«Покинуло сортировочный центр»: как устроена логистика Почты России

Если вы отправляли письмо из Москвы в Москву, то могли обратить внимание, что оно сделало непонятный крюк. К примеру, письмо из Алтуфьево в Ясенево может проехать через подмосковный Ногинск. Вот трекинг тестового письма, отправленного из Тверского района Москвы в Лефортово. Его маршрут выглядит так:

uffr7rtiyhlk2i2gs-revz8o27m.png

Давыдково — это крупный сортировочный центр во Внуково. Прежде чем попасть к получателю, письмо пройдёт три сортировки. Расстояние, которое оно проезжает, почти в десять раз больше очевидной удаленности по карте.
Кажется, что письма должны двигаться простым и прямым маршрутом. Однако Почта России доставляет 2,4 млрд писем и счетов и 440 млн посылок в год. На таких масштабах подобные логистические «крюки» необходимы, поскольку именно они обеспечивают централизованную сортировку и автоматизацию. И тогда каждое отправление в среднем будет доставлено быстрее.

ikqirbefhzxnqatea-7acjvqhfe.png

Но главный секрет не в этом. Дело в том, что мы уже запланировали машину, поезд или самолёт для вашей посылки, которую вы отправите только в следующем месяце. Предположим, что она будет адресована в Екатеринбург. Мы знаем, что в среднем из Москвы в том направлении поедет некоторый объем корреспонденции. Почте надо обнаружить эту посылку в общей массе, отложить в отдельную стопочку, погрузить в машину, довезти до самолёта или поезда, аккуратно переложить, затем где-то на расстоянии тысячи километров разгрузить, снова отсортировать уже на местности и довезти до адресата.

Фактически доставить из пункта А в пункт Б не очень сложно. Настоящая проблема в том, чтобы сделать это одновременно и быстро, и недорого. О том, как Почтовые технологии решают эту задачу, мы и хотим вам рассказать.

Приём отправления


Всё начинается со сдачи отправления в отделение. Оператор принимает письмо или посылку и присваивает ему трек-номер — уникальный почтовый идентификатор из 14 цифр, по которому можно отследить всю логистическую цепочку.

На сайте или в приложении Почты по трек-номеру можно увидеть, где находится письмо, и узнать ожидаемый срок доставки, который мы называем контрольным сроком. Это основной норматив в логистике. Он рассчитывается на основании справочника, в котором указано, за сколько дней надо доставить определённые типы отправлений из региона в регион:

  • Простое отправление из Калининграда в Челябинск = 7 дней
  • Отправление 1 класса из Калининграда в Челябинск = 4 дня
  • EMS из Калининграда в Санкт-Петербург = 2 дня.


И так — для всех возможных комбинаций и типов доставки. При расчете скорость будет иметь более высокий приоритет перед затратами на доставку. Если встанет выбор — привезти вовремя, но дороже, или же позже, но дешевле, то Почта выберет первый вариант.

Оператор принимает отправление и вводит данные о нем во фронтальную IT-систему. Затем информация попадает в Data Cloud Почты России. «Облако» сопровождает посылку, делится данными о её движении с мобильным приложением и порталом pochta.ru, а потом анализирует путь и ищет, как его оптимизировать. Но это потом. Пока же отправление из отделения почтовой связи, где его принял оператор, отправляется на сортировку.

Направо и налево


Когда в отделении набирается достаточно писем и посылок, они отправляются в сортировочный центр. У нас есть несколько типов сортировочных центров: поменьше в черте города, куда стекаются отправления из нескольких отделений и которые нет смысла везти на крупную сортировку по отдельности, и Большие Сортировочные Центры.

Сортировочные центры и почтамты работают на системе «Сортмастер», которая формирует комплекты писем и посылок в одно нажатие кнопки. Содержимое каждого из этих комплектов едет примерно в одном направлении, и если отправление попало в какой-то из них, то наверняка не существует никакого другого, который направлялся бы к месту его назначения ближе и точнее.

