Почему Tesla и Deutsche Bank отказываются от бумажных контрактов
23 июля Илон Маск, директор компании Tesla Motors, которая выпускает известные электромобили, поделился планами: «Мы собираемся полностью избавиться от контрактов, — написал он в твиттере. — Должна быть просто кнопка «Нажмите здесь — и получите свою машину». А затем, если она вам по каким-то причинам не понравится, то вы просто возвращаете её, как любой другой товар».
We«re trying to get rid of contracts completely. Should just be «tap here & you get your car». Then, if you don«t like it for any reason, just return it like any other product.
— Elon Musk (@elonmusk) July 23, 2018
Маск написал это в ответ автовладельцу JD Mankovsky: тот пожаловался что его сестра пришла покупать Tesla X — и очень долго ожидала, пока в салоне закончат оформление всех бумаг, Вероятно, там возникли какие-то непредвиденные проблемы. Девушка пришла в салон в 14:00, но смогла уехать на своём автомобиле только в 21:00.
Инновационный автомобиль, который получает апгрейды через интернет, технологии будущего —, но людей заставляют ставить физическую подпись на бумаге, как в средние века.
Разумеется, в современной компании такого быть не должно: контракты мгновенно закрепляются личной цифровой подписью клиента в системе цифрового документооборота. Давно существуют системы для цифровой подписи документов Microsoft Office и PDF.
Так, сертификат PDF Signing используется для сертифицирования и для утверждения PDF-документов. Получатель сертифицированного документа знает, что документ подлинный, получен от проверенного источника, и не подвергся подделке. Подписи утверждения документа является электронным аналогом рукописной подписи на физических документах.
Для менее значительных документов разрешено ставить простое факсимиле: например, есть простое приложение HelloSign для Gmail.
HelloSign for Gmail — простое расширение к Chrome, чтобы ставить факсимиле на приходящие по электронной почте документы
У Tesla очень быстро растут продажи, и старые методы оформления сделок уже не справляются с оборотом. В прошлом году компания продавала в своих американских салонах по 1000 машин Tesla S и Tesla X в неделю, а сейчас оформляет по 6000 в неделю (Tesla S, Tesla X и Model 3). В июле компания объявила о продаже 200 000-го автомобиля в США.
Оформление документов в автосалонах традиционно занимает много времени. Компания пытается стремится сократить сроки: в некоторых офисах Tesla работает система Sign & Drive, где оформление обещают закончить в течение 5 минут. Есть возможность заказать доставку автомобиля прямо к дому.
Цифровые контракты особенно удобны для беспилотных автомобилей, которые в будущем смогут планировать маршрут и перемещаться из точки А в точку Б без участия водителя. Теоретически можно представить, что контракт заключают через интернет — и после перевода денег машина сама едет к покупателю из салона. Впрочем, «автопилоту» Tesla пока далеко до такого уровня автономности, сейчас в салоне обязательно должен сидеть водитель и держать руки на руле.
Экран автомобильного компьютера Model 3 (скриншот из руководства пользователя)
Так или иначе, но переход на цифровые подписи значительно ускорит оформление документов, а Tesla ещё сильнее дистанцируется от традиционных автосалонов. Приобретение автомобиля Tesla станет больше похожа на покупку технологического гаджета. Илон Маск постоянно проводит мысль, что его компания отличается от остальных автопроизводителей не только технологически, но и бизнес-практиками. Возврат купленных автомобилей без объяснения причин, как телефонов iPhone — одна из таких инновационных практик, которая словно подчёркивает, что автомобили Tesla — это компьютеры на колёсах. Apple впоследствии продаёт эти возвращённые телефоны со скидкой как «восстановленные». Возможно, у Tesla тоже появится такая опция.
Автомобильная компания Илона Маска не одинока в своём стремлении избавиться от бумажных контрактов. На самом деле цифровые контракты всё больше внедряются в повседневную практику. Почти в каждом банке есть сервис интернет-банкинга с возможностью подписать и отправить в банк любые документы. Во многих странах налогоплательщики отправляют налоговые декларации через интернет, подписав их своей цифровой подписью. Другие государственные услуги доступны таким же образом, а в некоторых странах вроде Эстонии даже голосование на выборах давно происходит по электронным ID, в том числе через интернет.
Настоящие физические подписи по-прежнему требуются для самых важных документов, таких как завещания или финансовые контракты. Но и здесь внедряются новые технологии. Например, крупнейший немецкий банк Deutsche Bank объявил об успешном испытании цифровых подписей для корпоративных контрактов и открытия счетов. Тест по внедрению цифровых подписей DocuSign был проведён совместно с одним из крупнейших клиентов банка — американской компанией Honeywell. Теперь Deutsche Bank разворачивает этот сервис для корпоративных клиентов в США, Великобритании, Германии, Бельгии и Нидерландов. В других регионах технологию начнут внедрять со следующего года.
Физически подписи постепенно вытесняются цифровыми контрактами. Недавно проведённый опрос в Великобритании показал, что более половины взрослых жителей страны редко расписываются от руки, а примерно у 20% вообще нет специальной подписи — они просто пишут свою фамилию в тех случаях, когда это требуется. «Мы так привыкли использовать современным инструментам верификации, будь то распознавание отпечатков пальцев, простые пароли или пинкоды, что идея просто написать имя от руки кажется почти смешной, — говорит Стив Робертс из британской консалтинговой фирмы в области информационной безопасности. — Поэтому неудивительно, что у значительной части людей больше нет конкретной постоянной подписи, а многие из нас даже не помнят, когда в последний раз подписывались собственным именем».