Последствия блокировки для Telegram
Привет, GeekTimes! Вот уже прошла неделя с начала противостояния Telegram и Роскомнадзора. Признаюсь, я очень ждал окончания некого периода с момента блокировки, дабы понаблюдать за последствиями. Будут ли они такими же положительными для Telegram? А почему такими же и почему положительными? — Потому, что прецедент уже был.
Продублирую запись июля 2017 года из своего канала @Groks:
Вероятно, все уже слышали про блокировку Телеграма в Индонезии. Меня же поражает то, как увеличивается рост загрузок приложения на фоне этих новостей, особенно в странах где блокируют это самое приложение. На изображение выше приведены 2 графика Rank History по версии AppAnnie для устройств на iOS и Android.
В России рост начался с соответствующих заявлений Роскомнадзора в конце июня. В Индонезии — с новостей о местных группировках ИГИЛ, которые пользуются сервисом Дурова. Одну из таких я нашёл 23 июня на Malay Mail Online. Ещё характернее пики, ставшие следствием темы блокировок, заметные на Google Trends. И немудрено, ведь об этом глаголят все: WSJ, CNN, ABC, Fortune, Reuters, BBC, Washington Post, New York Times и многие другие.
Запретный плод сладок
Telegram и VPN топики в Google Trends
Наверное, только полностью изолированный от интернета и телевидения человек не в курсе последних событий. Цифровое сопротивление распространилось по всей стране. Согласно Google Trends, запросы, относящиеся к VPN выросли кратно. Но что происходит с самим Телеграмом в России?
Рейтинг позиций Telegram и Telegram X в США для Android
Если верить SimilarWeb то его Android аудитория растёт, ибо растут загрузки Telegram X в Google Play. Правда в App Store наблюдается небольшое падение. Также стоит упомянуть данные от Combot, TGStat и Telemetr. Эти сервисы свидетельствуют об увеличении дневного охвата каналов на 20% и приросте подписчиков на 39%.
Получается, что в целом ситуация стабильная или даже позитивная для нашей страны. С Россией разобрались. Но ведь новость о блокировке с упоением цитируют столпы западной медиасферы. Посему дюже любопытно узнать, повлияла ли такая ненавязчивая реклама на популярность Телеграма там, в США?
Рейтинг позиций Telegram и Telegram X в США для iOS
Обращаю внимание, что если в России Telegram X поднялся с какого-то до 70-го места, то в США до 6 в App Store! Более того, похожее явление наблюдается в Великобритании, Канаде и Австралии. А это, как правило, самые сложные и дорогие рынки. Идём дальше:
Рейтинг позиций Telegram и Telegram X в США для Android
При попытке получить данные о позициях в Google Play повстречался баг SimilarWeb или опредёленная специфика сервиса, сути которой я не понимаю. В параметрах указано 2 клиента Телеграма, а график строится только по одному. Однако тенденция к росту также заметна. Причём не только в США, но и в перечисленных выше англосаксонских странах.
Не менее интересно происходящее в Европе. Для отображение группы стран на одном графике я перешёл в App Annie и выбрал лишь те государства, где в известной степени Telegram пользовался популярность изначально (Германия, Италия, Испания). Тут не всё так наглядно, но очевидно, что справа уже, чем слева (я профессионал). Значит рост есть как и во многих других регионах планеты, до которых доходят наши новости об РКН.
App Store
Апофеоз
Сейчас всё кажется очевидным, но насколько же это гениально — построить маркетинг Телеграма на безопасности, усиливая это образом беженца из «железного занавеса». Любое ограничение этой безопасности для граждан является вопросом свободы, который массово тиражируется в СМИ. Исключая конспирологические неясности, уверен, что тут ещё удачно ложатся карты. Имею в виду популярность продукта у запрещённых группировок и противодействие этому со стороны государств.
Удивляет меня и человеческая сущность, а точнее наши с вами поведенческие факторы и мотивы когерентности. Использование Телеграма террористами становится гарантом конфиденциальности сервиса. Хотя я убеждён, что для подавляющего большинства безопасность это больше «яркая упаковка», нежели главная ценность содержимого (если вы не правонарушитель).
Вспомните ту знаменитую рекламу Macintosh в 1984 году, показанную на Super Bowl. Стив Джобс играл нам том же: «Большой Брат», голубой гигант IBM, тотальный контроль и Apple, как полное противопоставление этим явлениям. Тогда интернета как такового не было, а стереотипы и страхи были. А идентифицированы мы все уже давно, как минимум по паспортам.
Если разложить любой бренд на смысловые слои, мы непременно найдем в центре его коммуникации как минимум один из человеческих пороков, такой как лень, жадность, себялюбие или страх, которые по своей сущности являются базой товарно-денежных отношений. А копнув еще глубже, мы попадем в царство подсознания, во многом отвечающее за нашу безопасность и базовое поведение.