Последний вдох Пацаева
50 лет назад экипаж космического корабля «Союз-11» после разделения отсеков корабля трагический погиб во время посадки. Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев возвращались без скафандров, при разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте они не смогли пережить условий околокосмической разреженной атмосферы. Память об их полёте была увековечена в названиях трех космических судов флота Службы космических исследований, но и стальные красавцы не все смогли пережить «разделение Союза». Сегодня важно сохранить последнего «Пацаева», как свидетеля ранней эпохи покорения космоса.
Когда китайский Chang’e 5 в прошлом году отправился в свой триумфальный полет за лунным грунтом, с Земли его провожали суда серии Yuan Wang.
Сегодня только Китай обладает флотом океанских судов-ретрансляторов, которые сопровождают пролетающие над океаном космические аппараты. Когда-то такой флот был и у Советского Союза, но сейчас остался только один — научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев».
«Пацаев» — последний сохраненный корабль из некогда знаменитого флота Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР.
Помню как мальчишкой зачитывался книгами об освоении космоса и любовался иллюстрациями впечатляющих судов с гигантскими спутниковыми тарелками на борту. «Космонавт Юрий Гагарин» с открытыми параболическими антеннами или «Космонавт Владимир Комаров» с огромными «пузырями» радиопрозрачных укрытий антенн выглядели как первые вестники передового высокотехнологичного будущего.
На их фоне «Виктор Пацаев» смотрелся скромно, и не оставил никаких детских воспоминаний. Но сегодня время поговорить о нём, т.к. он последний выживший. История гибели остальных грустна и трагична.
Для чего нужны такие суда? Космический аппарат или даже пилотируемый корабль — это автоматическое устройство, которое летит по заложенной программе. Для контроля выполнения программы полёта спутники передают по радио на Землю телеметрию — информацию с различных датчиков о своем состоянии. Температура, заряд аккумулятора, данные об ориентации, давление в топливных баках, и много-много иных характеристик. Если произойдет какой-либо сбой и аппарат будет потерян, то именно по анализу телеметрии инженеры будут ставить «диагноз» или искать способ исправления ситуации. Спутники также собирают научные данные в космосе, а экипажу нужна связь с землей. Для приема телеметрии, научных данных и обмена информацией нужны наземные радиостанции. Для передачи команд на летящий в космосе корабль или аппарат также нужны ретрансляторы.
А Земля — это шарообразное тело, и спутник на низкой околоземной орбите оборачивается вокруг планеты примерно за 90 минут. Для наблюдателя с поверхности, спутник пролетит от одного до другого края горизонта примерно за 7 минут. То есть столько одна наземная станция способна поддерживать связь с околоземным аппаратом. Остальной путь по орбите спутник проделает без «присмотра», а переданная им телеметрия в прямом смысле уйдет в песок. Земля еще и вертится, поэтому за 90 минут положение наземной станции сместится на сотни километров, и на следующем витке спутник хотя еще будет в пределах досягаемости, но уже ближе горизонту, а третий виток пройдет уже за горизонтом. То есть для поддержания связи с космическими аппаратами нужно много наземных станций по всему земному шару.
Даже если у вас самая большая страна в мире, с помощью наземных станций постоянной связи с космосом не добиться ведь 2/3 поверхности Земли — это вода. Решения тут может быть два: либо создавать принимающие и передающие станции на воде, либо размещать ретрансляторы в космосе. Например, Китай создал свой океанский космический флот, а у NASA для этих целей есть три спутника TDRS на геостационарной орбите. Благодаря им можно поддерживать связь с низколетящим спутником практически по всей его траектории.
У России есть похожая система «Луч», но она закрывает не весь земной шар. Однако её достаточно, чтобы «Роскосмос» решил отказаться от «Пацаева». Хотя в некоторых случаях, наличие океанского судна могло бы помочь, так при запуске «Фобоса-Грунта» ученые просили астрономов-любителей всех стран присмотреть за нашей станцией.
Всего несколько лет назад «Пацаев» ещё служил нашей космонавтике, даже не покидая своей стоянки в Калининграде. Он был самым западным звеном в наземной цепочке Командно-измерительных комплексов, протянувшихся по России. Его антенны отслеживали перемещение МКС по небосводу, и космический ветеран давал связь даже на пенсии.
Но несколько лет назад «Роскосмос» построил новую наземную станцию, на самом западе Калининградской области, и «Пацаев» стал окончательно не нужен в качестве ретранслятора.
Кроме прямой космической работы «Виктор Пацаев» долгие годы выполняет другую, не менее важную — образование и сохранение памяти о первых десятилетиях советского покорения космоса. Судно занимает место у причала «Музея Мирового океана» в Калининграде, принимает экскурсии, команда проводит занятия и поддерживает оборудование в работоспособном состоянии.
К сожалению, в современном мире эта деятельность нерентабельна. Пока «Пацаев» работал как наземная станция, то получал финансирование от госкоспорации, но сейчас стал «непрофильным активом».
Ситуацию усугубила реорганизация Федерального космического агентства в госкорпорацию «Роскосмос», и сокращение её финансирования. Руководство госкорпорации предлагает новые амбициозные проекты: лунная программа, многоспутниковые группировки, околоземная посещаемая станция, ядерный буксир… и музейная деятельность никак не входит в эти планы.
Госкорпорация рада бы снять с баланса судно, и отдать кому-нибудь, но никто не берет. Точнее желающие есть, на горизонте появлялось какое-то ООО, которое обещало сделать из судна туристический объект, но этим планам не поверили ветераны космического флота. Их стараниями судну было присвоено звание Объекта культурного наследия, а Минобороны пообещало без перемещения включить судно в состав морского филиала парка «Патриот», который создают в Кронштадте.
Только у военных было одно условие — перед передачей в «Патриот» судно должно пройти капитальный ремонт. Требуется на это около миллиарда рублей. У ветеранов космического флота столько денег нет, но они держатся, и вместе с ними пока держится «Космонавт Виктор Пацаев», хотя и в полной неопределенности. Судно ветшает, хотя и продолжает принимать экскурсии, но как долго это продлится никто не знает, так что будете в Калининграде, не упускайте возможности взглянуть на этот памятник исчезнувшей цивилизации.