У каждого регистрируемого почтового отправления (РПО) есть штриховой почтовый идентификатор (ШПИ), который соответствует трек-номеру.

rnrtzru_aay_65ryh6cfytrmorg.png

«Сортмастер» считывает ШПИ, вынимает из Data Cloud адрес и индекс (пожалуйста, пишите индекс правильно, это очень помогает!). Массив индексов является основным рабочим инструментом «Сортмастера» — он формирует так называемый план отправлений, который выглядит примерно так:

qhrwjrn586yoxdbzsuixh4ere-u.png

В соответствии с таблицей отправления с этими восемью индексами будут разложены на две стопки, и каждая поедет в своём направлении.

Штрихкод ставится не на все отправления. Открытки и письма, которые вы бросаете в почтовый ящик и подписываете вручную относятся к нерегистрируемым. Обработать их и отправить по нужному адресу сложнее. Для сортировки таких отправлений мы используем систему оптического распознавания символов (OCR, Optical Character Recognition).

Работает OCR так: письмо на ленте попадает под камеру, которая фотографирует текст и распознаёт, что там написано. В первую очередь она ищет индекс и адрес и пытается сопоставить одно с другим. Допустим, на входе у OCR есть такой кусок текста:

h69t8unbfggwoof61b_f75q9k7w.png

Алгоритм распознаёт рукописные символы и выделяет среди них значения почтовых атрибутов — индекса и адреса. После этого адрес нормализуется: «СПб» превращается в Санкт-Петербург, а «Б.Пушкарская» — в «Большая Пушкарская». Затем алгоритм возвращает структурированный текст с разделением на поля, чтобы его можно было положить в базу данных. Результат выглядит так:

mvxcw96sp8pkfkpy7mewmhu3tbw.png

После распознавания отправление отсортируется по индексу и поедет дальше.


Конечная точка известна, теперь нужно рассчитать оптимальный маршрут. Оптимальным считается тот, который укладывается в контрольные сроки и требует наименьших затрат. Моделирование таких маршрутов — отдельная функция внутри Почты. У неё масса переменных: она зависит от контрольных сроков, списка промежуточных сортировок и, главное, уже понятных объемов доставки.

1vqk6wh2vsd_av47srzq4mfdb9c.png

Объемы — это крайне важно, потому что отталкиваясь от них и нужно планировать транспорт. Нам мало просто вовремя подать машину. Часто отправления путешествуют несколькими видами транспорта: авто, железной дорогой, авиацией, — и их нужно состыковать между собой с минимальной задержкой. Если машину еще можно быстро подать к подъезду, заменить на более или менее вместительную (да и это делается не по щелчку пальцев), то с поездами и самолётами есть небольшая проблема — они живут по своему расписанию.

Доставка


Всё идет по плану


Почта России планирует нагрузку примерно на месяц вперед. Уже в мае мы знаем, что в июне из Москвы в Краснодар поедет около 10 тонн писем. А с Питером у москвичей более оживленная переписка, поэтому закладываем 30 тонн. И так для каждого направления.

Подобное планирование — задача с миллионами переменных, которую с помощью методов математической оптимизации решает система моделирования процессов региональной почтовой логистики (МПРЛ), она рассчитывает будущую нагрузку на основе предыдущей статистики, сезонных прогнозов и других вводных из примерно 60 различных справочников.

Эта система весьма требовательна к вычислительным ресурсам. В нашем случае это географически распределённый кластер с мультипоточной обработкой информации, который содержит в себе четыреста процессорных ядер. Суперкомпьютером его назвать нельзя, но он успешно справляется с поставленной целью. Задача математического моделирования хорошо распараллеливается, потому что надо выполнять большое количество однотипных вычислений и сравнивать результаты. Планирование весьма точное, поэтому увеличение мощности кластера вряд ли улучшит качество доставки. Куда полезнее будет оперативный мониторинг, который наблюдает отклонения от расписания и быстро решает возникающие проблемы. Это часть большой задачи по планированию транспорта. Мы уже можем его заказывать, поскольку спланировали загрузку.

