Почему ученики застревают в online обучении IT даже с наставником?
Предложение о смене ПРОФЕССИИ online — современный тренд. На вебинарах, лайвах, митапах и т.п. обучающие организации рассказывают о нюансах дистанционного развития трудовых навыков.
Один такой лайв я посмотрел на днях (сентябрь 2022 г.). Зацепило название: «Как наставник помогает в обучении программированию». Этим вопросом я интересуюсь давно и имею свои наблюдения, изучаю отзывы студентов, общаюсь со специалистами из IT.
Многие тезисы уже были сформулированы, а просмотр лайва стал всего лишь сигнальной ракетой к написанию статьи.
Краткая история вопроса
На заре своего развития online обучение было стихийным и условно его можно назвать КОНСУЛЬТАЦИОННЫМ. Новички, постигая азы программирования, обращались за помощью на специализированные форумы и получали различные советы. Собственно эта модель существуют и сейчас.
Не редко на форумах можно встретить что-то вроде этого: «Умник, ты сначала сам изучи учебник по mySQL, тогда не будешь задавать здесь глупые вопросы». Иногда такие рекомендации отпускаются и тем, кто сам дает советы.
Отзывчивые айтишники могут кинуть ссылку на какую-то статью, показать пример готового кода. Если повезет, то подправят твой код, объяснят, почему так. При этом, тут же находятся те, кто критикуют это решение и предлагают или не предлагают другое.
Охотнее всего отвечают тем, кто к вопросу прикладывает свой код, а не просто задает вопрос как сделать и ждет, что за него напишут код.
Проблемы саморазвития
Не смотря на то, что люди получают ответы на свои вопросы, у самостоятельного развития проф. навыков есть серьезные недостатки.
Никто не возьмет на себя ответственность за развитие ваших компетенций. Это вообще ни кому не интересно.
Разные ответы по одному вопросу создают путаницу, ставят новичка в ситуацию выбора.
Просящий помощи остается один на один со своими задачами и тратит массу времени на развитие навыков. Что-то почитал, где-то примеры подсмотрел, а дальше бесконечные часы экспериментов с кодом. Застрял. Бегом на форум за консультацией. Есть ответ! Новая задачка и все по новому кругу.
Вы не можете оценить, хорошо или плохо пишете код.
Знания приобретаются вне какой-то системы, методом «проб и ошибок», разрозненными кусками, преемственность в обучении отсутствует, у каждого своя траектория.
В IT так быстро все обновляется, что порой новичок осваивает то, что уже не актуально. Сейчас, когда вы делаете запрос в поисковике, рискуете в выдаче получить первую статью с примером кода 10 летней давности. Вы не просто потратите время впустую на изучение устаревшего материала, вообще можете уйти в обратную сторону.
Эффективность самостоятельного развития компетенций с нуля, без поддержки остается под сомнением. Не зря, даже после тренинга, рекомендуется сопровождение в развитии навыков. Подробнее об этом можно посмотреть на сайте hrd.arbat.top/sunrise
Эра развития online «школ, университетов, академий»
Интернет наполнялся новыми инструментами для программистов. В IT выделялись узкопрофильные области. Росла популярность профессии. Желающих изучать код становилось все больше. Неизменными оставались проблемы саморазвития.
Когда начали появляться профильные обучающие online площадки (некоторым из них более 10–15 лет), то первое, что они сделали — обзавелись разными учебными курсами. Возникла новая роль — АВТОР online курса.
Чаще всего эти люди были преподавателями курсов в аудиториях. Многие из них, конечно, ни какие не наставники, т.к. вообще не принимают ни какого непосредственного участия в развитии навыков.
Однако, благодаря им, обучение в «университетах» стало гарантом, что вы получаете актуальный материал, т.к. автор — эксперт и знает, чему сейчас нужно учиться, а что устаревает.
Задачи авторского курса: дать информацию в систематизированном виде, основные понятия, обеспечить преемственность между темами, показать практические примеры и приемы, геймифицировать. В общем, сделать курс полезным и не скучным.
Появились вспомогательные сервисные роли. Кто-то должен был решать орг. задачи, отвечать на вопросы, даже если все было написано на сайте. В конечном счете, клиента доводили до кнопки «Купить курс» и организовывали доступ к этому курсу. Поток пошел.
Но вот беда, чем больше людей записывалось на курсы, тем больше среди них появлялось тех, кто ни как не мог обучаться самостоятельно. У них что-то не получалось с кодом, они упирались в стену и уходили.
