополнительные заказы, а под новые проекты потребовались и разработчики. В итоге конкуренция за кадры привела к росту заработной платы в ИТ. Но все может измениться. Эксперты полагают, что вслед за повышением уровня оплаты последует спад.
«Что касается уровня оплаты труда в ИТ, то сейчас у нас наблюдается если не глобальный пик, то локальный зарплатный максимум. В ближайшее время размер заработной платы в ИТ будет если не снижаться, то стагнировать по отношению к уровню оплаты труда в других сегментах экономики. И это связано с тем, что ожидается резкое снижение инвестиций не только в российской экономике, но и во всем мире. Слишком много других проблем сейчас накопилось в мире. Они являются более приоритетными, чем модернизация бизнес-процессов или цифровизация производств. Возможно, сейчас будут решаться другие задачи», — говорит Дмитрий Паршин.
А как считаете вы? Поделитесь в комментариях.
Если вы хотите узнать мнение экспертов по другим аспектам развития информационных технологий в пандемию, посмотрите запись онлайн-дискуссии, цитаты из которой приведены в этой статье, на Youtube.
Можно подписаться на канал Artezio, ведь мы проводим экспертные стримы регулярно. А еще мы в постоянном поиске талантливых разработчиков. Актуальные вакансии можно посмотреть тут. Приглашаем в нашу команду!