Почему в России не родятся единороги?
Александр Горный, автор TG-канала «Стартап дня Горного Александра», поднял очень неочевидную тему про венчур стартапов в России. Сам Александр — директор по стратегии и анализу в Mail.Ru Group.
Стартап дня сегодня — необанк из Бразилии под скромным названием Neon. О бизнес-модели его писать в 2020 году неинтересно, это просто точная копия нашего Рокета. Весь проект — красивое мобильное приложение с банковскими переводами и управлением кредиткой. Своей лицензии у стартапа нет, реально деньги хранятся в традиционном банке. Выручка заведомо меньше любого конкурента: пользователь не платит никаких комиссий, всё бесплатно, себестоимость обслуживания субсидируется за счет инвестиций.
И вот первого сентября Neon привлек очередной раунд — 300 миллионов долларов. Мы привыкли к таким масштабам в США и Европе. Там, как известно, деньги печатают, инвестиции любыми могут быть. Но это-то — Бразилия! И не «международка», деньги получил чисто локальный игрок. И он не единственное исключение, в Бразилии сейчас 7 единорогов. У нас, между прочим, ни одного.
Давайте сравним наши страны, чтобы разобраться, почему так. ВВП России в реальных ценах 4.2 триллиона долларов, Бразилии 3.3. На душу населения разница ещё больше, 29 против 16 тысяч. Рубль недооценен сильнее реала, по номиналу у них 1.8 триллионов долларов против наших 1.7. Но людей там больше, «на душу» они остаются беднее, у них 8.8 тысяч долларов, против наших 11.3.
Динамика экономик примерно одинаковая. Если брать за базу 2007 или 2008 год, то Россия растет медленнее. Если любой другой, включая 2014, то заметно быстрее или примерно так же. Во избежание неоднозначностей, напишу ещё раз: с момента Крымских событий экономика РФ со всеми санкциями и Бразилии без них «выросли» примерно одинаково.
График курса бразильского реала сильно отличается от нашего рубля, там свои взлеты и падения, но сегодня соотношение между валютами точно такое же, как было весной 2008 года. Индекс бразильской биржи с пиков того времени вырос в реалах на треть, ММВБ в рублях в полтора раза. Соответственно, в пересчете на доллары ММВБ выступил на 10% лучше.
Утечка капитала из России обычно больше, но в самое последнее время и тут в Бразилии хуже. Сальдо торгового баланса у РФ лучше почти всегда, и разница на глазок перекрывает разницу в утечке даже в худшие годы.
Не знаю, как объективно сравнить инновационность среды, но вроде бы очевидно, что у нас тут преимущество. В Бразилии не осталось своих соцсетей или поисковиков, бразильцы не выигрывают чемпионаты мира по программированию. В конце концов, тот ж Neon запустился в 2016 году, и тогда было ещё не поздно удивлять клиентов банком в мобильном приложении.
Продолжать можно долго, показателей у экономики бесконечное количество, но, кажется, иллюстраций основного тезиса достаточно: Россия по основным параметрам не хуже Бразилии, а по многим — однозначно лучше.
Отдельно напишу о суровой зиме, санкциях, геополитике и всем остальном, о чем вы подумали после предыдущего абзаца. Да, отношения с США и ЕС, как и погода, у Бразилии очевидно теплее, но это уже «учтено» в ВВП, курсе валюты, утечке капитала и биржевом индексе. Какие-то их проблемы мешают им сильнее, чем нам мешают климат или реакция на Крым. И это остается так, даже если специально «под нас» выбрать для сравнения дистанцию 2013–2019. Или, с другой стороны, давайте перечислим наши венчурные раунды масштаба сотен миллионов долларов во времена до санкций. Я не помню ни одного. Отмазки не было, но и таких инвестиций тоже не было.
Вывод прост. Пример Бразилии доказывает, что причины отсутствия у нас «красивого» венчура с единорогами и раундами с восемью нулями — не размер рынка, не его перспективы и не коррупция с санкциями. Что мешает ему на самом деле — можно и нужно думать, но не надо считать это данностью. У других в худших условиях получается.
А как думаете вы, что мешает «единорогам» бодро скакать по полям и дорогам России?