Появились наставники
Маркетинг был правильным: привлечь студента один раз, с расчетом, что за следующие 1–2 года он пройдет несколько курсов. Например, верстка, потом js, дальше sql, php, а после что-то еще. Но ученики начали «отваливаться», не закончив первый курс — не рентабельно.
Нужен был тот, кто поможет ученику с овладением навыков, как-то ответит на его вопросы по теме обучения. Так появилась новая роль — НАСТАВНИК.
Маркетинг и отдел продаж ликовали. Теперь к курсам автор прилагал домашние задания с тренажерами. Успех был обеспечен. А тут еще и пандемия. Желающих сменить профессию увеличилось в разы.
Самое интересное — обязанности наставников. Тут я передаю слово ведущему лайва. Я не оцениваю, как обучают в этой организации. Прямая речь ведущего — яркая иллюстрация того, что происходит в целом в этой сфере, конечно же, на мой взгляд.
«Наставнику не интересно заставлять вас учиться» — говорит ведущий. Стоп. Не понял. Что значит интересно / не интересно? Если наставник работает на академию, то правильнее говорить: обязан / не обязан. Ладно, не интересно, не мотивирует. Важнее, что бы не демотивировал.
Почему вообще возникает вопрос про мотивацию тех, кто заплатил свои деньги за курс? Оплатил, а учиться не хочет? И много таких? Скорее всего это сигнал о том, что в ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ что-то идет не так. Мы имеем дело не с единичными случаями, а со статистикой, которая заставляет об этом говорить и искать решения проблемы.
Ведущий информирует: «Наставник — не репетитор, не преподаватель, не пишет за тебя код, не менеджер, который ставит тебе задачи и дедлайны. Наставник не является заменой гугла. Он не является тем источником знаний, к которому нужно прибегать, когда у вас возникла сложность. Он не ищет вместо вас статьи и решения». Вот это боль!
Что на практике? Во время лайва появляется комментарий: «Застрял в начале обучения на js. На тренажерах — понятно, учебный проект — понятно. Как только сажусь за личный проект, не понимаю, что делать».
Ответ ведущего: «Сделай сам что-то. Напиши три строки кода. Распиши что ты делал, покажи наставнику, скажи где застрял. Наставник видит путь, понимает, где ты свернул не там. Он не говорит сам код, только концепцию. Например, напиши функцию, которая делает вот это. Потом обсудим. Он подскажет, какой тренажер пройти или что-то еще почитать, пересмотреть запись с авторами».
На заметку: «Знать путь и пройти его — не одно и тоже». Морфиус
Понимаете, что происходит? Ученик застрял, а его снова оставляют один на один с задачей и запускают на новый виток самообразования. Ведущий лайва говорит: «Часто люди застревают, т.к. боятся, что у них что-то не получится». Бывает. Но еще чаще это происходит от того, что ученик остался один на один с задачей и не понимает, что делать.
Почему так происходит при обучении новой профессии? Слушаем ведущего лайва: «Наставник валидирует решение ученика. Но он не только контролер, проверяющий ваш код. Он знает как решать задачу и как не стоит ее решать, может поделиться с вами этим опытом. Наставник оставляет комментарии под вашими домашними заданиями. Единственная цель, которую преследует наставник — желание повысить уровень вашего кода, привить вам правильные подходы в алгоритмах, написании кода. В этом его главная задача. Его задача не в том, что бы сказать как решать задачу».
Я так и думал! В обязанности наставника не входит объяснение как решать задачу. Остается загадкой, каким опытом делится наставник? Какие оставляет комментарии, если он не пишет код? Есть вообще алгоритм, как прививать ученикам «правильные подходы»?
Слушаю ведущего и думаю, а кого мне напоминает этот наставник? А вам он кого напоминает? Я вижу добровольца консультанта с форума. Только на форуме ни какой ответственности и системы, а тут проверенные люди, отвечают вовремя, в рамках программы, да еще и под контролем администратора академии, получают за это вознаграждение.
Поймите меня правильно, я не критикую этот подход в отрасли. Учебные заведения зарабатывают. Есть ученики, которые все таки получают новую профессию. Система с консультантами рабочая, но ученики отваливаются, да еще с болезненным процентом.
Система консультантов-наставников дает сбой
Отвал неизбежен везде. Может проблема не в системе online обучения? Допустим, человек не правильно выбрал новую профессию. У него не оправдались ожидания, нет нужных способностей. Наверное, ему лучше податься в аналитики или еще куда. Вдруг его повысили на текущем месте работы, заболел, загулял, ребенок родился, в армию забрали. Взял задачу не по силам. Что угодно может быть причиной.
