«Покажи, как задумано»: могут ли технологические решения помешать раскрытию замысла режиссера
Обсуждаем технологии телевизоров и стриминговых платформ, против которых выступают актеры и режиссеры Голливуда, — это ускоренный просмотр, пропуск интро и motion smoothing.
Фото Denise Jans / Unsplash
Ускорение видеоряда на стриминговых сервисах
В конце октября Netflix объявили о том, что тестируют функцию, позволяющую управлять воспроизведением фильмов и сериалов на смартфонах. Зритель может или замедлить видеоряд в 0,5–0,75 раза или, наоборот, ускорить в 1,5 раза. Пользователи сервиса уже отметили, что более низкая скорость воспроизведения позволяет следить и за ходом сюжета, и за субтитрами.
Но были и те, кто встретил нововведение прохладно, в основном среди этих людей — режиссеры, продюсеры и актеры. Одним из первых на новость отреагировал создатель «Сорокалетнего девственника» Джадд Апатоу. По его словам, платформе не следует заниматься способами модификации контента, так как большинству режиссеров очень важно, как будет показана их работа.
Свое мнение высказал и режиссер «Человека-муравья» Пейтон Рид, он назвал функцию ускорения просмотра «ужасной идеей». Актер Аарон Пол отметил, что игра с воспроизведением контента разрушает видение киноделов. В Netflix рассказали, что не до конца понимают причину беспокойства представителей киноиндустрии. В DVD-плеерах такая функция присутствует уже десятки лет. Видеохостинги и медиаплееры тоже позволяют менять скорость воспроизведения.
Резиденты Reddit также поддержали стриминговый сервис в этом вопросе. Они отмечают, что все претензии режиссеров надуманы и лицемерны: их почему-то не беспокоит, как на впечатления от просмотра кино влияют рекламные паузы по ТВ, вставленные посреди фильма. В Netflix сказали, что изучат все мнения сторон и по итогам тестирования примут решение — оставлять функцию или убрать.
Пропуск интро
Ускоренный просмотр — это не первая функция Netflix, которая подвергалась критике. Два года назад платформа добавила возможность пропустить вступительные титры сериалов и фильмов — например, у «Карточного домика» и «Очень странных дел». Тогда мнения сообщества также разделились.
The Guardian писали, что без заглавных титров картина теряет часть художественной ценности, так как сегодня наложенный на них видеоряд становится элементом повествования. Например, по этому пути пошел режиссер «Kingsman: Секретная служба» — с отрывком можно ознакомиться здесь.
Но обычные пользователи не увидели в возможности пропустить интро ничего плохого. На Reddit говорят, что эта функция должна быть на всех стриминговых сервисах. Для людей, которые предпочитают «проглатывать» сериалы целыми сезонами, смотреть одну и ту же заставку десятки раз довольно утомительно.
Motion smoothing в телевизорах
Это — еще одна технология, против которой выступают знаковые лица Голливуда. Она исключает «дрожание» изображения в случаях, когда частота обновления картинки на телевизоре значительно превышает возможности исходного материала. Motion smoothing анализирует движение объектов на экране и на их основе формирует новые фреймы, вставляя их между существующими, параллельно увеличивая резкость картинки.
Такой подход хорошо проявляет себя на спортивных каналах. Однако при просмотре кино она скорее мешает: картинка выглядит неестественно четкой, а на экране проявляются артефакты. Из-за этого о технологии негативно отзываются именитые актеры и режиссеры. Еще год назад Том Круз и Кристофер Маккуорри, опубликовали в Twitter видео, где отметили, что функция не позволяет раскрыть замысел авторов. Против motion smoothing также высказались режиссеры Райан Джонсон, Пейтон Рид и Джеймс Ганн.
Основная претензия к технологии — сложность её отключения. Нужные настройки порой спрятаны глубоко в меню. Поэтому в прошлом году Кристофер Нолан и Гильдия режиссеров США начали переговоры с UHD Alliance. Это — организация, которая стандартизирует устройства, воспроизводящие UHD-контент. По итогам обсуждения ряд производителей телевизоров решили внедрить новый режим — filmmaker mode. Его задача — гарантировать точную передачу цвета, контраста и частоты кадров при просмотре фильмов на домашних телевизорах. В результате зритель будет видеть картинку, задуманную режиссером: без артефактов и другого шума.
Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:
Ужасы киномана: ремастеринг и дубляж
«Камера, мотор, музыка!»: как режиссеры используют винил в кино
«О, нет, опять»: музыка в кино и сериалах, которую мы слышим слишком часто
Кто выбирает музыку для кино и сериалов? Музыкальный супервайзер
Дождь, лязг доспехов и жидкий металл: как создается звук для кино
Широкий формат кино в СССР: SOVSCOPE 70 мм
Что еще есть у нас в блоге на Хабре — Чтение для аудиомана: старое железо, ретроформаты, «блеск и нищета» в музыкальной индустрии