Почему в России так мало разработчиков на игровые консоли?

?v=1

Рынок консольных игр считается среди гейм-разработчиков высшей лигой. Однако попадание представителей России в нее почти невозможно. Я пообщалась с ведущими разработчиками России и выяснила причины такой несправедливости. О склонности инвесторов к мобайлу, стоимости разработок, таинственных НЕшифровальных девкитах и нелегальном импорте — подробнее в материале.

Высшая консольная лига не каждому по зубам

Далеко не каждый разработчик решается попробовать себя на рынке консольных игр. Многие создают приложения только для мобильных устройств, так как мобильные игры создавать быстрее, дешевле и проще. «Приставки — это сложно и дорого. Надо долго ждать одобрения от компании, производящей консоли. У мобильных игр ниже порог входа. Плюс в России проще найти издателя для мобильной игры», — отмечает сооснователь Digital Media Lab в ИТИС КФУ Мурад Хафизов.

Игра может попасть на консоль двумя способами. Первый подразумевает, что игровые приставки изначально выбираются в качестве платформы, и игра создается целенаправленно для них. Второй представляет собой портирование — адаптацию уже существующей игры под консоли.

«Медиапространства платформ где-то пересекаются, а где-то отличаются. Кумулятивный эффект усилит маркетинг, и о продукте узнает больше людей», — делится основатель GD Forge и Fair Games Ян Шевченко. Действительно, если компания — крупный игрок, то она может себе позволить выпускать проекты на всех платформах одновременно. Такой подход считается самым прибыльным и максимально выгодным, но требует значительных стартовых ресурсов.

Выход на уровень игровых приставок гейм-разработчики приравнивают к попаданию к «высшую лигу» и называют этот процесс долгим и требующим «астрономических затрат». Однако те, кому удается «пробиться», выходят на международный уровень и получают возможности, партнеров, клиентов и уважение коллег.

Инвестиции в игры: нужна идеология и большие затраты

Первая проблема на пути гейм-разработчика — это финансирование. Даже если игру пишут не с нуля, а портируют, затраты колоссальны. В среднем разработчики оценили процесс переноса игры, выпущенной ранее для ПК, в 50–70 тыс. долларов, что составляет более 4 млн рублей. У небольших студий, естественно, нет таких денег, поэтому они ищут инвесторов для своих проектов. Сделать это не так просто даже для широко распространенных компьютерных игр, так как в этой индустрии риски достаточно выоские. Многие игры не окупаются или не доводятся до конца в разработке, что отпугивает потенциальных инвесторов. Обычно соглашаются те, у кого есть какая-то идеологическая составляющая: инвестор реально заинтересован игровой индустрией, мечтает вложиться и создать свою игрушку и т.д.

Для консольных игр инвестиции найти особенно трудно, так как процесс создания таких проектов долгий и трудоемкий в отличие от, например, мобильных приложений, с которыми все проходит быстро и без лишних сложностей.

«Бюджет и производственный цикл игр для мобильных устройств меньше, а стоимость привлечения клиента и востребованность продукта можно оценить на ранних этапах разработки, поэтому и найти инвестора для таких проектов проще. Напротив, масштабные игры для консолей — самый сложный и дорогой продукт, поэтому и риски для потенциального издателя выше», — делится сооснователь Gaijin Entertainment Антон Юдинцев.

Кстати, интересный факт: гейм-разработчик из Казани Ян Шевченко отметил особый интерес криптовалютных инвесторов. В какой-то момент криптовалютного бума они хорошо заработали, поэтому сейчас распределяют свои деньги по разным сферам. 

Резюмирую: по словам сразу нескольких российских разработчиков, сейчас в России только один крупный инвестор, заинтересованный в играх на приставки. Это IT-холдинг Mail.ru Group.

Программистов в России путают с террористами?

И все-таки главной преградой разработчиков игр являются не финансы, а получение и ввоз девкита — специального оборудования, собирающего версии игр, которые будут работать на приставках. В России с этим есть проблемы. Во-первых, сложно получить саму консоль от компании-производителя. Во-вторых, возникают трудности с таможней.