Остается фактом — около 60% учеников, а на некоторых программах и больше, по прежнему не завершают обучение. Та дам! Появились АДВАЙЗЕРЫ. Значит, борьба за клиента продолжается, а наставники все таки не справляются.
В чем функционал адвайзера со слов ведущего лайва: «Адвайзер осуществляет контроль по реперным точкам за тем, как ученик проходит программу, отслеживает возникновение проблем, инициирует контакт с клиентом, обнаруживает затыки, в чем нужна помощь. Может потерял мотивацию, напоминает о дедлайне. Вдруг студент застрял на задании и стесняется написать наставнику».
В общем, такой регулировщик. Мониторит ученика, разруливает конфликты, раздает волшебные пендали, пусть даже в дружелюбной и заботливой форме.
Айтишники — люди очень практичные. Лишний раз стучать пальцами по клавиатуре не станут. А тут в академии создали целую роль для удержания учеников. Значит проблема есть. И лежит она, по видимому, в самом процессе обучения. Я уверен, что главная причина отвала — ученик застрял, у него не получается. Развитие навыков превращается в долгий квест.
Есть психологический закон, т.е. закон природы: большинство людей избегают ситуаций, в которых у них не получается достигать намеченного результата. Люди стремятся к тому, что получается и получается быстро.
Появление адвайзеров — еще один признак, что наставники не дорабатывают. Как бы не пытался нас заверить в обратном ведущий лайва: «Наставник — это экономия времени и сил, т.к. он знает как делать хорошо / плохо и может подсказать, как двигаться в той области, которая является для тебя новой».
Если тебе регулярно «подсказывают» идти и самому разбираться в том, чего ты не понимаешь, то это совсем не экономия времени и сил. Для некоторых — демотиватор. Не зря в лайве затрагивается вопрос о смене наставника…
Причины, почему все это происходит, стоит искать в процессе обучения. По моему мнению, наставниками часто называют тех, кто являются консультантами.
Чем консультант отличается от наставника?
Начнем с того, что эти понятия крайне размытые и используются в широком смысловом диапазоне. Достаточно сказать, что под наставником понимают руководителя, учителя, воспитателя, опытного специалиста, мастера, тренера, консультанта, священника, «отца родного» и др.
Кто-то считает, что все это разные роли наставника. Название меняется от сферы деятельности, задачи, специфики передаваемого опыта. Наставник в духовной жизни и на производстве — суть не одно и тоже. В конечном счете, не важно, как вы называете опытного специалиста, который помогает ученику развивать трудовые навыки. Куда важнее то, как он это делает.
Статья посвящена проблеме обучения при смене профессии. Поэтому, давайте для сравнения этих ролей сузим рамку до процесса отработки трудовых навыков, в том числе и в online. Чем четче цель, тем точнее попадание.
Наставник и консультант оказывают помощь в развитии компетенций. В чем-то их роли пересекаются, но есть принципиальные отличия. Поэтому эффект обучения разный.
В переводе с латинского консультант означает советующий. Он валидирует результаты работы ученика, раздает профессиональные рекомендации, отвечает на вопросы, оставляет ученика один на один с задачей и передает ему 100% ответственности за развитие навыков. Цель консультанта проинформировать и запустить самостоятельный процесс обучения. Подход эффективен на поздних этапах обучения, когда ученик способен к саморазвитию в рамках отработки какой-то группы навыков.
У наставника другая цель. Он непосредственно помогает ОТРАБОТАТЬ трудовой навык. На ранних этапах обучения ученик не остается один на один с задачей. Наставник знает, где могут быть ошибки и уже на этапе знакомства ученика с операциями показывает, что приводит к ошибкам. Если у ученика не получается, наставник анализирует причину неуспеха и тут же помогает ее устранить. Если нужно, то личным примером, причем неоднократно. Может контролировать работу ученика по процессу и тут же давать обратную связь. Наставник берет на себя ответственность за ошибки ученика.
Так это же репетитор (с латинского repetitio — повторение)! Не совсем. Цель репетиции — совершенное, безупречное, идеальное исполнение действия. И такое обучение стоит не дешево. Наставник же нужен до момента, когда ученик научится исполнять действие, находить и исправлять свои ошибки самостоятельно.
Некоторые сравнивают такого наставника с нянькой, которая «за тебя делает шаги, переставляет тебе ноги, а ты ничего не делаешь». Нянька не развивает трудовые навыки. Ее задача приглядывать за дитятей, как бы чего не вышло. И если ваш наставник не развивает навыки новичков, он не наставник.
