Популярность средств веб-аналитики
Весной и осенью от имени IAB Russia выпускается карта экосистемы инернет-рекламы и мобильной рекламы. По состоянию на 22 апреля (в версии, приуроченной к РИФ 2014) вкладка веб-аналитики на ней выглядит так.
В нынешние времена то, что раньше было фактоидом (то есть событием, существующим только в мире медиа), уже выполняет функцию факта, вот как и эта карта русского digital. Хотя любому видно, что на схему, где столь мало места для логотипов, попали некоторые нераспространенные у нас средства веб-аналитики, и не попали системы, которые действительно заметны в Рунете.
Нам, Openstat, очень легко подкрепить интуитивное ощущение точными данными количества доменов с установленными системами веб-аналитики — фактами. У нас есть отчеты, полученные краулером Openstat, который обнаружил интернет-счетчики почти на 2 млн. сайтах.
С августа 2013 года краулер Openstat индексирует Рунет, Байнет, Уанет. Общий объем анализируемых данных 5,69 млн. хостов, но фактически краулер индексирует 4,6 млн. «живых» доменов Рунета, дающих ответ 200 Ok. На проиндексированных страницах выделено около одной тысячи сигнатур, соответствующих электронным способам оплаты, CMS, кодам рекламных сетей, средств веб-аналитики и т.д. Собирается также много технометрик, для которых также можно найти подходящие хабы на Хабре. В результате обработки подобных данных составляются различные отраслевые отчеты, с указанием, к примеру, числа сайтов с формами оплаты электронных денег, карт на сайт или интернет-счетчиков, которые стали темой этой записи.
К концу 2013 года соотношения между лидерами выглядели так, что скорой смены мест в первой семерке средств веб-аналитики не ожидалось.

Тогда как, к примеру, в Байнете смена лидера уже назревала

и вскоре действительно произошла (см. предыдущую заметку на Хабре).
Что касается редких в нашей сети систем веб-аналитики, то на карте IAB Russia обозначены
ClickTale 464 Oh My Stats 438 AT Internet 334 KissMetrics 322 и не обозначены («пиво отпускается только членам профсоюза»)Рейтинг_Mail.ru 238644 Openstat 139079 Hotlog 69856 Рейтинг_Mail.ru — в основном действительно только рейтинг, а не средство веб-аналитики, и этим хоть как-то можно оправдать его отсутствие в разделе.Однако обращает внимание второе подряд отсутствие Openstat, который не только занимает по распространенности место в шестерке, но и превосходит в некоторых компонентах сервиса бесплатную версию Google Analytics (к примеру, можно назвать отсутствие семплирования при расчете конверсий в Корзинах интернет-магазинов; наличие одновременно как идентифицированного, так и универсального счетчиков; возможность привязки в аналитику внешних данных, к примеру, из биллинга).Полный отчет Openstat по веб-аналитике включает распространенность в нашей сети 187 систем — отдельно на первых и вторых страницах с августа 2013 по март 2014 ежемесячно. Для того, чтобы дать хоть сколько-нибудь читабельную таблицу, пришлось обрезать данные по половине месяцев и по 64 самым популярным системам и представить статистику только для главных страниц.
декабрь 2013
январь 2014
февраль 2014
март 2014
Liveinternet
888696
Liveinternet
803318
Liveinternet
822316
Liveinternet
855343
Яндекс.Метрика
761293
Яндекс.Метрика
721770
Яндекс.Метрика
767915
Яндекс.Метрика
797972
Google Analytics
469475
Google Analytics
485131
Google Analytics
485097
Google Analytics
490118
Rambler's Top100
259209
Rambler's Top100
241124
Rambler's Top100
242399
Rambler's Top100
243038
Рейтинг_Mail.ru
244815
Рейтинг_Mail.ru
229349
Рейтинг_Mail.ru
235690
Рейтинг_Mail.ru
238644
Openstat
138266
Openstat
134153
Openstat
142748
Openstat
139079
Hotlog
73759
Hotlog
68518
Hotlog
69831
Hotlog
69856
Яндекс.ТИЦ
18038
Яндекс.ТИЦ
16671
Яндекс.ТИЦ
16605
Яндекс.ТИЦ
16480
Bigmir
17849
Bigmir
16430
Bigmir
16010
Bigmir
15738
New Relic
11468
New Relic
12866
New Relic
12351
HIT.UA
9989
HIT.UA
10524
HIT.UA
9984
HIT.UA
9823
I.UA
8834
I.UA
9500
I.UA
8999
I.UA
8953
New Relic
8524
TNS-counter.ru
8258
TNS-counter.ru
7980
Piwik
7679
TNS-counter.ru
7957
Piwik
8079
Piwik
7435
MyCounter
6235
Piwik
7788
MyCounter
6357
MyCounter
6199
TNS-counter.ru
4430
MyCounter
6171
All.BY
4646
Акавита