Для этого рассчитываем, сколько единиц транспорта и какой вместимости потребуется для перевозки почты между сортировочными центрами, отделениями и другими логистическими точками. И всё это в таком масштабе: 17260 собственных автомобилей, 96 привлеченных автокомпаний, более 1000 собственных и партнерских авиарейсов ежедневно. Почта России — крупнейший территориальный почтовый оператор в мире, мы работаем в девяти часовых поясах на 17 млн квадратных километров.

Планированием техники занимается система транспортной логистики (TMS, Transport Management System). Перед нами стоит задача не просто найти транспорт, а найти самый экономный вариант из возможных. Для этого загружаем в TMS информацию, которую получили на шаге планирования общей нагрузки и сопоставляем ее с доступными тарифами и условиями перевозок своего и наемного транспорта. Результат может быть не самым дешевым из всех возможных, но будет самым доступным из тех, что могут доставить отправление в заданный срок.

По результатам расчётов узнаём, что в понедельник в 12:00 20-тонная машина от наемного перевозчика ООО «Ромашка» (их тарифы оказались самыми выгодными на нужном маршруте) должна выехать в конкретную точку. К этому моменту знаем, что она загружена экономно (по объему или по весу — это тоже задача TMS). Для расчета маршрута мы пользуемся открытым кодом — маршрутизатором на базе Open Source Routing Machine.

В итоге мы составляем расписание, которое позволяет перевезти весь объем корреспонденции так, чтобы письма не копились очень долго (адресат расстроится), не ехали в полупустых машинах (очень дорого, расстроится отправитель), и точно поместились в заданный транспорт (борт самолета не резиновый). Ищем золотую середину.

В TMS можно реализовать плановые маршруты или фиксированные расписания, но так как на качество и скорость доставки влияют дорожные события, нам требуется более гибкое решение, которое сможет оперативно догрузить уже существующие маршруты. Создание такого решения — пример одной из задач, над которыми работает команда Почтовых технологий.

Контроль сроков


Сейчас вопросами оперативного планирования занимается ситуационный центр. Его сотрудники отслеживают отклонения от контрольных сроков в режиме реального времени. Данные стекаются сюда из Data Сloud, отчётов, писем и звонков.

Если сотрудник ситуационного центра видит, что отправления не уехали из сортировочного центра вовремя, то он уточнит в чём дело. Возможно, машина сломалась или застряла в пробке, тогда для выполнения контрольных сроков нужно будет заказать другую.

cgksoq8qschfm-n6exc_plyhik8.png
Карта, на которой сотрудник центра отслеживает проблемы

Чтобы следить за движением транспорта по маршрутам, мы собираем данные из информационных систем, от диспетчеров и из системы мониторинга транспорта Глонасс. Когда водитель едет по маршруту, в логистическую систему передаётся геопозиция автомобиля, которая сопоставляется с планом. В результате мы видим любые отклонения и несоответствия контрольным срокам.

Итоги и планы


После сортировок и перевозок письмо попадает в отделение, а затем к получателю. Информация об этой доставке стала частью больших данных, на основе которых мы будем строить будущие прогнозы.

Если ваше письмо неожиданно задержалось, будьте уверены, что мы стараемся с этим разобраться — как с точки зрения логистики, так и с точки зрения математики. Улучшение качества доставки это комплексная задача, на нее влияют все упомянутые здесь процессы, и мы постоянно их оптимизируем.

Помимо работы с точностью доставки, мы выстраиваем логистическую систему на международном уровне. Для этого потребуется создать электронное взаимодействие с таможней, внедрить международный биллинг и интеграционный электронный обмен документами.

Ещё одна амбициозная задача — создать за рубежом логистическую систему, аналогичную российской. Нам надо адаптировать систему расчета логистики для работы с местными перевозчиками и наладить документооборот с иностранными контрагентами.

Если вам интересны такие задачи — ждем вас в команде Почтовых Технологий. Открытые вакансии в 9 городах России можно посмотреть на сайте hr.pochta.tech/vacancies.

© Habrahabr.ru