Несколько наглядных примеров
Пример #1.
На первых занятиях художник дает совет ученику: «Развивай художественное видение». Вам понятно, что нужно делать на уровне конкретных операций? Вот и мне нет. Но это здорово напоминает посыл прививать ученикам «правильные подходы» в написании кода.
А если художник говорит: «Рисуем куст на фоне удаленного леса. На этом светло-зеленом фоне кладем темно-зеленое пятно. Для создания формы куста необходимо взять зеленый цвет по тону между светло и темно-зеленым. Понятно? Почти. Как получить этот цвет? Какую краску смешать? Тут художник-наставник дает четкие инструкции. Показывает, как экспериментировать с подбором цвета. Дает обратную связь ученику — попал в цвет или нет. Когда цвет найден, он научит рисовать веерной кистью…Это один из приемов развития художественного видения в пейзаже.
В этом действии есть последовательность операций. Тут рождается отработка навыка, можно корректировать операции. Ученики быстрее научаются действовать правильно и быстрее становятся самостоятельными в работе. Это подстегивает их мотивацию. Если не дать этих алгоритмов, то ученик будет развивать художественное видение методом «проб и ошибок», оставаясь один на один с задачей. Сколько попыток он сделает, прежде чем «сломается»?
Что бы не быть голословным, посмотрите галерею, как рисуют любители на мастер-классах у Художников Арбата ww.arbat.top/gallery
Пример #2.
В течение нескольких промозглых дней в середине декабря перед взятием Измаила с утра до вечера А.В. Суворов лично ставил задачи и контролировал по процессу, как солдаты учатся преодолевать ров с помощью фашин (ими закидывают ров и быстро из него выбираются).
А ведь мог с утра проконсультировать, дать пару дельных советов, оставить их один на один с задачей, а на следующий день валидировать итоги их упражнений.
Когда Суворов лично наблюдал за действиями солдат, то видел причины их неудач и тут же вносил корректировки. Консультант валидировал бы результаты и отправил читать инструкцию.
На старте обучения полководец выступал в роли наставника и лично показывал, что делать. Обучение длилось несколько дней. Важна была не только индивидуальная результативность, но и всей группы солдат. Когда навыки начали отрабатывать на время, обучение превратилась в репетицию атаки.
Пример #3.
В IT новичку легче применить методологию БЭМ при верстке одной страницы сайта. Не то же самое применять эти знания при верстке сайта из 5 страниц. Совсем другое дело для новичка верстать сайт по БЭМ из 30 разных страниц.
Доля участия наставника в первом случае может быть минимальной, если авторский курс по БЭМ был хорош. Вероятность самостоятельного решения задачи высока. Поэтому, наверное, можно обойтись и консультацией.
А вот во втором, а тем более в третьем случаях, некоторые ученики могут застрять с версткой надолго. Кому-то может быть не достаточно авторского курса и консультаций.
Итого
Мы не зря рассмотрели историю развития online обучения, пусть даже и в кратком варианте. Этого достаточно, чтобы увидеть, что консультирование, как подход в обучении, перекачивало со специализированных форумов и встроилось в online обучение, но уже под названием «Наставничество». Отчасти это произошло в силу решения маркетинговых задач.
Но, прежде всего, этот процесс сложился исторически и до сих пор принципиально не изменился в части развития навыков. Появились новые роли, систематизировали материал, добавили домашние задания и тренажеры. Но ученика по-прежнему запускают на повторные круги самостоятельного обучения и оставляют один на один с задачей. Без конкретного алгоритма действия, на ранних этапах развития трудового навыка часто ученик «не выгребает». По итогу не всегда достигает своей учебной цели.
Хотя, наверняка, не все наставники так делают. Если в компании назрел вопрос улучшить работу наставников, то как минимум, посмотрите, кто дольше всех работает в компании, какие отзывы о них оставили ученики. Ищите самых успешных, анализируйте и тиражируйте их опыт работы. Улучшить навыки обучения у наставников можно и посредством специальной программы. Для примера загляните на сайт hrd.arbat.top.
Процесс развития компетенций в консультационном виде очень распространенный. К сложившейся практике привыкли, она стала нормой. Тем более, что в этом процессе достаточно много тех, кто все-таки успешно справляется с учебными задачами самостоятельно и получает новую специальность.
Я считаю, когда клиенту предлагают учебный курс для смены профессии, то и требования к процессу развития трудовых навыков должны быть выше, даже если это online курс в IT.
Главное — не обучайте людей методом «проб и ошибок».