Пошаговый джуновский гайд по поиску работы в IT
Привет, Хабр!
В начале этого года я написал коротенький мануал по поиску работы и выложил у себя в блоге. Гайд сделан для новичков после курсов или «свитчеров», кому трудно представить себе путь от первого отклика в hh.ru до собесов и оффера.
Судя по отзывам, кому‑то моя инструкция заменила пару платных карьерных консультаций. Гайд скачали уже больше сотни человек и я решил поделиться им здесь чтобы местные новички смогли быстрее решить свои проблемы.
Гайд поможет если вы:
Недавно попали в айти и у вас мало опыта
Откликаетесь, но никто не зовет на интервью
Приходите на собеседование, но валитесь на вопросах
Думаете сменить работу, но не знаете, как сделать первый шаг
После прочтения вы сможете:
Составить свой ТОП работодателей, где хотелось бы работать
Собрать карту своих навыков
Улучшить своё резюме и повысить конверсию в интервью, написать сопроводительное письмо и сделать 100+ откликов
Найти свои сильные и слабые стороны, написать себе шпаргалку с вопросами и натренировать рассказ о себе
Сформулировать цель поиска работы и понять, в какую компанию хотите устроиться
Семь шагов от откликов до оффера
Шаг первый: ставим себе цель
Цели ставить сложно и некомфортно, но они помогают вам фокусировать усилия на чем‑то одном и быстрее получать то, что хочется. Это работает и с карьерой.
Для начала задайте себе два вопроса и попробуйте на них ответить:
1) кем я хочу работать
2) что для меня самое важное на новой работе
На выходе должно получится вот что:
1) менеджер продукта
2) зарплата 150К-200К, удалёнка, белое оформление и ДМС
Выше всего лишь пример. У вас может быть другая позиция, другая вилка и другой список хотелок. Суть остается та же: разработчик вы, менеджер или маркетолог.
Попробуем сформулировать и записать вашу карьерную цель. Это можно сделать разными способами. Я предлагаю простой и удобный фреймворк SMART.
Давайте на примерах.
Цель курильщика: хочу на работу в ИТ.
Цель здорового человека: хочу устроиться в «Company name» менеджером продукта на вилку 150К-200К с удалёнкой, белым оформлением и ДМС.
В первом случае цель поставлена некорректно:
нет конкретики, ИТ большое
не ясно, какие условия хочется
не понятно, какую профессию рассматриваете
Во втором конкретики уже достаточно, чтобы начать работать над вашей хотелкой.
На месте «Company name» может быть любая компания. Если вы уже знаете, куда хотите на работу, это отлично. Если нет — не беда. Читайте дальше.
Шаг второй: составляем топ компаний
Откройте хедхантер, создайте табличку в экселе или гугл‑таблице и выпишите себе топ-10 компаний, где вы бы точно хотели работать. Вспомните про свои критерии поиска из шага номер 1. Выделите те компании, которые могут вам это предложить.
Ниже таблица с примером, что должно ориентировочно получиться. Если возникли сложности с составлением списка, воспользуйтесь моим, должно облегчить задачу.
Название | Роль | Ссылка в HeadHunter | Отклик |
Яндекс | Middle Product manager | Ссылка на вакансию | Да |
Альфа-банк | Senior Product manager | Ссылка на вакансию | Нет |
Skyeng | Middle Product manager | Ссылка на вакансию | Нет |
Тинькофф | Middle Product manager | Ссылка на вакансию | Да |
Шаг третий: собираем вашу карту скиллов
Посмотрите вакансии, которые подходят. Выпишите скиллы, которые просят в табличку. Выберите из них самые частотные. Затем проставьте цифры от 1 до 5 напротив каждого скилла, где 1 — почти ничего не знаю, а 5 — разбираюсь на отлично.
Будьте честны с самим собой. Чего‑то не знать это ок. Эта карта компетенций поможет вам чтобы понять, что идти прокачивать в первую очередь.
Для вдохновения можете воспользоваться готовым примером карты навыков для менеджеров продукта по этой ссылке.
Шаг четвертый: улучшаем резюме
Первое, что нужно уяснить про резюме — это его цель. Она простая и сложная одновременно: сделать так, чтобы вас позвали на собес.
Второе, что нужно помнить: у рекрутеров мало времени. Поэтому резюме нужно написать коротко и понятно, чтобы читая его по диагонали за 10–15 секунд, вас захотелось позвать на интервью.
У вас будет большой соблазн затолкать в резюме вообще весь опыт, включая стажировку в вузе десятилетней давности. Каждый раз, когда такое желание будет возникать, задавайте себе вопрос, насколько этот опыт подходит к вакансии.
Чек лист ниже поможет посмотреть на ваше резюме критическим взглядом. Возможно, вы выбросите из него много лишнего, или полностью переработаете.
Формат
Оформление резюме должно быть таким, чтобы не мешать задаче рекрутера быстро его изучить. Отсюда следует правило: чем проще, тем лучше. Пока у вас не очень много опыта и хочется быстро найти работу, используйте стандартную PDF из HH.RU.
Объем
Количество страниц в резюме это всегда баланс между количеством инфы, которую хочется в него запихать и временем рекрутера, который готов его потратить на чтение вашей писанины. Для российского рынка можно ориентироваться на 1–3 страницы.