4075
All.BY
3973
Акавита
3944
Акавита
4436
All.BY
4017
Акавита
3859
All.BY
3921
Flag Counter
3755
Flag Counter
3599
Flag Counter
3680
Flag Counter
3631
Whos.amung.us
3644
Whos.amung.us
3277
Whos.amung.us
3337
Whos.amung.us
3316
TUT.BY
3144
TUT.BY
2764
TUT.BY
2752
TUT.BY
2692
Quantcast
2564
Quantcast
2466
Quantcast
2435
Quantcast
2493
Gemius
2465
Gemius
2368
Statcounter
1896
Gemius
2359
Statcounter
2147
Statcounter
1834
Gemius
1391
Statcounter
1861
MegaIndex
1300
MegaIndex
1307
MegaIndex
1342
MegaIndex
1415
Wingify
636
Alexa
629
Alexa
745
Alexa
779
Alexa
582
Wingify
580
Wingify
610
Wingify
639
MyMinsk
560
MyMinsk
480
Clicky
490
Clicky
522
Clicky
471
Clicky
467
MyMinsk
474
MyMinsk
475
TIT.BY
456
ClickTale
440
ClickTale
443
ClickTale
464
ClickTale
427
ScoreСard Research
423
ScoreСard Research
438
Oh My Stats
438
ScoreСard Research
413
TIT.BY
398
Oh My Stats
396
TIT.BY
389
Belarys.Info
325
Oh My Stats
325
TIT.BY
383
ScoreСard Research
362
Oh My Stats
321
CrazyEgg
311
CrazyEgg
343
CrazyEgg
361
RBC counter
297
KissMetrics
268
Optimizely
318
Optimizely
336
CrazyEgg
267
Optimizely
266
KissMetrics
300
KissMetrics
322
KissMetrics
265
Belarys.Info
259
Belarys.Info
257
Belarys.Info
262
VisualDNA
225
RBC counter
227
RBC counter
237
RBC counter
250
Stat24
225
VisualDNA
222
WebTrends
233
VisualDNA
225
Optimizely
211
Stat24
202
VisualDNA
222
WebTrends
199
Chartbeat
164
Chartbeat
175
Chartbeat
195
Stat24
195
Mernik
155
WebTrends
164
Stat24
194
Chartbeat
186
ShinyStat
145
Mernik
153
ShinyStat
148
Pingdom
162
WebTrends
143
ShinyStat
138
Pingdom
140
ShinyStat
156
Pingdom
117
Pingdom
121
Mernik
129
Mernik
119
BrightTag
89
BrightTag
89
BrightTag
85
BrightTag
88
Tealium
48
Tealium
53
Tealium
55
Tealium
52
Gaug.es
42
BS.BY
37
Gaug.es
33
Gaug.es
36
BS.BY
41
Gaug.es
35
BS.BY
33
BS.BY
31
W3counter
30
W3counter
31
W3counter
27
W3counter
28
Обычный метод Openstat — сбор всех возможных данных без предварительного выдвижения гипотез (Long Data).Однако после проведения предварительного исследования одну из гипотез мы решил проверить — ввиду ее популярности.Многие эксперты и простые обыватели-интернетчики не раз предполагали, что распространенность в Рунете старых отечественных счетчиков типично для старых сайтов: вебмастера когда-то поставили и теперь, дескать, ленятся снимать.Гипотеза не подтвердилась.
Установки счетчиков LI в зависимости от возраста доменаХронологическая шкала 1 — 18 соответствует календарным годам 1996 — 2013.
Установки счетчиков Openstat в зависимости от возраста доменаХронологическая шкала 1 — 18 соответствует календарным годам 1996 — 2013
А внутри Openstat возникла гипотеза о том, что календарные года — не самое удачное разбиение шкалы, ведь обычно домен регистрируют месяца на четыре ранее, чем будет доработан и открыт сайт и на нем будет установлена какая-либо система веб-аналитики.Тогда мы задались началом года с 1 сентября, условно назвав его «финансовым». Наша гипотеза отчасти подтвердилась, во всяком случае предыдущий график стал более плавным.
Установки счетчиков Openstat в зависимости от возраста доменаХронологическая шкала 1 — 18 соответствует «финансовым» годам 1996 — 2013.
Ну и наконец — традиционный для большинства исследователей отчет по количеству счетчиков, приходящихся на одну страницу.Последняя срока подразумевает русскоязычные сайты в зоне .COM. Получилось, что в среднем на сайтах стоит всего по два счетчика (десятилетие назад их было больше). На сайтах интернет-магазинов: стандартно GA и Метрика, на остальных — часто оба отечественных. Но с точки зрения тематик пока подобный отчет не собирался.
Зона
страницы
всего страниц, на которых есть счетчики
максимальное количество счетчиков
среднее количество счетчиков
BY
первые
26 391
14
2
вторые
23 335
14
2,04
UA
первые
59 942
13
2,16
вторые
44 701
12
2,28
SU
первые
25 688
11
1,79
вторые
19 385
11
1,87
RU
первые
1 395 011
12
1,46
вторые
1 092 296
12
1,74
COM
первые
15 895
12
2
вторые
11 558
12
2,18
А вот как выглядело соотношение среди лидеров в начале года. В целом изменения в этой нише не очень динамичны, и пожалуй, нет смысла строить диаграмму на каждый месяц года.
Лучше сравним эту картинку с той, что получим перед Новым годом.
