Пойдёте ли вы в интеримы?
В октябре я был в Швейцарии с деловым визитом. Конечно, в часы досуга нам давали насладиться традиционными горами-сыром-шоколадом, чтобы днём показать как можно больше самого лучшего из мира бизнеса. Так, в один из дней, я побывал в компании-изобретателе слова «интерим» (не буду здесь указывать название) и это слово, а точнее, понятие, составило одно из самых ярких впечатлений от этой поездки.
На первый взгляд это что-то типа антикризисного управляющего, но это не совсем так. Точнее, совсем не так.
Допустим, у топ-менеджера или собственника некоторой действующей компании есть проблемы: ну, там, прибыль падает, или операционная эффективность хромает, или компанию продать хотите и нужна «предпродажная подготовка», да что угодно. Имеющийся штат (или вы сами) решить проблему не может, времени на поиск подходящего лидера нет (или просто нет на горизонте таких специалистов с подтверждённым опытом). А проблема есть. И вот примерно лет 40 с небольшим на рынке появилась компания, которая предлагает нанять интерима. Или целую группу, если проект большой.
Как мне рассказал управляющий, в интеримы идут со скуки. «Звёздные» или просто очень опытные специалисты, часто старше 50-ти лет, просто в какой-то момент понимают, что ходить в офис по расписанию грустно. Проектов интересных нет, регулярно поступающая сумма не стоит просиживания штанов, а до пенсии ещё далеко. Такие проходят отбор среди уже действующих коллег по цеху в компании-провайдере и попадают в базу данных интеримов.
Процесс найма достаточно прост. Вы обращаетесь в компанию-провайдер, описываете проблему и — примерно через 3 дня — вам подбирают 2–3 человека с опытом решения похожих проблем для прохождения собеседования. Вы встречаетесь с ними, смотрите друг на друга (да, вы им можете не понравиться и тогда работать с вами не будут вообще), выбираете одного и заключаете контракт (с компанией, конечно же). Условия сотрудничества простые: срочный договор консалтинга с бонусом за успех (это примерно 50% от ежемесячной суммы вознаграждения интерима, если в указанный срок результата не будет — бонус не выплачивается), длительность — та, которую называет выбранный вами интерим (обычно, ему надо подумать около недели, чтобы составить план действий). Кроме того, есть одно очень важное «но».
Появившись на предприятии, интерим должен получить максимум полномочий. Например, стать заместителем генерального директора по «своему» направлению. Этот пункт невозможно вычеркнуть из договора с компанией, т.к. в противном случае интерим не гарантирует достижение результата в названные сроки.
Со слов организаторов встречи, средний срок найма интерима составляет от 3 до 6 месяцев. Специалисты требуются совершенно разные: от ветеринаров до профессоров. Часто контракты продлевают: интериму предлагаются новые цели, достижение которых, как правило, без устранения изначальной «боли» было бы невозможно. Ну или просто видят специалиста в деле и понимают его реальную ценность, а также то, что он завтра может уйти в отпуск или на новый проект. Кстати, об отпуске. Среднестатистический интерим берёт примерно один контракт в год, то есть, работает примерно полгода. Это связано с тем, что специалист реально выкладывается на проекте: нередки режимы с 60-часовой рабочей неделей, а в таком режиме несложно «выгореть».
Для самих интеримов проекты это, в первую очередь, вызов. Как правило, заказчик приносит уже совсем больную ситуацию, опустив руки или собираясь это сделать. Рассказывали случай, когда владелец весьма крупного завода по производству какой-то спиртной настойки обратился к провайдеру в поисках управляющего, т.к. был на грани банкротства и заложил банку всё, что имел. Он не смог бы оплатить стоимость интерима, если бы не поправил дела. Тем не менее, компания опросила подходящих интеримов, один из которых согласился помочь. Примерно через 8 месяцев он сделал компании нужный оборот, но затем сам предложил владельцу продлить контракт, т.к. увидел потенциал роста у этого продукта, который просто некому было реализовать. Счастливый владелец согласился, и интерим, отдохнул пару месяцев в отпуске, в течение полутора лет увеличил оборот компании в 15 раз.