«Тебе нужно доказать, что ты достоин того, чтобы тебе дали девкит. У студии должно быть некое имя, то есть портфолио выпущенных игр, чтобы ее могли рассматривать всерьез, потому что иначе Sony отказываются сразу. Отказы они никак не комментируют», — подчеркивает игровой продюсер в Zillion Whales Андрей Коротков.

Разберем чуть подробнее. Первая трудность — сам процесс получения девкита от Sony или Microsoft. Просто так это сделать невозможно, необходим статус разработчика на консоли. Для получения этого статуса нужно иметь компанию, зарегистрированную за пределами России, и связаться с Sony или Microsoft от имени этой компании. Затем необходимо показать презентацию готовой игры, чтобы производители убедились в ее качестве. 

Если юридический адрес студии в России, то девкит получить невозможно. Поэтому разработчикам приходится регистрировать компании за рубежом. Чаще всего выбирают Кипр и Лондон, куда затем Sony или Microsoft отправляют девкит. «Тебе надо слетать за границу. До этого надо, чтобы девкит куда-то там доставили. Значит, тебе нужен кто-то, кто его там получит. То есть нельзя просто сидя у себя в офисе, в неком условном Воронеже, все это сделать», — делится сценарист SkyRiver Studios Булат Даутов.

Кипа документов и трудности с ФСБ

Следующая проблема связана с импортом полученного девкита в Россию. Дело в том, что ФСБ относит это устройство к классу шифровального оборудования. Его ввоз на территорию России ограничен согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии. Чтобы легально ввезти девкит, необходимо оформить огромное количество документов. Например, надо получить лицензию от Минпромторга РФ, которую могут выдать, только если есть заключение ФСБ. Именно ФСБ отвечает за оформление лицензий и других разрешительных документов для ввоза.

Прислать девкит просто по почте или какой-то курьерской службой нельзя. «Очень сложно раздобыть девкит. Никто не высылает их в Россию. Nintendo, скорее всего, даже не будет с вами разговаривать, если вы из России, а не из Европы», — делится креативный директор Targem Games Алексей Честных

Обратимся к конкретному примеру. Ян Шевченко — первый гейм-разработчик Татарстана, который вышел на рынок игровых приставок. Ранее филиал компания Яна была резидентом особой экономической зоны «Иннополис». Но даже это не помогло в подготовке необходимых документов. Получить и ввезти нужное оборудование удалось только после появления партнеров. В пресс-службе Иннополиса сообщили, что вопрос оформления документов на девкиты не входит в их полномочия.

Забавный факт: Ян признался, что в Иннополисе ему просто отказали в помощи, сказав, что ничего не могут сделать. Мы обратились в ОЭЗ и получили ответ, что они вообще никогда не решали такие вопросы с гейм-разработчиками и подобная тема касается вообще не их, а таможенной службы.

Microsoft разводит руками, а наши ввозят нелегально

Источники в индустрии считают, что неудачные попытки оформления документов для легального импорта могут подтолкнуть кого-то к попытке ввезти девкит в Россию под видом обычной игровой приставки. Кто-то получает девкит в Европе и перевозит его на самолете, говоря, что это игровая приставка, они очень похожи.

Игровой продюсер в компании Zillion Whales Андрей Коротков рассказал, что пытался решить этот вопрос с Microsoft и обратился в московский офис корпорации. Там ему ответили, что в принципе не имеют права импортировать девкиты в Россию. «Мы общались с Microsoft и пытались легально получить их приставку. И сами Microsoft не имели нужной лицензии и не могли ввозить. Когда встает вопрос доставки приставки, московский офис разводит руками и говорит, что у них нет права импортировать. Они говорят, что вы можете прийти к нам в офис в любой другой стране, забрать девкит, а что делать с ним дальше — ваши проблемы», — отметил он.

Другие разработчики тоже признаются, что Sony и Microsoft не поддерживают Россию и страны СНГ, игнорируя обращения и не оказывая никакого содействия в процессе получения как статуса разработчика, так и девкита. 

Невозможность Microsoft легально отправлять девкиты в Россию и юридические сложности с ФСБ и таможней — все это вызывает непонимание у разработчиков. Ждем, когда ситуация наладится и Россия сможет достойно показать себя на международном рынке консольных игр.

© Habrahabr.ru