Три страницы рекомендую оставлять только если вы проделали вот такое упражнение: посмотрели на резюме, задали себе вопрос «что тут можно выкинуть?» и если ответ «ничего», оставляйте все три.
Название должности
Здесь одно простое правило: название должности в резюме должно совпадать с названием в вакансии. Если откликаетесь на менеджера продукта, то и в заголовке резюме должно быть «менеджер продукта». Не заставляйте эйчара думать. У него и так много работы.
Фотография
Ничего не поделать, люди хотят заранее знать, с кем придется иметь дело. Лучше бы ей там быть. Чтобы понять, какую фотку поставить, открываете в Linkedin десяток публичных страничек с оформленным профилем (название должностей, обложка и т. д.) и смотрите на их фото. Скорее всего, оно «как на паспорт, только повеселее и с улыбкой». Это и будет ваш референс. Делаете похожее и вы неотразимы.
Конкретика
Напишите чем конкретно вы занимались на работе, за что отвечали и каких результатов получилось достичь. В идеале, использовать цифры.
Например:
Отвечал за раздел сайта Х, основные метрики были конверсия в корзину и средний чек.
Сделал фичу Х и поднял конверсию с 1,5% до 2%.
Переработал всплывающее окно Y и повысил средний чек на 5%.
Зарплата
Если планируете ходить на тренировочные интервью ко всем подряд, то ЗП можно не указывать. Это позволит чуть расширить вашу воронку и получить больше внимания.
В остальных случаях рекомендую указать конкретное число. Не вилку. Чтобы снизить потенциал торга не в вашу пользу.
Шаг пятый: пишем сопроводительное письмо
Это еще одна точка контакта с рекрутером. Используйте ее с мудростью. У сопроводительного есть четыре задачи.
Быстро объяснить, почему именно вы подходите на эту позицию
Напишите несколько предложений без «воды» о том, как именно ваш опыт «встраивается» в требования вакансии.
Подсветить вашу мотивацию работать в компании
Здесь надо рассказать о том, почему вы хотите откликаетесь именно сюда. Самый простой путь — описать свой подход к поиску работы, цели и критерии, которые мы обозначили в шагах 1 и 2.
Путь посложнее (если вам действительно интересен работодатель) — сделать то же самое + потратить время на ресерч и поиск «крючков».
Например, можно написать, что вам интересен вектор развития компании. Чтобы его понять, погуглите свежие пресс‑релизы и интервью основателей, посмотрите отчеты за последний год, почитайте отраслевые новости, где упоминается компания.
Рассказать о важных штуках про вас, которые не влезли в резюме
Когда вы сокращали свое CV, то скорее всего что‑нибудь выкинули. Важное, но не критичное. Можно попробовать аккуратно это вставить в ваше письмо.
Отработать возражения рекрутера, которые могут появиться
Например, вы несколько лет работали в стартапе, а сейчас подаетесь в корпорацию. Будет здорово, если вы уже в сопроводе расскажете о том, что прекрасно понимаете, куда идете и сможете быстро адаптироваться в новом формате работы.
Шаг шестой: отправляем отклики
Для начала, нужно немного снизить ваши ожидания. Отказов может быть не просто много, а неприлично много. В среднем случае, ориентируйтесь на 150–200 откликов от начала поиска до оффера. Начинайте откликаться. Необходимый минимум: на 25 вакансий в неделю. Это позволит уже через неделю пробовать делать первые выводы.
Задача этих откликов — замерить вашу конверсию и потренироваться проходить интервью.
Шаг седьмой: собираем офферы
Ваш путь от откликов до оффера в новой компании можно представить как перевернутую пирамиду. На самом верху такой «воронки» ваши отклики, чуть ниже интервью с HR, ниже тестовое задание или техническое интервью и предложение о работе.
Этапы могут отличаться. Например, в корпорацию можно проходить все этапе месяц, а в стартап устроиться за 3–5 дней.
Общие правила работы с воронкой найма простые:
Чтобы получить больше офферов на «выходе», нужно поместить в воронку больше откликов на «входе».
Улучшать количество и качество ваших офферов нужно через улучшение каждого этапа воронки.
Начинать улучшение воронки нужно с «конца» — с самого последнего этапа, где вы завалились.
Например: вы сделали 2–3 десятка откликов и нет ответа — скорее всего, дело в резюме или сопроводительном
На интервью зовут, говорите с эйчаром, но потом вас «сливают» — нужно усилить и натренировать рассказ о себе, подготовить ответы на популярные вопросы, прокачать уверенность в диалоге
Другой кейс: откликнулись, поговорили с эйчаром, пришли на техническое интервью с менеджером и не пролезли дальше. В этом случае нужно попробовать взять обратную связь чего вам не хватило и идти качать недостающее.
Не пытайтесь прокачивать сразу все этапы вашей воронки. Фокусируйтесь на одном, самом проблемном. После того, как почувствовали улучшения — переходите к следующему.
Удачи в поисках!
Забирайте этот гайд в PDF вместе с подборкой полезных ссылок у меня в Телеграме. Там же можно найти и другие посты про прокачку айтишной карьеры: