Покемономания на службе банковского маркетинга
Интернет уже не первую неделю будоражит лавинообразно растущая популярность игры Pokemon Go. Эксперты процессинговой компании PayOnline решили изучить возможности Pokemon Go в сфере банковского маркетинга. Пока охотники за покемонами серфят дополненную реальность в поисках редких экземпляров, маркетологи с помощью игровых монстров расставляют свои ловушки на реальных клиентов. Одними из первых, кому это удалось сделать, стали российские банки. Для них Pokemon Go оказался актуальным инструментом продвижения финансовых продуктов.
Игровое приложение Pokemon Go, разработанное и представленное 6 июля японской компанией Nintendo, произвело фурор среди пользователей операционных систем iOS и Android. Приложение дает геймерам возможность искать покемонов — вымышленных созданий, спрятанных в реальном мире. Nintendo официально анонсировала Pokemon Go только в США, Австралии и Новой Зеландии, поэтому игрокам из России пришлось искать обходные пути.
Меньше чем за месяц игра установила несколько рекордов популярности. По данным SimilarWeb, в день игроки Pokemon Gо тратят на него в среднем 43 минуты 23 секунды — это больше, чем на Whatsapp, Instagram, Snapchat и Messenger, а общее число пользователей Pokemon GO приблизилось к Twitter.
Меньше чем через неделю после релиза Pokemon Go акции Nintendo выросли в цене на Токийской бирже на 25 с лишним процентов — рекордный показатель с момента размещения акций Nintendo на бирже в 1983 году. Хан Юн Ким, аналитик Deutsche Bank, называет Pokemon Go настоящим феноменом.
Одними из первых, кто решил попытаться оседлать удачу Pokemon Go, стали отечественные банки, упомянутые изданием Банкир.Ру. Не прошло и двух недель после выхода игры, как Сбербанк озвучил планы по установке специальных модулей для приманивания покемонов в отделениях банков в 16 городах. Дочерняя компания Сбербанка России «Сбербанк страхование жизни» объявила о возможности застраховаться от травм при ловле покемонов на сумму до 50 тыс. руб. «Данный проект поможет повышению финансовой грамотности населения, — говорится в сообщении Сбербанка.— Молодое поколение сможет в игровой форме познакомиться с таким финансовым инструментом, как страхование».
«Покемоновый маркетинг» оказался сродни вирусу — российские банки стали один за другим объявлять о специальных предложениях для ловцов покемонов. ВТБ24 запустил акцию, по условиям которой участники, сделавшие фото покемонов с банковской картой ВТБ24 и опубликовавшие его в Facebook-сообществе банка в период с 19 по 31 июля, в августе получат двойной кэшбек по всем типам платежных карт.
Тинькофф Банк анонсировал специальную программу лояльности, воплощенную в карте Tinkoff Google Play. Пользователей, оформивших такую карту до 14 августа, банк обещает вознаграждать бонусами, которыми можно рассчитаться в Pokemon Go. За любые покупки внутри игры по этой карте будет начисляться кэшбек в виде бонусов. С их помощью можно совершать новые покупки внутри игры или в Google Play.
Примерно в то же время лояльность к Pokemon Go стали демонстрировать и западные банки. Их основной метод — покупка игровых «приманок» для покемонов, время действия которых 30 минут. Издание Financial Brand приводит целый ряд банков: Avidia Bank Massachusetts, который поощряет клиентов фотографировать покемонов в отделениях банка и выкладывать их в Instargam, а также Citizens Bank of Edmond и CenterState Bank в США и ME Bank в Австралии.
Охота банков за покемонерами — смелое воплощение прогнозов ведущих западных экспертов относительно потенциала геймификации в коммуникации с клиентами. Именно поэтому гуру цифрового банкинга Крис Скиннер с таким восторгом пишет об инициативе Сбербанка в своем блоге. Более того, он уверен, что рынку нужно еще больше приложений, использующих геймификацию, а банковским маркетологам он советует заключить соглашение с Nintendo и другими разработчиками как можно быстрее. Большие надежды эксперты возлагают на использование данных геолокации игроков, которые вкупе с уже имеющимся анализом финансового поведения клиентов могут поднять эффективность таргетированных предложений банков на качественно новый уровень.
Радужные вырисовываются перспективы. Не правда ли? Но есть и другая точка зрения. При, казалось бы, единодушном ажиотаже банковского сообщества вокруг покемонов, не обошлось без недовольных. В частности, ряд западных банков и страховых компаний восприняли охотников за покемонами как досадную помеху своему бизнесу. Так президент Ассоциации банков Висконсина Освальд Поэльс призвал игроков в Pokemon Go, которые находят покемонов в банковских отделениях, первым делом спрашивать разрешения менеджеров банка продолжить игру. В случае отказа игру рекомендуется срочно прекратить во избежание неприятностей.
«Покемоновый маркетинг» банков — первый случай использования дополненной реальности в коммерческих целях. Это сродни шагу в виртуальную пропасть, в которой перед игроком уверенно материализуются ступени к неизведанному. Pokemon Go — один из тех случаев, когда новая технология внезапно превращается из нишевого развлечения в нечто большее. И банки становятся здесь пионерами-первопроходцами в маркетинговой охоте на покемонеров, в то время как сами покемонеры увлечены ловлей вымышленных существ.
Продолжайте следить за публикациями в блоге PayOnline и узнавайте о самых интересных кейсах мировой финтех-индустрии и банковского сектора.