Интересно, что первоначальная постановка проблемы заказчиком, при более детальном исследовании, оказывается проблемой самого владельца. В таком случае компания возвращает деньги, т.к. опыт показывает, что владельца не уволить и не изменить. И даже если попытаться его уговорить отказаться от своих разрушительных принципов — велик риск рецидива. Репутация дороже денег, поэтому отказывают сразу же.
Конечно, наиболее часто нанимают опытных СЕО, особенно, когда в регион заходят растущие национальные компании и им нужен кто-то знающий местные правила и с хорошим послужным списком. Интерим может не только написать план развития в регионе, но и взяться его реализовать. За дополнительную плату, конечно же, но на условиях возврата бонуса при отсутствии результата в назначенный срок.
Иногда оказывается, что подходящих под запрос интеримов нет. Компания не тушуется и рассылает заявку максимально широкому кругу участников и желающие, как правило, находятся. Так, пару лет назад к провайдеру пришёл владелец сети отелей с нетиповой просьбой: его одолели плохие аутсорсеры лифтов, он терпел серьёзные убытки от затрат на сложные ремонты или замену оборудования, а других на рынке было не найти. Интерим с опытом в сервисном бизнесе взялся за проект, создал дочернюю компанию у этого отельера, поставил обслуживание, да так, что буквально за пару лет эта «дочка» заняла более 50% рынка услуг обслуживания лифтов в регионе. Обрадованный владелец разыскал своего спасителя и подарил ему долю в этой компании.
Естественно, я обратился с профильным вопросом: «а что айтишники, есть на них спрос?»
Удивило не то, что спрос есть, а появившееся у визави возбуждение. Оказывается, средний возраст у специалистов по управлению ИТ стал снижаться (35–45 лет), а эффективность у них в разы выше нетехнических интеримов. Более того, интерим с ИТ-бекграундом хоть и стоит заказчику дешевле, как правило, умудряется разобраться в любых организационных проблемах и быстро их исправить. «Вот только продавать они редко умеют, а потому маркетинговые проекты мы им не даём», — пожалел представитель компании.
Вообще «свежая кровь» всё чаще приходит к ним из венчурного рынка. Очень хвалят ребят, вырастивших и успешно продавших свои компании далее, крупным корпорациям. Говорят, собранность и профессионализм у основателей зашкаливают. Если честно, я очень удивился: казалось бы, сделал раз — делай и два, превращайся в серийного предпринимателя. Но нет, на этот вопрос выступавший покачал головой: «Как правило, специалист заниматься развитием бизнеса на полную мощность уже не рвётся, т.к. его основной драйв был в проекте, а не в развитии бизнеса вокруг этого проекта. Его интересы не связаны с зарабатыванием денег как таковых. Такие интеримы делают сногсшибательные проекты, но только если они реально «загораются» ими».
Круг специалистов узок и случается, что интерим, взяв проект, собирает команду известных ему профессионалов с рынка и из базы интеримов в том числе. Тогда компания даёт клиентам скидку «за поголовье» — да, да, именно такой термин использовал представитель. Ответственность за менеджмент команды лежит на «основном» интериме, равно как и распределение долей в целевом бонусе.
Конечно, многих интересовали деньги. Сколько стоит такая услуга. Ответ простой: умножьте величину вознаграждения специалиста такого класса в два раза и получите ценник. Сколько достаётся самому интериму, скромно умолчали, ограничившись фразой: «никто не жалуется». При здравом рассуждении, которое мы провели с коллегами тем же вечером на голубом глазу, оказалось, что это нормальная цена, более-менее сравнимая с рынком обычного консалтинга, только в такой интересной обёртке.
И вот глядя на это всё, я подумал: «Сколько себя помню, самые зыбкие и сложные решения принимались в ситуациях, где у самого было мало опыта или просто времени, чтобы разобраться. Оно, конечно, давало опыт, но как в том анекдоте: «думал, бизнес открыл, но нет — оказалось, просто получил опыт.»
А вы как думаете, приживутся ли интеримы в ИТ-среде? Провайдер-то в России представительство уже открыл, ему emergency markets ой как интересны…
N.B. Я вообще никак с компанией не аффилирован, просто самому интересно стало, правильно ли я понимаю мотивацию состоявшихся профессионалов. Ведь западные от рутины устают и я их понимаю, да что там — сам такой.
А вы пошли бы в интеримы?
© Megamozg