Помог себе, помоги другому: мой опыт менторства в IT
Привет, Хабр! Поделюсь своим опытом, как стал ментором и без ожидания больших денег увеличил свой доход. Спойлер: через наставничество, но не напрямую.
Подчеркну сразу, менторство — это про развитие комьюнити в IT и готовность тратить время на других, не ожидая больших денег взамен. Многие, кто приходит в наставничество, гонятся за суммами и воспринимают как хорошую надбавку к зарплате. Потом разочаровываются. Время и усилия, которые ты тратишь на занятия, и выхлоп по деньгам — это несоразмерно. При этом, свои навыки и сеть контактов, которые появляются в процессе менторства, возможно монетизировать. Да так, чтобы было полезно и наставнику, и учащимся. О таком подходе расскажу и поделюсь своим опытом.
Немного обо мне: Меня зовут Дмитрий Летяго, я системный аналитик с семилетним стажем, три года выступаю наставником. Начинал карьеру в ритейле, потом поработал на промышленном предприятии в блоке IT: автоматизировал производственные процессы. Дальше занялся госпроектами, а сейчас перешел в Outlines Tech на проекты банка из ТОП-5 страны.
К менторству я пришел через боль найма и поиска сотрудника на проект
Три года назад я искал аналитиков, и это был долгий процесс. Качество кандидатов, которые приходили, оставляло желать лучшего. Мы в компании постоянно снижали планку требований, уже готовы были тратить свой ресурс (которого едва хватало для текущих задач), чтобы обучать новых джуниоров. Я поварился в такой атмосфере и стал ловить себя на мысли «если вы ничего не знаете, давайте я вам объясню». Посмотрел менторские площадки GetMentor и Solvery и разместил анкету. Платформы проводят маркетинговые активности по привлечению менти. Поэтому, чтобы найти учеников, достаточно рассказать о своем опыте и достижениях. Также недавно присоединился к внутренним наставническим проектам в Outlines Tech — компании, где сейчас работаю.
Чаще всего ко мне обращаются с тремя запросами:
«Хочу работать в ИТ. Скажи, что мне делать, куда пойти учиться».
Ребята теряются в потоке информации. Им важно, чтобы знающий человек из сферы подсказал, с чего и где начать обучение.«Я работаю в ИТ уже какое-то время и не понимаю, насколько мои знания релевантны для других компаний, на какую зарплату могу рассчитывать».
Обычно с таким запросом обращаются специалисты, которые засиделись на одном месте, или обладают опытом в IT до двух лет и готовы двигаться дальше. Здесь я провожу чекап и подсвечиваю текущий грейд и точки роста.«Я меняю работу, мне дали тестовое задание. Можешь проконсультировать, насколько хорошо я его выполнил? Как улучшить? И погоняй по темам, чтобы я знал, как отвечать на техническом собеседовании».
Остальные запросы — это своеобразная терапия. Человеку важно понять, на своем ли он месте и те ли задачи выполняет. Из курьезных случаев: ко мне 3–4 раза обращалась девушка, которая все консультации делилась переживаниями по поводу работы и заказчиков, а я просто молчал и кивал. Видимо, ей нужно было, чтобы знающий отрасль человек просто выслушал и сопереживал.
Если говорить о форматах, то чаще всего это разовые встречи. После консультаций менти понимают, как им самостоятельно двигаться.
Так выглядит моя анкета на Solvery
Что я получаю от менторства: моральные и финансовые бенефиты
Наставничество для меня — это, в первую очередь, про моральное удовлетворение. Я вижу пользу от своей работы и радуюсь. Обратная связь мотивирует.
1) Друг после четырех месяцев занятий со мной перешел в IT. Сейчас он при уровне джун+ получает зарплату чуть ли не в два раза больше, чем на предприятии, где работал крутым инженером. Вижу, как он стал намного счастливее.
2) Другая ситуация: менти долгое время работал в компании, вышел на рынок труда, а его все отфутболивали. Он не понимал причину. В итоге мы с ним подкорректировали резюме, подтянули пробелы в hard-skills, и менти устроился в финтех за деньги, которые гораздо выше его первоначальных ожиданий. В данном кейсе помогли связи с HR, которых у меня набралось очень много за последние три года.
Кстати, в тг-канале Outlines Tech эйчары периодически постят полезный контент о поиске работы и адаптации на новом месте. Некоторые лайфхаки беру от туда.
Если говорить о деньгах, то тут три момента:
1) Я не консультирую людей бесплатно, потому что бесплатно не ценится. Беру за работу 3500 рублей за консультацию (1–1.5 часа), но это формальная плата за время. Однако, в зависимости от обстоятельств и конкретного кейса, цена может быть другая, по договоренности. Это история не про финансы. Я понимаю, что обычно обращаются те, кто зарплатой не балован. Поэтому ломить цену некорректно.
Максимально я проводил 4–5 занятий в месяц, но это редкость. Летом мало запросов на консультацию, больше — после Нового года, когда люди получают премию и думают о смене работы.
2) Основной бенефит — это контакты. Если вижу крутого специалиста, могу его посоветовать знакомым HR за бонус или привлечь в свой проект.
Миссия активности — хороших специалистов пристраивать в хорошие места. Сохранять контакты и выстраивать сеть нетворкинга.
3) За три года наставничества я собрал типовые запросы и подготовил ответы и материалы. Информацию упаковал в обучающие курсы, которые начали приносить доход. Об этом подробнее расскажу дальше.
Как менторство перетекает в разработку онлайн-курсов
В основном ко мне обращаются по ограниченному кругу тем, и чтобы не объяснять одно и то же я выпускаю образовательные курсы. Человек за небольшие деньги покупает обучение, самостоятельно его проходит, и если появляются вопросы, записывается ко мне на консультации.
Курсы размещаю на платформе Stepik. Компания сама продвигает авторов и получает комиссию с покупки обучения. Крутой инструмент, чтобы монетизировать знания. А если ученик перешел на курс по моей ссылке, то размер комиссии уменьшается. Для этого я развиваю свой тг-канал, где размещаю полезный материал и набираю учеников.
На текущий момент я выпустил три курса:
— Введение в системный анализ
— Проектирование интеграций в стиле REST
— Техническое собеседование для системного аналитика
Платформа позволяет разрабатывать курсы с различными тестами, практическими заданиями и публиковать видеоматериалы, чем при создании курсов я и пользуюсь.
Сколько получаю с курсов?
Я начал с запуска бесплатного мини-курса по введению в системный анализ, который за полтора месяца набрал 600 человек. Он генерит учеников на дальнейшие занятия уже за оплату. Если говорить о деньгах, то за сентябрь я получил 20 тыс. рублей с учетом того, что платные курсы запускал в середине августа. Думаю, более выраженные цифры будут к концу года. Спрос растет. Тем более сейчас запускаю новый курс, раскрутка обучений пока что на минимальном уровне. Новый курс, кстати, тоже состоит из информации, которую разбираю на консультациях с менти.
Статистика прироста учеников с 17 июля по 1 сентября. В среднем 12 человек в день
Вместо итога
Повторюсь, менторство — это история не про деньги, а потребность делиться опытом и моральное удовлетворение. Про укрепление комьюнити. Дальше, когда нарабатываются контакты и своя база знаний, можно думать о монетизации. В моем случае это органично переросло в онлайн-курсы. Я знаю потребности начинающих системных аналитиков, у меня уже своя база знаний. Это дает основу для упаковки онлайн-курсов. А насколько успешным кейсом это все станет — уже покажет время.
А как вы стали ментором? Задумывались ли о монетизации? Интересно узнать о вашем опыте. А если вдруг вам нужен ментор прямо сейчас, welcome: тг: @Letyagod